Судья: <ФИО>2 Дело <№...>
(2-2614/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 мая 2021 года <Адрес...>
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего <ФИО>7
судей <ФИО>6, <ФИО>8
по докладу судьи <ФИО>6,
при помощнике судьи <ФИО>4,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе <ФИО>5 на решение Анапского городского суда Краснодарского края от <Дата ...>.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
<ФИО>5 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда в городе-курорте Анапа Краснодарского края о признании права на назначение страховой пенсии досрочно.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с <Дата ...> по <Дата ...> он работал мотористом-электриком на теплоходе «<ФИО>10 С <Дата ...> по настоящее время истец работает мотористом на теплоходе «<ФИО>9 что подтверждается сведениями трудовой книжки, а также справками ПАО «Новороссийский морской торговый порт» от <Дата ...> и ООО «Черноморские скоростные линии» от <Дата ...> истец обратился к ответчику с заявлением об установлении пенсии досрочно по подп. 9 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, однако решением ответчика от 26.02.2020 года истцу было отказано в установлении пенсии по причине отсутствия необходимого специального стажа.
С данным отказом истец не согласен, так как основания для отказа являются надуманными и необоснованным. Ответчик не включил периоды работы истца с <Дата ...> по <Дата ...> и с <Дата ...> по <Дата ...> в специальный стаж в связи с наличием у ответчика справки от <Дата ...><№...> работодателя истца - ООО «Черноморские скоростные линии» о том, что теплоходы «Дмитрий <ФИО>11» и «<ФИО>12» являются прогулочными судами и перевозят пассажиров в акватории порта Анапа. Также ответчик указал, что работа на судах, эксплуатируемых для экскурсионно-прогулочной перевозки пассажиров в акватории порта, в силу п. 9 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» не дает право на досрочное назначение страховой пенсии. Вместе с тем ответчику были представлены справки работодателя истца: ПАО «Новороссийский морской торговый порт» от <Дата ...>, ООО «Черноморские скоростные линии» от <Дата ...>, подтверждающие его работу мотористом-электриком на теплоходах «<ФИО>13» и «<ФИО>14». Период работы с <Дата ...> по <Дата ...> на указанных теплоходах в Новороссийском морском торговом порту составляют более 15 лет специального стажа для льготной пенсии истца по п.9 пункта 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Исключая указанный период из специального стажа на основании справки ООО «ЧСЛ» от <Дата ...>, ответчик не учел, что справка по времени не относится к периоду работы истца с <Дата ...> по <Дата ...> на указанных теплоходах, так как согласно свидетельствам о праве собственности на судно ООО «ЧСЛ» зарегистрировало право на теплоход «<ФИО>16» <Дата ...>, а на теплоход «<ФИО>15 - <Дата ...> Кроме того ООО «ЧСЛ» как юридическое лицо было создано только <Дата ...>. В связи с чем ООО «ЧСЛ» не является правопреемником прежнего собственника теплоходов - Новороссийского морского порта, соответственно не уполномочено подавать сведения в ПФР о работе теплоходов за предыдущие периоды.
Кроме того, согласно Журналу учета прихода-отхода теплохода «Горгиппия» в периоды работы на нем истца с 1994-1998 годах судно выходило из порта Анапа в порты Новороссийск, Батуми (Грузия), Ильичевск (Украина), Сочи, Трабзон (Турция), Геленджик, то есть совершало как внутренние так и международные рейсы. Паспорт моряка истца имеет соответствующие отметки о пересечении государственной границы РФ в указанные периоды. Данные документы опровергают сведения справки ООО «ЧСЛ» от 18.06.2012 г.
Кроме того акватория морского порта «Анапа» не является сплошной от причалов Сукко и Джемете, а состоит из нескольких обособленных участков, границы которых установлены распоряжением Правительства РФ <№...>-р от <Дата ...>. В связи с чем, отойдя от любого из причалов, суда выходят за пределы акватории морского порта и по правилам судовождения обязаны идти в сторону открытого моря. Следовательно, вывод ответчика о плавании теплоходов в акватории порта Анапа является ошибочным. ФЗ «О страховых пенсиях» не ставит право на досрочную пенсию в зависимость от районов плавания морского судна и от целей перевозки пассажиров морскими судами.
Согласно свидетельствам о праве собственности теплоходы «<ФИО>17» и «<ФИО>18» вправе перевозить 240 и 219 человек соответственно, а по определению п.4 ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ под прогулочным судном понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать 18, в том числе пассажиров не более чем 12, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах. В связи с чем указанные теплоходы не относятся к классу прогулочных судов.
Более того, трудовая деятельность истца осуществлялась им до вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем в силу частей 3,4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях" периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, дающей право на досрочное назначение пенсии. Работа истца мотористом-электриком до 01.01.1992 г. дает истцу 2 основания для назначения пенсии досрочно: как члену экипажа морского судна (плавсостава), и как работа с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсии на льготных условиях и в льготны размерах, утвержденный постановлением Совета Министров ССР от 22.08.1956 №1173, который дает прав о на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Ответчик не принял во внимание периоды работы истца с <Дата ...> по <Дата ...> на том основании, что работодатель подал сведения в УПФР об истце как «работа на общих основаниях». При этом ответчик не оспаривает сведения трудовой книжки и предоставленных справок ПАО «Новороссийский морской торговый порт» от <Дата ...> В данном случае имела место техническая ошибка работодателя при подаче сведений о работе истца «как работа на общих основаниях» вместо «работы, дающей право на льготную пенсию».
Независимо от того какие сведения работодатель (страхователь) подал на истца за периоды с <Дата ...> по <Дата ...>, выполнение истцом работы в плавсоставе подтверждается сведениями самого работодателя и ответчика (трудовой книжкой, справкой ПАО «Новороссийский морской торговый порт» от <Дата ...>, ООО «ЧСЛ» от <Дата ...>, сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета от <Дата ...> и сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета на <Дата ...>).
Обжалуемым решением Анапского городского суда Краснодарского края от <Дата ...> в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе <ФИО>5 просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и норм процессуального права. В доводах жалобы ссылается на то, что выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда не подлежит отмене или изменению по доводам жалобы.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 г. страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. установлено, что страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
На основании ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, должностей специальностей и учреждений (организаций), ч учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются, в том числе, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, - Список работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992 г. N 467 "Об утверждении Списка работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности".
Материалами дела установлено, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан УПФ РФ (ГУ) <Адрес...> от <Дата ...> истцу <ФИО>5 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч. 1 и п.9 ч.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от <Дата ...> № 400-ФЗ, ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж не были включены периоды работы: с <Дата ...> по <Дата ...> в должности моториста-электрика 1 класса, старшего моториста-электрика т/х «<ФИО>19» и <ФИО>20» в Анапском портпункте; с <Дата ...> по <Дата ...> в должности моториста - электрика 1 класса, ст. моториста-электрика т/х «<ФИО>21» и <ФИО>22» в Анапском портпункте; с <Дата ...> по 01.08.2020 в ООО «Южные транспортные линии» и ООО «Черноморские скоростные линии».
Судом первой инстанции верно установлено, что в списке работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 7 июля 1992 г. N 467 "Об утверждении Списка работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности", такой вид морского транспорта как теплоходы не поименован. Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что указанный Список не дает истцу право на назначение досрочной трудовой пенсии.
В Списке 2, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение в разделе XXVIII ТРАНСПОРТ (подраздел 3 Морской и речной флот) указаны списки должностей 2-х составов флота, имеющих право на досрочное назначение пенсии, в том числе: плавающий состав (машинная команда судов служебно- вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения), мотористы всех наименований); береговой состав (мотористы трюмные).
Судом верно отмечено, что для определения права на досрочное пенсионное обеспечение по одному из вышеуказанных оснований необходимо документальное подтверждение работы в плавающем составе указанного в Списке 2 вида (категории) морского транспорта (судов).
Судом первой инстанции установлено, что согласно сведениям Российского морского регистра судоходства <№...> судна «<ФИО>23» и «<ФИО>24», на которых работал истец, являются пассажирскими бескоечными судами и имеют район плавания - третий ограниченный. Данные виды судов не относятся к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным, судам пригородного и внутригородского сообщения.
С учетом изложенного судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что тип судна «<ФИО>25 «<ФИО>26», а также характер выполняемой истцом работы на указанных суднах, не дает истцу права на назначение досрочной пенсии по старости по критериям постоянной занятости лица в качестве плавающего состава судна и (или) занятости (рода выполняемой работы и должности) на работах в плавсоставе судна, не являющегося портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного или внутригородского сообщения в соответствии со Списком 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"
Таким образом, доводы жалобы о том, что Федеральный закон «О страховых пенсиях» не ставит право истца на досрочную пенсию в зависимость от районов плавания морского судна и от целей перевозки пассажиров этим судном, основаны на ошибочном толковании норм права, так как Федеральный закон «О страховых пенсиях» является общей номой для назначения пенсии, вместе с тем как установлено выше, он применяется в совокупности с другими нормативно-правовыми актами, в том числе подзаконными актами.
Доводы истца о том, что теплоходы «<ФИО>27» и «<ФИО>28» выходят за пределы акватории морского порта, что подтверждается в том числе журналом учета прихода-отхода т/х «<ФИО>29» Анапского морпункта, а потому могут быть отнесены к судам портового флота, являются необоснованными и опровергаются сведениями Российского морского регистра судоходства <№...>.
В силу ч. 9 ст. 21 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г. орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком правомерно не принята справка ООО «Черноморские скоростные линии» <№...> от <Дата ...>, в которой указано, что истец работает полный рабочий день в должности плавсостава на судах морского флота т/х «<ФИО>30» и <ФИО>31» с <Дата ...> по настоящее время, в качестве достоверного доказательства, подтверждающего наличия у истца права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как данной справке была дана оценка по правилам ч.9 ст. 21 ФЗ №400-ФЗ от <Дата ...>, с проведением дополнительной проверки содержащихся в данной справке сведений (информации), которые были опровергнуты письмом ПАО «Новороссийский морской торговый порт» от <Дата ...><№...>.
Так, в данном письме указано, что за период работы истца <ФИО>5 с <Дата ...> по <Дата ...> в морском порту «Анапа» АО «Новороссийский морской торговый порт» индивидуальные сведения в отношении истца были поданы работодателем как без кода льготы, что подтверждает то, что что в данных ИЛС истца сведения о наличии льготы в период с <Дата ...> по <Дата ...> отсутствуют и они поданы работодателем как на общих основаниях, то есть без учета льготного стажа для назначения пенсии по старости.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Пунктом 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2001, N 44, ст. 4149; 2003, N 1, ст. 13; 2005, N 19, ст. 75; 2007, N 30, ст. 3754; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3616; 2009, N 30; ст. 3739; N 52, ст. 6454; 2010, N 31, ст. 4196; N 49, ст. 6409; N 50, ст. 6597) (далее - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В связи с тем, что письмом ПАО «Новороссийский морской торговый порт» от <Дата ...><№...> сведения о наличии у истца льготы в период работы на теплоходах «<ФИО>35» и «<ФИО>34» не подтверждены, кроме того в сведениях индивидуального лицевого счета истца отсутствуют сведения о коде льготы, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что спорные периоды работы истца на т/х «<ФИО>32» и «<ФИО>33» правомерно не были включены ответчиком в специальный стаж истца, дающий прав на досрочное назначение пенсии.
При таких обстоятельствах решение ответчика от <Дата ...> об отказе в установлении пенсии истцу, которым в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии в порядке пунктов 2,9 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» не включены периоды работы истца <ФИО>5 с <Дата ...> по <Дата ...>, с <Дата ...> по <Дата ...>, с по <Дата ...>, является законным и обоснованным.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание за необоснованностью, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не опровергают содержащиеся в решении суда выводы, были исследованы судом первой инстанции, им дана верная оценка.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не могут служить поводом к отмене решения, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и оснований для признания результата оценки доказательств неправильным судебная коллегия по гражданским делам не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анапского городского суда Краснодарского края от <Дата ...> оставить без изменения, а апелляционную жалобу <ФИО>5 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: