ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1164/20 от 23.01.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Корюкова Е.С. Дело № 33-1164/2020 (33-23492/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 23.01.2020

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Кокшарова Е.В.,

Редозубовой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело №2-646/2019 по иску ФИО1 к администрации Кировградского городского округа о присвоении и сохранении классных чинов муниципального служащего,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировградского городского суда Свердловской области от 29.10.2019.

Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Кировградского городского округа о признании отказа, оформленного письмом от 30.08.2019 №121-08-57/6361 в присвоении и сохранении классных чинов муниципального служащего незаконным; присвоении классных чинов, на дату вступления в силу Закона Свердловской области от 03.04.1996 №17-ОЗ «О муниципальной службе в Свердловской области» - муниципальный советник третьего класса, на дату увольнения с муниципальной службы (10.11.2008) в соответствии с Законом Свердловской области от 29.10.2007 № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы в Свердловской области» - муниципальный советник первого класса; возложении обязанности внести в реестр должностей муниципальной службы сведения о классных чинах и выдать актуальную выписку из реестра о классном чине на дату увольнения.

В обоснование иска указал, что в периоды с 17.05.1994 по 20.08.1999, 03.06.2002 по 10.11.2008 замещал должности заведующего юридического отдела, заведующего отделом по земле и природным ресурсам администрации Кировградского городского округа, которые в соответствии с Законом Свердловской области от 29.10.2007 № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы в Свердловской области» отнесены к главным должностям муниципальной службы, предусматривающим присвоение классных чинов муниципального служащего. 08.08.2019 ФИО1 обратился в администрацию Кировградского городского округа с заявлением о выдаче выписки из реестра муниципальных служащих о классном чине и копии постановления об отнесении замещаемых им должностей к группе должностей муниципальной службы либо указать причину, по которой присвоение классных чинов не производилось. В своем ответе на обращение, оформленным письмом от 30.08.2019 №121-08-57/6361, орган местного самоуправления указал, что на момент введения в действие Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих в Кировградском городском округе, утвержденного решением Думы Кировградского городского округа от 29.10.2008 №116, ФИО1 не являлся муниципальным служащим, замещавшим должность в администрации Кировградского городского округа. Фактически указывая на длительное бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в не присвоении первоначального и последующего классных чинов, ФИО1, инициируя обращение в суд с настоящим иском, полагал, что наличие у него на дату увольнения с муниципальной службы стажа муниципальной службы, продолжительностью 11 лет 08 месяцев 12 дней, в силу действующего законодательства и соответствия его квалификационным требованиям (наличие высшего юридического образования, стажа муниципальной службы, знаний и умений) является необходимым и достаточным основанием для присвоения классного чина - муниципальный советник первого класса.

Решением Кировградского городского суда Свердловской области от 29.10.2019 иск ФИО1 оставлен без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.

На апелляционную жалобу от ответчика поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

ФИО1, администрация Кировградского городского округа, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции посредством заблаговременного (18.12.2019) размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», направления истцу 18.12.2019 СМС, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

До начала судебного заседания суда апелляционной инстанции от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 02.03.2007 №25-ФЗ) другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В ч.1 ст.6 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ содержится понятие должности муниципальной службы, под которой понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (ч.2 ст.6 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ).

Положения ч.1 ст.9 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ предусматривают, что для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

Согласно ст.9.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы.

Классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

Во исполнение требований федерального законодательства субъектом Российской Федерации (Свердловской областью) приняты Закон от 03.04.1996 №17-ОЗ «О муниципальной службе в Свердловской области» (утратил силу), Закон Свердловской области от 29.10.2007 №136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы в Свердловской области», которыми урегулированы особенности муниципальной службы на территории Свердловской области, в том числе особенности поступления и прохождения муниципальной службы, квалификационные требования к замещаемым должностям муниципальной службы, порядок присвоения муниципальным служащим классных чинов.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Свердловской области от 29.10.2007 №136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области», решением Думы Кировградского городского округа от 29.10.2008 №116 утверждено Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих в Кировградском городском округе.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в периоды с 17.05.1994 по 20.08.1999, 03.06.2002 по 10.11.2008 ФИО1 замещал должности заведующего юридического отдела, заведующего отделом по земле и природным ресурсам администрации Кировградского городского округа.

В указанные периоды работы в администрации Кировградского городского округа классные чины ФИО1 по результатам квалификационного экзамена или аттестации не присваивались, соответствие уровня профессиональной подготовки муниципального служащего квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы, представителем нанимателя в отношении истца не проверялось.

08.08.2019 ФИО1 обратился в администрацию Кировградского городского округа с заявлением о выдаче выписки из реестра муниципальных служащих о классном чине и копии постановления об отнесении замещаемых им должностей к группе должностей муниципальной службы либо указать причину, по которой присвоение классных чинов не производилось.

В своем ответе на обращение, оформленным письмом от 30.08.2019 №121-08-57/6361, орган местного самоуправления указал, что на момент введения в действие Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих в Кировградском городском округе, утвержденного решением Думы Кировградского городского округа от 29.10.2008 №116, ФИО1 не являлся муниципальным служащим, замещавшим должность в администрации Кировградского городского округа.

Инициируя обращение в суд с настоящим иском, ФИО1 фактически указывал на длительное бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в не присвоении первоначального и последующего классных чинов.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормативными положениями Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Свердловской области от 29.10.2007 №136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области», исходя из установленных фактических обстоятельств дела, пришел к выводу о том, что сам по себе ответ органа местного самоуправления, оформленный письмом от 30.08.2019 №121-08-57/6361, на обращение ФИО1 от 08.08.2019, прав истца не нарушает, поскольку признание такого ответа незаконным не повлечет восстановление прав, которые апеллянт считает нарушенными.

Проверяя обоснованность доводов истца о не исполнении ответчиком требований федерального законодательства, а также законодательства субъекта Российской Федерации в части своевременного присвоения ему первоначального и последующих классных чинов, суд первой инстанции, признал их несостоятельными, поскольку присвоение классного чина осуществляется в соответствии с уровнем профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы, в связи с чем утрата ФИО1 статуса муниципального служащего, исключает возможность присвоения классных чинов, которая поставлена в безусловную зависимость от соответствия замещаемых должностей муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы, уровню профессиональной подготовки муниципального служащего, последовательности присвоения классных чинов муниципального служащего, продолжительности прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке представленных в материалы дела доказательств.

Вопреки ошибочным суждениям апеллянта о возможности применения к спорным правоотношениям при установлении первоначального классного чина положений ч.2 ст.19 Закона Свердловской области от 18.10.1995 №26-ОЗ «О государственной гражданской службе Свердловской области, регулирующего порядок организации и прохождения государственной службы Свердловской области и правовое положение государственных служащих органов законодательной и исполнительной власти, а также Уставного суда и Избирательной комиссии Свердловской области, т.е. иной категории служащих, нежели муниципальные служащие, предусматривающих, что присвоение первичного классного чина лицу, которое поступило на государственную службу и не имеет его, производится в двухмесячный срок после окончания испытательного срока (в отсутствие квалификационного экзамена или аттестации), последние основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

По этим же основаниям не подлежит применению Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 №113, принятое в соответствии со ст.11 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», которым определен порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, к каковым ФИО1 в период работы в администрации Кировградского городского округа не относился.

Положениями ст.15 Закона Свердловской области от 03.04.1996 №17-ОЗ «О муниципальной службе в Свердловской области», утратившего силу в связи и изданием Законом Свердловской области от 29.10.2007 №136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы в Свердловской области» устанавливалось, что квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.

Возможность присвоения первоначального квалификационного разряда (классного чина) в отсутствие результатов квалификационного экзамена или аттестации, Законом Свердловской области от 03.04.1996 №17-ОЗ «О муниципальной службе в Свердловской области», не предусматривалась.

Иной порядок присвоения первоначального классного чина стал возможен лишь, в связи и изданием Закона Свердловской области от 29.10.2007 №136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы в Свердловской области», ч.2 ст.10.1 которого предусмотрено, что муниципальному служащему, не имеющему классного чина муниципальных служащих, первый классный чин муниципальных служащих присваивается на следующий день по окончании срока испытания при поступлении на муниципальную службу, а если испытание при поступлении на муниципальную службу не устанавливалось, то на следующий день по окончании трехмесячного срока после назначения муниципального служащего на должность муниципальной службы.

В соответствии с положениями ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 №31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Во исполнение требований федерального законодательства (ст.9.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»), а также законодательства субъекта Российской Федерации (Закона Свердловской области от 29.10.2007 №136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области») органом местного самоуправления, в пределах предоставленных полномочий, на основании решения Думы Кировградского городского округа от 29.10.2008 №116, принят муниципальный правовой акт - Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих в Кировградском городском округе, п.5 которого, содержит указание на возможность присвоения муниципальному служащему, не имеющему классного чина муниципальных служащих, первого классного чина муниципального служащего на следующий день по окончании срока испытания при поступлении на муниципальную службу, а если испытание при поступлении на муниципальную службу не устанавливалось, то на следующий день по окончании трехмесячного срока после назначения муниципального служащего на должность муниципальной службы, что в полной мере соответствует положениям ч.2 ст.10.1 Закона Свердловской области от 29.10.2007 №136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы в Свердловской области».

При этом из системного толкования приведенных нормативных положений следует, что необходимым условием для присвоения классных чинов, в том числе и первоначального, являются не только замещение служащим должности муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы, но и уровень профессиональной подготовки муниципального служащего, определение которого относится к исключительной компетенции нанимателя.

В любом случае, прекращение между ФИО1 и администрацией Кировградского городского округа служебных отношений до истечения трехмесячного срока (10.11.2008), с момента утверждения органом местного самоуправления Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих в Кировградском городском округе (29.10.2008), исключало возможность принятия нанимателем решения о присвоении истцу первоначального классного чина.

Доводы апелляционной жалобы о наличии у органа местного самоуправления безусловной обязанности по присвоению очередных классных чинов в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы, исходя лишь из продолжительности муниципальной службы, без фактической оценки нанимателем уровня профессиональной подготовки муниципального служащего, соблюдения последовательности присвоения классных чинов муниципальных служащих, с учетом продолжительности прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине муниципальных служащих, на требованиях действующего законодательства и установленных по делу обстоятельствах, не основаны.

В целом доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу повторяет позицию апеллянта в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировградского городского суда Свердловской области от 29.10.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: О.Г. Колесникова

Судья: Е.В. Кокшаров

Судья: Т.Л. Редозубова