ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11674/2015 от 19.01.2016 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья: Барейша И.В. Дело № 33-429/2016

Докладчик: Кузьменок А.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,

судей Кузьменка А.В., Дмитриевой Л.А.,

при секретаре НОС,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 19 января 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ – ОНВ на решение Октябрьского районного суда г.Новосибирска от 23 октября 2015 года, которым постановлено:

«Исковые требования МПФ, МНМ, МЕП, ВИП, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ВВВ, к ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ о включении в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, удовлетворить.

Обязать ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ включить МПФ и членов его семьи - МНМ, ВИП, МЕП, ВВВ в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ года».

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кузьменка А.В., объяснения МПФ, МНМ, и их представителя ВНМ, объяснения представителя ФГКУ «Центррегионжилье» ОНВ, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

МПФ, МНМ, МЕП, В (М) И.П., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ВВВ, обратились в суд с иском к ФГКУ «Центррегионжилье» об обязании включить в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указали, что в 1990 году в период прохождения М П.Ф. военной службы ответчику было предоставлено для проживания служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты><адрес>, на семью из четырех человек: МПФ супругу МНМ, дочь МВИП, сына МЕП

В связи с изменением состава семьи и рождением внука ВВВ истцам на основании ордера была предоставлена служебная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, в которой они проживают до настоящего времени и которая по настоящее время имеет статус служебного жилья.

С 2008 года, МПФ предпринимал попытки к получению его семьей жилого помещения на условиях договора социального найма, а также получения жилищного сертификата в порядке, предусмотренном законодательством о статусе военнослужащих, однако, жилым помещением обеспечен не был, в получении жилищного сертификата ему было отказано.

Субсидия на строительство жилья МПФ и членам его семьи не предоставлялась.

Истцы считают, что МПФ, являясь бывшим военнослужащим, прослужившим в Вооруженных Силах РФ более 10 лет (со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и уволенный в запас по выслуге лет, вправе быть обеспеченным жилым помещением на условиях договора социального найма в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», распространяющей действие и на лиц, уволенных со службы до ДД.ММ.ГГГГ, принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГМПФ был поставлен на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Однако в связи с давностью постановки на учет установить дату подачи заявления о принятии на учет нуждающихся не представилось возможным, в связи с чем истцы просят суд обязать ФГКУ «Центррегионжилье» включить их в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен представитель ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ – ОНВ В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, отказав в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что настоящее гражданское дело было принято и рассмотрено судом первой инстанции с нарушением правил подсудности, поскольку местом нахождения ФГКУ «Центррегионжилье» является адресу: <адрес>, <данные изъяты> который относится к территориальной подсудности Октябрьского районном суде <адрес>.

Апеллянт отмечает факт обращения истцов в суд с требованиями к ненадлежащему ответчику, поскольку они поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий территориальной администрацией <адрес> НСО, которая не представила доказательств об имеющейся очередности и возможном снятии истцов с учета нуждающихся, в связи с чем, истец может быть обеспечен жилым помещением на общих основаниях, а не за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, в досудебном порядке истец обращался в ФГКУ «Центррегионжилье» в заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата лицу, проживающему на территории закрытого военного городка. Вместе с тем, в иске М П.Ф. были приведены иные основания для обеспечения жилым помещением.

Суд не выяснил обстоятельств и причин постановки семьи М на учет и необоснованно не привлек к участию в деле мэрию <адрес>.

Кроме того, признав право на постановку на учет всех истцов, суд первой инстанции допустил нарушения ст. 21 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым оговорен круг лиц, имеющих право на социальные гарантии и льготы.

Апеллянт указывает, что решение суда в указанной части нельзя признать обоснованным, поскольку суд должным образом не выяснил факт нахождения на иждивении МПФ членов семьи.

В дополнение представитель ответчика ссылается на то, что ФГКУ «Центррегионжилье» не имеет полномочий по предоставлению жилых помещений военнослужащим, в связи с чем, удовлетворив заявленные требования, суд подменил полномочия компетентного структурного подразделения Минобороны РФ.

М П.Ф. и МНМ представлены возражения на апелляционную жалобу.

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, МПФ в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах РФ. в том числе, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в составе ограниченного контингента советский войск в <данные изъяты> (л.д. 15-16, 33).

Приказом командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, МПФ уволенный в запас по истечении срока военной службы, исключен из списков личного состава части (л.д. 17). На основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГМПФ было присвоено звание Ветеран военной службы (л.д. 22).

В период военной службы истцу и членам его семьи было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, а в дальнейшем в связи с увеличением состава семьи истцам предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, в котором истцы проживают до настоящего времени (л.д. 31, 23, 24, 32).

МПФ после увольнения с военной службы был поставлен на льготную очередь на получение жилья и улучшение жилищных условий в территориальную администрацию <адрес> на основании постановления главы территориальной администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36).

Постановлением территориальной администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены списки военнослужащих, уволенных в запас, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на внеочередное получение жилья на 1998 год, согласно приложению.

Из приложения к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в список военнослужащих, уволенных в запас, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на внеочередное получение жилья на 1998 год, был включен и истец МПФ ().

В судебном заседании представитель администрации <адрес> пояснила, что ранее МПФ состоял в администрации района в льготной очереди на получение жилья, в настоящее время МПФ в администрации района на очереди нуждающихся в получении жилья не состоит, при этом, решение о снятии истца с очереди отсутствует, где находятся документы в отношении МПФ установить не представилось возможным.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, относя к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д», «е» части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции; этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГИ 3-П и от ДД.ММ.ГГГГЫ 3-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П).

Федеральный закон «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.

В силу п.п. 1,2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно п. 6 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ), действовавшего на момент увольнения МПФ с военной службы, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно пункту 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом для военнослужащих.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ -П от ДД.ММ.ГГГГ, сам факт постановки органом местного самоуправления уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на обеспечение жильем в одной из предусмотренных положениями пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» форм по его выбору.

Судом 1-и инстанции установлено, что после увольнения с военной службы истец в соответствии требованиями закона МПФ был поставлен на очередь нуждающихся в предоставлении жилья и улучшении жилищных условий в территориальном органе местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, жилое помещение, в котором в период прохождения военной службы и в настоящее времени проживают истцы, является служебным, что подтверждается материалами дела. Общая продолжительность военной службы МПФ составляет в календарном исчислении более 20 лет, что также подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.

При таких обстоятельствах, Как правильно указал суд на момент увольнения с военной службы, несмотря на наличие к тому оснований, предусмотренных пунктом 13 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», МПФ так и не был обеспечен жилым помещением. *

Судом установлено, что истцу МПФ и членам его семьи до настоящего времени жилое помещение на условиях договора социального найма не предоставлено.

Оценивая исследованные доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что М П.Ф. при увольнении с военной службы были приняты необходимые меры к реализации права на обеспечение его в установленном законом порядке жилым помещением по договору социального найма. При этом утрата уполномоченными органами каких-либо документов, подтверждающих, что истец был поставлен на льготную очередь нуждающихся в жилом помещении, либо отсутствие сведений о передача соответствующими органами в связи с изменениями законодательства документов в отношении МПФ, не может являться основанием для освобождения государства от принятых на себя обязательств и гарантий в отношении военнослужащих.

Истцы являются членами одной семьи, что подтверждается их пояснениями в судебном заседании, а также выпиской из домовой книги, представленными документами о родственных связях истцов.

Апеллянтом не представлены какие-либо доказательства, что истцы в настоящее время не имеют оснований для отнесения их к лицам, нуждающимся в предоставлении жилых помещений и улучшении жилищных условий.

Из приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ» следует, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, в том числе, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, на которое возложена обязанность признавать военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном пунктами 3-6,8 Инструкции о предоставлении военнослужащим- гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно положениям пункта 10 вышеуказанной Инструкции, за военнослужащими ранее принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с пунктом 7 Инструкции, уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Оценивая исследованные доказательства, и приходя к выводу об удовлетворении исковых требований, суд 1-й инстанции обоснованно исходил из того, что истец МПФ являлся военнослужащим, был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, его выслуга составила более 10 лет, при этом у него отсутствовало постоянное место жительства на момент увольнения, МПФ и члены его семьи до настоящего времени проживают в служебной квартире.

Доказательств обратного, апеллянтом суду не представлено.

Суд обоснованно не принял доводы представителя ответчика о том, что фактически истцы обеспечены жилым помещением, путем предоставления им квартиры, в которой они проживают до настоящего времени. При этом суд правильно исходил из того, что данное жилое помещение до настоящего времени является служебным. Более того, ФГКУ «Центррегионжилье» неоднократно направляло МПФ и членам его семьи предупреждения о необходимости предоставления документов, подтверждающих законное проживание в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, <данные изъяты> В случае не предоставления документов будет решаться вопрос о выселении истцов из занимаемого служебного жилого помещения в судебном порядке, поскольку истцы утратили связь Министерством обороны РФ.

При указанных обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требования истцов о возложении на ответчика обязанности включить МПФ в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты постановки истца на очередь в территориальном органе местного самоуправления, поскольку именно с этого времени истцы были признаны нуждающимися в жилом помещении и приобрели право на предоставление им жилого помещения на условиях договора социального найма.

Согласно представленным документам МПФ на день увольнения имел состав семьи: МНМ - жена, дочь МВИП, МЕП - сын. Кроме того, как установлено в судебном заседании ВИПДД.ММ.ГГГГ родила сына ВВВ, который также до настоящего времени проживает в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, <данные изъяты>.

Учитывая, что истцы на протяжении длительного времени не были обеспечены в установленном порядке жилым помещением на условиях договора социального найма, обоснованно удовлетворил требования истцов о включении в качестве членов семьи МПФ в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма МНМ, ВИП, МЕП, ВВВ.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении правил подсудности при рассмотрении дела противоречат материалам, поскольку иск был предъявлен к двум ответчикам, в том числе и ФГКУ ««Центррегионжилье» Министерства обороны РФ 2 отдел, расположенному по адресу <адрес> по месту нахождения Октябрьского суда г.Новосибирска. В соответствии со ст. 31 ГПК РФ иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца.

Суд 1-й инстанции правильно установил состав членов семьи МПФ и ответчиком и апеллянтом не доказано иное.

Довод ответчика и апеллянта о том, что ФГКУ «Центррегионжилье» не имеет полномочий по предоставлению жилых помещений военнослужащим, не может быть принят судебной коллегией, поскольку суд возложил на ФГКУ «Центррегионжилье» обязанность включить МПФ и членов его семьи в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ.

Иные доводы также не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку основаны на неправильном толковании норм права и противоречат материалам дела и представленным доказательствам.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г.Новосибирска от 23 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ – ОНВ без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи