ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1164/2017 от 14.03.2017 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Шилова И.С. Дело № 33 – 1164/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 марта 2017 года г.Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Никоненко Т.П.,

судей: Александровой З.И., Алексеевой О.Б.,

при секретаре: Кадилине А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании материал по частной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области на определение Промышленного районного суда г. Смоленска от 13 декабря 2016 года о замене стороны в исполнительном производстве.

Заслушав доклад судьи Никоненко Т.П., судебная коллегия

установила:

решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 26.11.2015, вступившим в законную силу 31.12.2015, с Межрайонной ИФНС России №1 по Смоленской области в пользу С.Н. взыскано ... руб. ... коп. в возврат денежных средств (л.д. 88-90).

(дата) Межрайонная ИФНС России №1 по Смоленской области обратилась в суд с заявлением о замене стороны - должника по исполнительному листу - Межрайонной ИФНС России №1 по Смоленской области на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, ссылаясь на невозможность подачи заявки в орган Федерального казначейства для осуществления возврата спорных денежных средств, поскольку с (дата) полномочия администратора доходов федерального бюджета по Доходам от реализации выморочного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (невостребованное личное имущество- невостребованные личные вещи умерших недееспособных больных) передано Федеральным органам Федерального агентства по управлению государственным имуществом (КБК ) (л.д.2-4).

Определением Промышленного районного суда г. Смоленска от 13.12.2016 по гражданскому делу №2-4043/2015 произведена замена стороны должника - Межрайонной ИФНС России №1 по Смоленской области на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (л.д. 36-38).

В частной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, ссылаясь на нарушение процессуального права, просит определение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. Указывает, что денежные средства, указанные в решении суда от 26.11.2015 Территориальное управление не получало и ими не распоряжалось, правопреемником налоговой инспекции не является. (л.д. 43-45).

Рассмотрев частную жалобу в порядке ч.3 ст.333 ГПК РФ в отсутствие сторон, обсудив её доводы и проверив представленные материалы, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя заявление Межрайонной ИФНС России №1 по Смоленской области, суд первой инстанции исходил из того, что изменениями в приказ Минфина от 01.07.2013 «Об утверждении изменений о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» полномочия администратора доходов федерального бюджета по Доходам от реализации выморочного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (невостребованное личное имущество с 01.01.2016 от ФНС России передано Федеральным органам Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Доводы частной жалобы о нарушении норм процессуального права не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

Как усматривается из материалов дела, на основании указанного решения Промышленного районного суда г. Смоленска 15 января 2016 выдан исполнительный лист серии ФС (л.д. 10-17).

(дата) представителем истицы Гавриш Д.Ю. исполнительный лист был предъявлен в УФК по Смоленской области, которое (дата) направило в Межрайонную ИФНС России №1 по Смоленской области уведомление о поступлении исполнительного листа и необходимости представления информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года, а также платежный документ на перечисление в установленном порядке средств в размере полного или частичного исполнения требований исполнительного документа (л.д. 31).

В соответствии с заявлением взыскателя (дата) исполнительный лист был возвращен (л.д. 29-30).

До настоящего времени решение суда не исполнено.

Исполнение вышеназванного судебного решения по иску С.Н. к УФК по Смоленской области, СОГБУ «Никольский психоневрологический интернат», Межрайонной ИФНС России №1 по Смоленской области предусматривает возврат денежных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратором поступлений в федеральный бюджет Доходов от реализации выморочного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (невостребованное личное имущество - невостребованные личные вещи умерших недееспособных больных) на момент рассмотрения дела являлась ФНС России (по данному делу - Межрайонная ИФНС России №1 по Смоленской области), в связи с чем осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса, ст. 428 ГПК РФ). Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса.

В соответствии с п. 3. ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) налога, сбора, пеней, штрафа осуществляется налоговым органом по месту постановки на учет налогоплательщика в соответствии со статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации путем принятия Решения о возврате.

Согласно пункту 8 статьи 78 НК РФ, пункту 2 статьи 79 НК РФ поручение на возврат суммы излишне уплаченного (взысканного) налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 160.1 Кодекса контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляет соответствующий администратор доходов бюджета.

Таким образом, налоговый орган, выступающий администратором соответствующих поступлений в бюджеты, на основании Решения о возврате, принятого налоговым органом, на учете в котором стоит налогоплательщик в момент поступления судебного акта, направляет в орган Федерального казначейства Заявку на возврат.

Обязанность налогового органа по возврату денежных средств во исполнение судебного акта считается исполненной при предоставлении налоговым органом, выступающим должником по исполнительному документу, в территориальный орган Федерального казначейства по месту предъявления судебного акта информации о реквизитах соответствующей Заявки (заявок) на возврат. При принятии Решения о возврате налоговым органом, не являющимся должником по исполнительному документу, в орган Федерального казначейства одновременно с информацией о реквизитах Заявки (заявок) на возврат подлежит представлению соответствующее Решение о возврате.

Поскольку с 01.01.2016 налоговый орган, выступающий должником по исполнительному документу, лишился статуса администратора доходов федерального бюджета и не имеет полномочий на возврат средств, направленных в бюджет взыскание с него денежных средств, которые были обращены в доход федерального бюджета и составляют казну Российской Федерации, является неправомерным, и в связи с чем, данное решение будет не исполнимым (приказ Минфина России «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 № 65н», приложение 2 к приказу Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2014 № 506 «Об осуществлении бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета территориальными органами Росимущества на 2015 и плановый период 2016 и 2017»).

К Федеральным органам Федерального агентства по управлению государственным имуществом перешли полномочия ФНС России, установленные вступившим в законную силу судебным решением, исполнение которого производится в порядке, определенном Бюджетном Кодексом и Приказами Министерства финансов РФ.

В абзаце 18 пункта 2 раздела II Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 № 65н, "Классификация доходов бюджетов" определено, что полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета, относящиеся к периоду исполнения функций по администрированию доходного источника органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления (местной администрации), соответствующие полномочия которого прекращены или переданы другому органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления (местной администрации), осуществляются органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления (местной администрации), наделенным в соответствии с действующим законодательством полномочиями главного администратора (администратора) доходов бюджета (в том числе в части возврата сумм платежей) по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов, действующим на момент осуществления полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета.

Таким образом, право на замену стороны в исполнительном производстве на правопреемника может быть реализовано в рамках исполнительного производства. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление Межрайонной ИФНС России №1 по Смоленской области о замене должника в исполнительном производстве.

Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм процессуального права, не содержат оснований для отмены определения суда.

Руководствуясь ст. ст. 330, 334 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

определение Промышленного районного суда г. Смоленска от 13 декабря 2016 года оставить без изменения, а частную жалобу ТУ Росимущества в Смоленской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи