Судья Дульцева Л.Ю.
N 33-11686
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Судневой В.Н.,
судей Овчинниковой Н.А., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Рассудихине Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 07 ноября 2018 г. дело апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Перми от 18 августа 2018 г., которым постановлено:
ФИО1 в удовлетворении требований к администрации г.Перми, Управлению по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации города Перми о признании незаконными действий администрации города Перми об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия – отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации г.Перми, Управлению по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации города Перми о признании незаконными действий об отказе в согласовании в проведении административным истцом публичного мероприятия 19.08.2018 г., с 12:00 до 21:00, в специально отведенном месте, расположенном в границах улиц Ленина, ФИО2, Петропавловская перед памятником «Героям фронта и тыла от благодарных потомков».
В обоснование заявленных требований указал, что 03.08.2018 г. подал административному ответчику уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга 19.08.2018 г. в период с 12:00 до 21:00 местного времени, в специально отведенном месте, расположенном в границах улиц Ленина, ФИО2, Петропавловская перед памятником «Героям фронта и тыла от благодарных потомков». 06.08.2018 г. ему было вручено письмо №СЭД-059-05-14-и-271 в котором сообщалось, что в заявленном им месте проведения митинга, 19.08.2018 г. запланировано проведение культурно-досугового мероприятия, уведомление о котором было подано ранее. Административный истец обжаловал указные действия, решением Ленинского районного суда г.Перми от 15.08.2018г. административный иск удовлетворен частично, действия ответчика признаны незаконными, возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление от 03.08.2018г. о проведении публичного мероприятия. 16.08.2018г. им было получено письмо №СЭД-059-05-14-и-297 из администрации г.Перми с отказом в согласовании проведения публичного мероприятия в указанном административным истцом месте и времени, по причине проведения в указанном месте культурно-досугового мероприятия, уведомление о проведении которого было подано ранее. С данным решением не согласен, поскольку фактически ответ был направлен за пределами установленного законом 3-х дневного срока; фактически было отказано в проведении публичного мероприятия, поскольку законом не предусмотрен отказ в проведении публичного мероприятия по причине проведения в этом месте культурно-досугового мероприятия.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ФИО1, указывая, что уведомление от 03.08.2018 г. о проведении публичного мероприятия в форме митинга 19.08.2018 г., поданное административному ответчику, рассмотрено с нарушением 3-х дневного срока, предусмотренного ст. 7 Закона Пермской области от 10.10.2005 N 2538-560 "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края". Также считает, что фактически письмом от 16.08.2018 г. ему отказано в проведении публичного мероприятия, что не допускается в соответствии с законом. Повторный отказ согласовать публичное мероприятие противоречит ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и требованиям ст. 31 Конституции РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация г. Перми просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции административный истец ФИО1 и его представитель ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель административного ответчика ФИО4 полагала жалобу необоснованной.
Управление по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации города Перми представителя в судебное заседание не направило, о его времени и месте извещено надлежащим образом, согласно сведениям с сайта почты России.
Проверив дело, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 03.08.2018 г. в 09:00 в администрацию г.Перми от ФИО1 поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга 19.08.2018 г. в период с 11:00 до 21:00, в специально отведенном месте, расположенном в границах улиц Ленина, ФИО2, Петропавловская перед памятником «Героям фронта и тыла о благодарных потомков» (л.д.8).
Цель проводимого мероприятия – публичное выражение мнения по широкому кругу общественно-политических и социально-экономических вопросов, выражение отношения к действиям представителей власти на местном, региональном и федеральном уровне, оценка действий и личностей государственных, политических, религиозных и общественных деятелей, высказыванием мнений, предложений о возможных изменениях, реформах и застое в жизни общества, выдвижение требований по изменению законодательства или иных нормативно-правовых актов, выражение солидарности с действиями третьих лиц, или осуждением действий с чьей бы то ни было стороны, нарушающих права и свободы человека и гражданина, публичный отчет организаций и граждан. Планируемый результат публичного мероприятия: привлечение внимания граждан, находящихся на Эспланаде и приглашение их к участию в публичном мероприятии; предоставление возможности участникам выразить своё отношение к теме мероприятия выступлениями, средствами наглядной агитации и др. способами; принятие резолюцией и доведение её до адресата лозунгами, арт-объектами. Действиями, не соответствующими целям данного мероприятия, являются лозунги, арт-объекты, действия, признанные не соответствующими организатором мероприятия.
Предполагаемое количество участников – до 300 чел.
Письмом от 06.08.2018 г. № СЭД-059-05-14-и-271 Управления по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации г.Перми ФИО1 сообщено, что в заявленном им месте проведения митинга, 19.08.2018 г. запланировано проведение культурно-досугового мероприятия, уведомление о котором было подано ранее. Административным ответчиком ФИО1 было предложено организовать проведение публичного мероприятия в другом месте, расположенном на территории города Перми – площадке на нечетной стороне ул.Академика Веденеева, прилегающей к зданию по ул.Академика Веденеева, д.87 (л.д.9-10).
Решением Ленинского районного суда г.Перми от 15.08.2018г. действия Управления по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации города Перми об отказе в согласовании публичного мероприятия, в виде митинга 19 августа 2018 г., с 11:00 до 21:00, числом участников до 300 человек, заявленному в уведомлении ФИО1 от 03.08.2018 г. № 05-43-432, место проведения: часть городской эспланады в границах улиц Ленина, ФИО2, Петропавловской перед памятником «Героям фронта и тыла от благодарных потомков», признаны незаконными, на административного ответчика возложена обязанность повторно в срок до 12:00 17 августа 2018 г. рассмотреть уведомление ФИО1 от 03.08.2018 г. № 05-43-432, о проведении публичного мероприятия (л.д.11-16).
16.08.2018 г. Управление по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации города Перми организатору публичного мероприятия ФИО1 сообщено о невозможности проведения публичного мероприятия в заявленном месте, поскольку в данном месте запланировано проведение культурно-досугового мероприятия, уведомление о котором было подано ранее. С учетом посещаемости указанного культурно-досугового мероприятия в выходные дни, а также заявленной численности публичного мероприятия, обеспечить безопасность данных мероприятий при их совместном проведении не представляется возможным. Кроме того, с 7.00 час. до 12.00 час. на заявленном месте запланировано проведение публичного мероприятия, уведомление о котором поступило в администрацию г.Перми 07.08.2018г. В связи с этим предложено организовать проведение публичного мероприятия в специально отведенном месте – Парк камней (площадка в парке камней, расположенном на пересечении ул.Ленина и ул.Окулова) (л.д.17-18).
Из материалов дела следует, что уведомление Ассоциации «Центр развития гуманитарного и экономического сотрудничества» о проведении культурно-досугового мероприятия – Летняя культурно-образовательная площадка «ЛЕТОПАРК» в период проведения Большого летнего фестиваля «Пермский период. Новое время» поступило в Департамент культуры и молодежной политики администрации г.Перми 14.06.2018 (л.д.42-44).
Место проведения мероприятия: г.Пермь, площадка городской Эспланады, ограниченная улицами Ленина, Попова, ФИО2, Петропавловской. Дата проведения: 23.06.-23.09.2018 г. График работы в воскресение с 12:00 час. до 21:00 час. (л.д.28-31).
Информация о проведении указанного культурно-досугового мероприятия была размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интренет» с 18.06.2018г. Более того, 12.03.2018г. опубликована информация о планируемом проведении культурно-досугового мероприятия (л.д.32-34).
В соответствии с письмом Ассоциации «Центр развития гуманитарного и экономического сотрудничества» от 15.08.2018г. №СЭД-059-05-12-12 в выходные дни средняя численность посетителей мероприятия составляет 3200 чел., что связано с проведением на главной сцене массовых мероприятий. 19.08.2018г. на главной сцене культурно-образовательной площадки «ЛЕТОПАРК» планируется проведение следующих мероприятий:
- в 14-00 час. Zumba Drive на сцене с участием профессиональных танцоров, планируемое количество около 350 чел., перед сценой будет импровизированная площадка для танцев посетителей (планируется установка ограждения).
- в 15-00 час. – «ВеникФест» - мероприятие на банную тему, планируемое количество около 300 чел.
- в 19-00 час. концерт ФИО5 и ФИО6, планируемое количество – около 600 чел. (планируется установка ограждения) (л.д.38-40).
В соответствии с письмом Управления МВД России по г.Перми от 16.08.2018г. №40/1-3042, обеспечить безопасность публичного мероприятия в форме митинга и культурно-досугового мероприятия при их совместном проведении не представляется возможным, так как территория, предложенная организатором публичного мероприятия будет заполнена зрителями и участниками культурных мероприятий (л.д.41).
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из законности действий административных ответчиков, поскольку письмо Управления по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации города Перми от 16.08.2018 г. не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия – митинга 19.08.2018, а содержит лишь предложение об изменении места проведения такого мероприятия. Вопрос о проведении публичного мероприятия рассмотрен административным ответчиком в установленный законом срок с мотивированным обоснованием невозможности проведения мероприятия в выбранном истцом месте и с предложением иного места проведения публичного мероприятия, позволяющего реализовать его цели.
В статье 31 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
В целях обеспечения реализации указанного права граждан Российской Федерации принят Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Статьей 7 указанного Федерального закона предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Согласно ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан, в частности, довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Пермского края конкретизирован в Законе Пермской области от 10.10.2005 N 2538-560.
Согласно ст. 7 данного Закона органы местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия доводят до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом РФ в Определениях от 02.04.2009 № 484-О-П и 01.06.2010 № 705-О-О, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное закрепление перечня которых необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.
Из разъяснений, данных в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 26.06.2018 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" следует, что предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).
К таким интересам могут быть отнесены: сохранение и (или) восстановление нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной, социальной или транспортной инфраструктуры и связи (например, аварийный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения), либо необходимость поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время, в том числе ввиду угрозы обрушения зданий и сооружений или превышения нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия), либо недопустимость создания помех движению пешеходов и (или) транспортных средств, доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, либо иные подобные причины (часть 2.2 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях).
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 26.06.2018 разъяснено, что судам следует учитывать, что специально отведенные места для проведения публичных мероприятий определяются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации с целью создания дополнительных условий для беспрепятственной реализации гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний (часть 1.1 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях).
С учетом этого проведение культурно-массового мероприятия, ярмарки и иного мероприятия, не относящегося по смыслу Закона о публичных мероприятиях к публичному мероприятию, само по себе не может являться законным основанием для предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, заявленного к проведению в специально отведенном месте.
Вместе с тем проведение массового мероприятия (ярмарки, культурно-массового мероприятия и т.д.), не относящегося по смыслу Закона о публичных мероприятиях к публичному мероприятию, может расцениваться как законное основание для предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, только если информация о проведении данного массового мероприятия была опубликована в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации ранее и при совместном проведении данных мероприятий не может быть обеспечена их безопасность.
Из приведенных норм права следует, что доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места проведения публичного мероприятия является одним из возможных вариантов действий органа местного самоуправления, предусмотренных Законом.
Предложение об изменении места проведения публичного мероприятия считается обоснованным, если информация о проведении ранее заявленного массового мероприятия была опубликована и при совмещении мероприятий не может быть обеспечена их безопасность.
Из приведенных фактических обстоятельств дела следует, что факт обращения в администрацию города Перми ассоциации «Центр развития гуманитарного и экономического сотрудничества» с уведомлением о проведении, в том числе 19.08.2018 г. культурно-досугового мероприятия подтверждается входящей отметкой администрации г. Перми 22.06.2018 г., то есть регистрация уведомления произведена до обращения административного истца в администрацию города Перми. Количество участников и зрителей заявлено до 300 человек одномоментно. Местом проведения культурно-досугового мероприятия заявлена площадка у городской эспланады, ограниченная улицами Ленина Попова, ФИО2, Петропавловская, включающая в том числе площадку у памятника «Героям фронта и тыла от благодарных потомков».
Таким образом, заявленное место проведения митинга, указанное в уведомлении административного истца, и место проведения, указанное в уведомлении организатора культурно-досугового мероприятия, совпадают.
При этом административный ответчик представил в дело доказательства опубликования сведений о проведении культурно-досугового мероприятия в спорном месте 19.08.2018 г. с 12 до 21 часа.
В деле также имеется мотивированное письмо Управления МВД России по г.Перми от 16.08.2018г. №40/1-3042 о том, что обеспечить безопасность публичного мероприятия в форме митинга и культурно-досугового мероприятия при их совместном проведении не представляется возможным.
При таких обстоятельствах предложение административному истцу иного общественного доступного места для проведения публичного мероприятия не свидетельствует об отказе в проведении публичного мероприятия.
Доказательства, подтверждающие не достижение цели проведения мероприятия в связи с изменением места его проведения на другое место, также расположенное в центральном районе города и вмещающее 300 заявленных участников, не представлены.
Более того, 18.08.2018 г. в администрацию г. Перми от административного истца поступило заявление об отказе в проведении публичного мероприятия в Парке камней.
С учетом этих обстоятельств судебная коллегия полагает, что права административного истца, в защиту которых он обратился в суд, не затронуты, иное административным истцом не доказано.
Доводы административного истца и его представителя о том, что С., обратившемуся 07.08.2018 г. в администрацию г. Перми с уведомлением о проведении пикета в спорном месте 19.08.2018 г. с 07 до 12 часов, публичное мероприятие было согласовано, не влекут отмену решения суда.
С учетом времени, обозначенном для проведения пикета, оно не пересекается со временем проведения культурно-досугового мероприятия, начало которого было запланировано с 12 часов. Тогда как время публичного мероприятия, организуемого ФИО1, практически полностью (за исключением одного часа) совпало с проведением культурно-досугового мероприятия. Как указано выше, обеспечить одновременное проведение данных мероприятий, с учётом общей численности участников обоих мероприятий, не представляется возможным.
Доводы жалобы о пропуске административным ответчиком срока на рассмотрение уведомления о проведении публичного мероприятия, не могут быть приняты во внимание, поскольку уведомление рассматривалось повторно не в связи с его изначальной подачей, а на основании решения суда и в сроки, указанные в судебном акте. Данные сроки рассмотрения органом местного самоуправления нарушены не были.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 84 КАС РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, а доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании закона и ином понимании обстоятельств дела, они не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения судебного решения.
Руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 18 августа 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи