ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11678 от 10.12.2014 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

 Судья: Лубенец Е.В. Дело № 33-11678

 Б-27

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 10 декабря 2014г. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

 председательствующего: Платова А.С.,

 судей: Беляковой Н.В., Киселевой А.А.,

 при секретаре: ФИО5,

 заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.

 дело по иску Степанова П.Н. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Норильске о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

 по апелляционной жалобе Степанова П.Н.,

 на решение Норильского городского суда от 10 сентября 2014г., которым постановлено:

 В удовлетворении исковых требований Степанова П.Н. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Норильске Красноярского края о признании незаконным решения №288 от 04.03.2014г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании за ним права на досрочную трудовую пенсию по старости на основании подпунктов 2, 9 п.1 ст.27 и ст.28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 25.02.2014, отказать за необоснованностью.

 Дополнительным решением Норильского городского суда от 07 октября 2014г. постановлено:

 Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Норильске Красноярского края включить Степанова П.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы с 31.08.1983г. по 04.05.1984г. в качестве моториста т/х «О.Кошевой» Астраханского управления морского флота и с 20.12.1990г. по 07.06.1995г. - в качестве капитана - сменного механика теплохода «Гдов» в соответствии с подп. 9 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

 Заслушав докладчика, судебная коллегия,

 У С Т А Н О В И Л А :

 Степанов П.Н. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г.Норильске о признании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.9 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости. Свои требования он мотивировал тем, что решением ответчика ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. Не были учтены периоды его работы с 08 апреля 1982г. по 04 мая 1984г. в качестве практиканта - моториста, моториста теплохода «Порт-Ильич», моториста теплохода «О. Кошевой» Астраханского управления морского флота; с 24 июня 1986г. по 30 июля 1987г. в качестве моториста-матроса (на сезон навигации), моториста-матроса Дудинского морского порта ОАО «Норильский комбинат им. А.П. Завенягина»; с 20 декабря 1990г. по 08 июня 1995г. в качестве капитана-сменного механика теплохода «Гдов»; с 08 июня 1995г. по 27 ноября 1996г., с 02 декабря 1996г. по 28 июля 1997г., с 11 сентября 1997г. по 09 ноября 1997г. в качестве капитана-сменного механика теплохода «Металлист». Решение считает незаконным. В этой связи он просил суд (с учетом уточнений) признать незаконным решение №288 от 04 марта 2014г., включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.9 п.1 ст.27 и ст.28.1 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы: с 08 апреля 1982г. по 04 мая 1984г. в качестве практиканта-моториста, моториста теплохода «Порт-Ильич», моториста теплохода «О. Кошевой» Астраханского управления морского флота; с 24 июня 1986г. по 30 июля 1987г. в качестве моториста-матроса (на сезон навигации), моториста-матроса Дудинского морского порта ОАО «Норильский комбинат им. А.П. Завенягина»; с 20 декабря 1990г. по 08 июня 1995г. в качестве капитана-сменного механика теплохода «Гдов»; с 08 июня 1995г. по 27 ноября 1996г., с 02 декабря 1996г. по 28 июля 1997г., с 11 сентября 1997г. по 09 ноября 1997г. в качестве капитана-сменного механика теплохода «Металлист»; с 21 июня 2010г. по 01 октября 2010г., с 15 июня 2011г. по 01 октября 2011г. в качестве капитана-механика теплохода «Адмиралтейский»; признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости по п.п.2,9 п.1 ст.27 и ст.28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 25 февраля 2014г.

 Судом постановлены вышеуказанные решение и дополнительное решение.

 В апелляционной жалобе Степанов П.Н. просит отменить решение Норильского городского суда от 10 сентября 2014г. в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы с 08 апреля 1982г. по 31 августа 1983г. в качестве практиканта-моториста, моториста теплохода «Порт-Ильич», с 08 июня 1995г. по 27 ноября 1996г., с 02 декабря 1996г. по 28 июля 1997г., с 11 сентября 1997г. по 09 ноября 1997г. в качестве капитана-сменного механика теплохода «Металлист», и признании права на досрочную трудовую пенсию с 25 февраля 2014г., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

 В судебное заседание Степанов П.Н., представитель УПФ РФ (ГУ) в г. Норильске, представители третьих лиц ОАО «Норильский горно-металлургический комбинат имени А.П. Завенягина» и ООО «Норильскникельремонт», надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

 В соответствии с п.п.9 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

 Из материалов дела видно, что решением УПФ РФ (ГУ) в г. Норильске №288 от 04 марта 2014г. Степанову П.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.9 п.1 ст.27 и ст.28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием документов, подтверждающих занятость в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения). Не были включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы истца: с 08 апреля 1982г. по 04 мая 1984г. в качестве практиканта-моториста, моториста т/х «Порт-Ильич», т/х «О.Кошевой» Астраханского управления морского флота; с 24 июня 1986г. по 30 июля 1987г. в качестве моториста-матроса (на сезон навигации), моториста-матроса Портового флота Дудинского морского порта ОАО «Норильский комбинат им. А.П.Завенягина»; с 31 июля 1987г. по 30 ноября 1987г., с 19 декабря 1987г. по 31 декабря 1987г., с 01 апреля 1988г. по 13 июля 1988г. в качестве моториста-матроса плавсостава т/х «Заря», с 16 сентября 1988г. по 29 марта 1989г. в качестве моториста-матроса, старшего моториста т/х «Заря-231» плавсостава, с 21 апреля 1989г. по 26 декабря 1989г., с 31 декабря 1989г. по 30 июня 1990г. в качестве старшего моториста, моториста-рулевого т/х «Заря-231» плавсостава судов речного флота; с 10 июля 1990г. по 31 июля 1990г., с 01 ноября 1990г. по 01 ноября 1992г. в должности капитана-сменного механика теплохода «Гдов» треста механизации и благоустрйства ПО «Норильскбыт»; с 12 декабря 1992г. по 28 февраля 1993г., с 21 марта 1993г. по 21 марта 1993г., с 13 апреля 1993г. по 09 июня 1993г., с 01 октября 1993г. по 07 июня 1995г. в должности капитана-сменного механика т/х «Гдов»; с 08 июня 1995г. по 27 ноября 1996г., с 02 декабря 1996г. по 28 июля 1997г. и с 11 сентября 1997г. по 09 ноября 1997г. в должности капитана-сменного механика теплохода «Металлист» заводоуправления механического завода.

 Материалами дела подтверждено и судом установлено, что Степанов П.Н. с 31 августа 1983г. по 04 мая 1984г. работал в качестве моториста теплохода «О.Кошевой» Астраханского управления морского флота. Согласно справке о плавании теплоход «Олег Кошевой» является танкером и относится к морскому флоту (район плавания и порты захода – Волго-Каспийский канал, Баку, Баутино, Махачкала) (л.д. 28).

 Судом также установлено, что Степанов П.Н. с 20 декабря 1990г. по 08 июня 1995г. работал в качестве капитана-сменного механика теплохода «Гдов», который являлся грузовым и не относился к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения. Данные обстоятельства подтверждаются: актами технического осмотра судна «Гдов» от 08 августа 1994г., 08 июня 1993г., где судно указано как сухогрузное (т.1 л.д.64;65), техническим паспортом теплохода «Гдов» (т.1 л.д.61-63); личной карточкой Степанова П.Н., где в графе «поощрения» имеется запись о поощрении истца за оперативную работу по отгрузке пиломатериалов (т.1 л.д.236-239), приказом о переводе Степанова П.Н. капитаном-см.механиком теплохода «Гдов» плавсостава судов речного флота (т.1 л.д.232), свидетельством о праве собственности на судно «Гдов», где оно поименовано грузовым (т.1 л.д.244), экспертным заключением о несоответствии судна санитарно - эпидемиологическим правилам и нормам грузового теплохода «Гдов», где указан тип судна «грузовой» и предназначение - перевозка груза по реке Норильская (т.1 л.д.241-243).

 При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы Степанова П.Н. с 31 августа 1983г. по 04 мая 1984г. в качестве моториста теплохода «О.Кошевой», с 20 декабря 1990г. по 07 июня 1995г., поскольку истец работал в должностях, относящихся к плавсоставу, на судах, не относящихся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутрипригородного сообщения.

 Решение суда в указанной части сторонами в апелляционном порядке не обжалуется.

 Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов работы истца с 08 апреля 1982г. по 15 июля 1982г. в качестве практиканта-моториста т/х «Порт-Ильич», с 16 июля 1982г. по 30 августа 1983г. в качестве моториста т/х «Порт-Ильич» Астраханского управления морского флота, с 24 июня 1986г. по 30 июля 1987г. в качестве моториста-матроса (на сезон навигации), моториста-матроса Дудинского морского порта ОАО «Норильский комбинат им. А.П. Завенягина», с 08 июня 1995г. по 09 ноября 1997г. в качестве капитана-сменного механика теплохода «Металлист», с 21 июня 2010г. по 01 октября 2010г. и с 15 июня 2011г. по 01 октября 2011г. в качестве капитана-механика теплохода «Адмиралтейский», исходил из того, что истцом документально не подтверждены спорные периоды его занятости в плавсоставе на судах морского флота, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).

 Материалами дела подтверждено и судом установлено, что ФИО1 в период с 08 апреля 1982г. по 15 июля 1982г. работал в качестве практиканта-моториста т/х «Порт-Ильич», с 16 июля 1982г. по 30 августа 1983г. в качестве моториста т/х «Порт-Ильич» Астраханского управления морского флота. Приказом №к/1931 от 24 июня 1986г. зачислен на сезон навигации мотористом – матросом в портовый флот Дудинского морского порта с 24 июня 1986г. В соответствии с приказом №к/3005 от 09 сентября 1986г. ФИО1, моторист-матрос т/х «В.Зверев» переведен и.о. моториста-матроса с 01 сентября 1986г. На основании распоряжения об увольнении № к/1924 от 31 июля 1987г. и.о. моторист-матрос портфлота ФИО1 уволен по п.5 ст.29 КЗоТ РСФСР с 30 июля 1987г. Доказательств того, что должности практиканта-моториста, моториста - матроса относятся к плавсоставу, а теплоход «Порт-Ильич» не относится к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения, истцом не представлено и судом не установлено. При этом в соответствии со свидетельством о праве собственности на судно, теплоход «В.Зверев» является портовым буксирным теплоходом.

 Также судом было установлено, что теплоход «Металлист» использовался в качестве буксирно-разъездного судна, а теплоход «Адмиралтейский» в качестве служебного (разъездного) судна, в том числе для организации отдыха работников структурных подразделений ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» по маршруту г.Норильск - турбаза «Скиф». Данные обстоятельства подтверждаются: актом о техническом состоянии судна «Металлист»; актом классификации и освидетельствования маломерного судна «Адмиралтейский»; распоряжением и.о. главного инженера ООО «Норильскникельремонт» «Об организации летнего отдыха трудящихся на период навигации 2010г.», актом приема-передачи объектов имущества ОАО «Норильский комбинат», передаваемых в аренду ООО «Норильскникельремонт» от 01 ноября 2006г., договором купли-продажи судна «Адмиралтейский» от 30 сентября 2013г., где указан тип судна - служебно-разъездной, вахтенными журналами теплохода «Адмиралтейский» за период с 2009г. по 2012г., из которых следует, что судно осуществляет катание отдыхающих по маршруту Норильск-озеро Лама.

 При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что пенсионным органом правомерно не засчитаны спорные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, т.к. особые условия труда документально не подтверждены и на момент обращения за пенсией по старости в соответствии с п.п.9 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у истца отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ.

 В связи с отсутствием стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, суд правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требования о признании за истцом права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 25 февраля 2014г.

 Выводы суда, изложенные в решении, не противоречат материалам дела, основаны на правильно примененных нормах материального права, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.

 Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка представленной истцом характеристики от 27 июля 1983г., на которой имеется судовая печать и где указано, что т/х «Порт-Ильич» является танкером, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку они не подтверждают занятость истца в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).

 Несостоятельны и доводы жалобы о том, что теплоход «Металлист» не являлся служебно-разъездным судном, поскольку они ничем не подтверждены и опровергаются изложенными в решении доказательствами.

 Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке правильных выводов суда, оснований для которой не имеется, в связи с чем не могут явиться основанием для отмены решения.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Норильского городского суда от 10 сентября 2014г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: