ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11640/2016 от 30.11.2016 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Петерс А.Н. Дело № 33-11640/2016

Строка статотчета: 063г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Ланцовой М.В.,

судей Касацкой Е.В., Щукина А.Г.,

при секретаре Асланян Л.Н.

рассмотрела в судебном заседании 30 ноября 2016 года дело по апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Центральном АО г. Омска на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 28 сентября 2016 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать ответчика включить в специальный стаж период трудовой деятельности с <...> по <...> в должности <...> в БУ ОО «Центр социальной адаптации несовершеннолетних «Надежда» города Омска.

Взыскать с ГУ-УПФ РФ по ЦАО г. Омска в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере <...>».

Заслушав доклад судьи областного суда Ланцовой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что <...> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, <...> принято решение об отказе в установлении пенсии по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Ответчик, принимая решение об отказе в установлении пенсии, мотивировал свой отказ тем, что в период с <...> по <...> истец осуществлял трудовую деятельность в должности <...> в БУ ОО «Центр социальной адаптации несовершеннолетних» «Надежда», данное учреждение не предусмотрено перечнем, установленным постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002. Указанное решение считает незаконным, т.к. <...> она была принята на работу на должность <...> в БУ Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» «Надежда» <...>, приказом от <...> БУ Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» «Надежда» был переименован в БУ Омской области «Центр социальной адаптации несовершеннолетних» «Надежда» (БУ «ЦСАН» «Надежда»). Фактически произошла не реорганизации учреждения, а смена его названия. Деятельность учреждения после его переименования осталась прежней, условия работы, ее должностные обязанности не изменились. Таким образом, при переименовании учреждения БУ Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» «Надежда» в БУ Омской области «Центр социальной адаптации несовершеннолетних» «Надежда» фактически не произошло изменений условий труда для работников учреждения и изменений их трудовых функций. Полагает, что смена названия учреждения, где осуществляет трудовую деятельность работник, без изменений условий труда и функциональных трудовых обязанностей не может служить основанием для отказа в установлении пенсии работнику за трудовую деятельность на определённых видах работ. Просила признать решение ГУ – УПФ РФ в ЦАО г. Омска об отказе в установлении пенсии от <...> незаконным и необоснованным, обязать ответчика включить период трудовой деятельности с <...> по <...> в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Истец ФИО1, его представитель ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований на основании доводов, изложенных в письменном отзыве на иск.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе начальник ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска ФИО4 просит решение суда отменить. Период работы с <...> по <...> в должности <...> в БУ ОО «Центр социальной адаптации несовершеннолетних «Надежда» г. Омска» не подлежит зачету в специальный стаж, так как вышеуказанное учреждение Списком от 29.10.2002 №781 не предусмотрено. Кроме того, на индивидуальном лицевом счете отсутствуют сведения, подтверждающие занятость на работе, предусмотренной постановлением Правительства №781 от 29.10.2002.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения истца, ее представителя ФИО2, полагавших решение соответствующим закону, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2015) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа, наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ст. 36 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Как следует из трудовой книжки ФИО1, истец имеет высшее образование, специальность «учитель». <...> истец принята <...> в Локтинскую неполную среднюю школу, <...> переведена в Новоивановскую неполную среднюю школу <...>, <...> принята переводом в Лесную школу <...>, <...> назначена <...>, <...> уволена по собственному желанию; <...> принята на должность <...> в отделение по профилактике безнадзорности детей и подростков в ГУ Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Пенаты» ЦАО», <...> переведена в отделение психолого-педагогической помощи семье и детям в той же должности, <...> уволена по собственному желанию; <...> принята на должность <...> в отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в ГУ Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Рябинушка» ЦАО», <...> уволена по собственному желанию; <...> принята в социальную службу экстренного реагирования на должность <...> в порядке перевода из БУ «КЦСОН «Рябинушка» в ГУ Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» г. Омска», <...> учреждение переименовано в БУ Омской области «Социально-реабилитационный центр» для несовершеннолетних «Надежда» г. Омска», приказом от <...>№ <...> БУ Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» г. Омска» переименовано в БУ Омской области «Центр социальной адаптации несовершеннолетних «Надежда» г. Омска» (БУ «ЦСАН «Надежда» г. Омска»), <...> истец уволена по собственному желанию; в период с <...> по <...> работала <...> в участке по обеспечению функционирования БУ культуры Омской области «Омская филармония» <...>).

Как следует из материалов дела, <...>ФИО1 обратилась в ГУ-УПФ РФ в Омском районе Омской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением ГУ – УПФР в Омском районе Омской области от <...>№ <...> в установлении пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ истцу отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.

Из содержания решения следует, что ответчиком помимо прочего не был зачтен в специальный стаж истца период работы с <...> по <...> в должности <...> в БУ Омской области «Центр социальной адаптации несовершеннолетних «Надежда» г. Омска, так как учреждение не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 (<...>.).

Не согласившись с указанным решением, ФИО1<...> обратилась с настоящим иском в суд.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

Согласно пункту 11 Правил работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.

Таким образом, закон предусматривает возможность включения в выслугу лет периода работы в должности и учреждении, одновременно предусмотренными вышеприведенным Списком.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 20 октября 2005 года N 392-О, от 18 апреля 2006 года N 83-О, от 21 декабря 2006 года N 584-О, от 19 июня 2007 года N 436-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Названная правовая позиция подлежит применению и в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей, при определении их права на досрочное назначение трудовой пенсии согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".

Следовательно, для возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности решающим является характер данной деятельности (связана с обучением и воспитанием детей).

Согласно п. 11 Правил в специальный педагогический стаж подлежит включению работа в должности социального педагога в учреждения социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка, среди которых указан «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

В соответствии с Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 №896, основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (п. 2). В соответствии со своими задачами центр обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в центре; на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних; на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений (п. 9).

Названные задачи нашли отражение в Уставе БУ Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» г. Омска», утвержденного распоряжением Министерства труда и социального развития Омской области от <...>№ <...> (<...>

Из вышеприведенных обстоятельств по делу следует, что истец в период с <...> по <...> работала в должности <...> в БУ Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» г. Омска», с <...> после переименования учреждения - в БУ ОО «Центр социальной адаптации несовершеннолетних «Надежда» <...>. При этом период до переименования учреждения (с <...> по <...>) был зачтен ответчиком в специальный педагогический стаж.

Оценив представленные в материалы дела, согласующиеся между собой письменные доказательства: должностную инструкцию <...> социальной службы экстренного реагирования БУ Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» г. Омска» (<...>); должностную инструкцию <...> социальной службы экстренного реагирования БУ Омской области «Центр социальной адаптации для несовершеннолетних «Надежда» г. Омска» (<...>); Уставы БУ Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» г. Омска» (<...> и БУ Омской области «Центр социальной адаптации для несовершеннолетних «Надежда» г. Омска» (<...>); Положения о социальной службе экстренного реагирования БУ Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» г. Омска» (<...>) и о социальной службе экстренного реагирования БУ Омской области «Центр социальной адаптации для несовершеннолетних «Надежда» г. Омска» <...>), суд пришел к обоснованному выводу о том, что, занимая должность <...>, истец на протяжении всего периода с <...> год осуществляла трудовую функцию по оказанию несовершеннолетним психолого-педагогической помощи в одном и том же учреждении, переименование учреждения в <...> году по существу не повлекло изменения его целей, задач, функций.

Согласно п. 2.1 Устава БУ Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» г. Омска» целями деятельности учреждения являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Целью деятельности БУ Омской области «Центр социальной адаптации для несовершеннолетних «Надежда» г. Омска» является социальная адаптация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации (п. 2.1 Устава).

Однако замена цели деятельности учреждения по существу не повлекло изменение основных функций (основных видов деятельности) учреждения. Как и до переименования учреждение принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту работы, учебы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; осуществляет юридическую и правовую защиту несовершеннолетних; оказывает социальную, психологическую и иною помощь несовершеннолеьтним, их родителям (законным представителям) в ликвидации обстоятельств обуславливающих нуждаемость несовершеннолетних в социальном обслуживании; осуществляет разработку и реализацию индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, направленных на ликвидацию обстоятельств, обуславливающих нуждаемость несовершеннолетних в социальном обслуживании (дополнительная функция – разработка и реализация индивидуальных программ социальной адаптации несовершеннолетних); оказывает содействие в организации медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, содействие их профессиональной ориентации и получению ими специальности; оказывает содействие органам опеки и попечительства в жизнеустройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органов опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в учреждении.

Задачи и функции социальной службы экстренного реагирования учреждения не изменились. Служба организуется в целях профилактики безнадзорности и беспризорности, а также социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудовой жизненной ситуации на территории г. Омска. Служба предназначена для оказания экстренной социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, содействия возвращению несовершеннолетних в семьи (пункты 4, 5 Положения о социальной службе экстренного реагирования БУ Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» г. Омска» и о социальной службе экстренного реагирования БУ Омской области «Центр социальной адаптации для несовершеннолетних «Надежда» г. Омска»).

Должностные обязанности истца с переименованием учреждения остались прежними, что следует из представленных в материалы дела должностных инструкций социального педагога.

При таком положении, у суда имелись правовые основания для включения периода работы с <...> по <...> в должности <...> в БУ ОО «Центр социальной адаптации несовершеннолетних «Надежда» <...> в специальный стаж истца.

Доводы подателя жалобы о том, что спорный период не подлежит зачету в специальный стаж, так как учреждение с наименованием «Центр социальной адаптации несовершеннолетних» не предусмотрено Списком от 29.10.2002 №781, притом что в ходе судебного разбирательства бесспорно установлено, что цели, задачи и функциональное назначение учреждения не изменились, соответствуют целям, задачам и функциональному назначению предусмотренному Списком «Социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних», являются несостоятельными.

Отсутствие на индивидуальном лицевом счете истца сведений, подтверждающих занятость на работе, предусмотренной постановлением Правительства №781 от 29.10.2002, само по себе не может повлиять на пенсионные права истца. Обязанность по представлению таких сведений по закону возложена на работодателя, невыполнение этой обязанности не может повлечь негативные последствия для работника.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 28 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи областного суда: