Судья Григорьева Ф.Б. дело № 33-11706/2012
учет № 57
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 ноября 2012 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Хабировой Ф.В., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Каримове С.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Гайнановой С.Г. на решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Гайнановой С.Г. к Исполнительному комитету г. Мензелинска Мензелинского муниципального района РТ об установлении факта признания членом семьи умершего гражданина, факта нахождения на его иждивении и признании права постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Гайнанова С.Г. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету г. Мензелинска Мензелинского муниципального района РТ об установлении факта признания членом семьи умершего гражданина, факта нахождения на его иждивении и признании права постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обосновании заявленных требований указано, что <дата> она вышла замуж за ФИО2., <дата> года рождения, стала проживать с ним в д. Бакчасарай одной семьей, вести с ним общее хозяйство. У них родились семеро совместных детей – ФИО3, <дата> года рождения, ФИО4, <дата> года рождения, ФИО5, <дата> года рождения, ФИО6, <дата> года рождения, ФИО7, <дата> года рождения, ФИО8, <дата> года рождения, ФИО9, <дата> года рождения.
<дата> муж умер, она проживала с ним до его смерти. ФИО2 с <дата> по <дата> находился на военной службе, принимал участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. С ФИО2 она прожила вместе 33 года, вместе воспитали семерых детей, она являлась членом его семьи и находилась на его иждивении, брак с ним не был зарегистрировали в органах ЗАГСа, жили по религиозному обряду «никах». В брак ни с кем другим не вступала, в свидетельствах о рождении у всех детей имеется прочерк в графе «отец», в графе «мать» у всех записана она, отчество у всех детей по имени их отца ФИО12.
Они проживали в доме её родителей, который в <дата> перестроили, по адресу: <адрес>, в настоящее время дом имеет износ, согласно справке БТИ 68 %; в зимнее время проживать в доме невозможно, поскольку дом очень ветхий. Она как вдова участника ВОВ обратилась в Исполнительный комитет Мензелинского муниципального района с заявлением об улучшении жилищных условий, ей было сообщено, что необходимо представить удостоверение вдовы участника ВОВ.
С <дата> она является членом семьи ФИО2, проживала с ним все эти годы единой семьей, воспитали 7-х детей, построили дом. В учетной карточке к военному билету ФИО2 в графе семейное положение записано: «Жена – Гайнанова С.Г.». <дата> она вышла на пенсию. Муж умер <дата>, он работал до самой смерти и его средняя зарплата за 12 последних месяцев до смерти, была в 5 раз больше, чем ее пенсия.
В судебном заседании истица, её представитель - ФИО15 требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика - ФИО16 иск не признала и пояснила, что на основании Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» жилыми помещениями должны быть обеспечены только те члены семьи умерших (погибших) участников ВОВ, которые имеют право на меры социальной поддержки в силу закона. Гайнанова С.Г. не имеет статуса вдовы участника ВОВ, так как не состояла в браке, не была на иждивении ФИО2 и нет оснований для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поэтому на нее не может распространяться мера социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Представитель третьего лица - отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ по Мензелинскому району РТ ФИО18 считает требования истицы не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица - Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в суд не явился.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истица просит об отмене решения суда, поскольку оно не соответствует фактическим обстоятельствам дела, а именно, что она и ФИО2 являются членами одной семьи, что было подтверждено в судебном заседании показаниями свидетелей ФИО20, ФИО21
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» жильем должны быть обеспечены все нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставших на учет ветераны и инвалиды ВОВ, члены семьи умерших (погибших) участников ВОВ, имеющие право на соответствующую меру социальной поддержки согласно Федеральному закону «О ветеранах».
Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14, статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», инвалидам войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки по обеспечению жильем один раз за счет средств федерального бюджета из федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации; данная мера осуществляется путем предоставления субъектам Российской Федерации субвенций, определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) определяется нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов ВОВ; участников ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, членов семей погибших в ВОВ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Как следует из части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Из материалов дела следует, что ФИО2<дата> года рождения, умерший <дата>, являлся инвалидом ВОВ и пользовался льготами на основании статьи 14 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно учетной карточке к военному билету ФИО2 в графе семейное положение указано – жена Гайнанова С.Г.
Согласно свидетельствам о рождении ФИО24, <дата> года рождения, ФИО25, <дата> года рождения, ФИО26, <дата> года рождения, ФИО27<дата> года рождения, ФИО28., <дата> года рождения, ФИО29, <дата> года рождения, ФИО30., <дата> года рождения, следует, что они родились в д. Бакчасарай, в графе мать указана Гайнанова С.Г., отец не указан.
Истица зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
Согласно акту обследования жилого помещения, составленному техником БТИ <дата>, износ дома <адрес> составляет 68 %.
Принимая решение об отказе в иске, суд пришел к выводу об отсутствии доказательств того, что Гайнановой С.Г. являлась членом семьи умершего ФИО2 и находилась на его иждивении, в связи с чем не обладает статусом вдовы погибшего участника ВОВ, не относится к лицам, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные ФЗ «О ветеранах», отсутствуют основания для постановки её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия считает, что оснований для признания за истицей права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий у суда первой инстанции отсутствовали, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для признания гражданина, нуждающимся в жилом помещением, является проживание его в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года (в редакции от 2 августа 2007 года), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно пункту 47 вышеуказанного Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Истицей не предоставлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что она проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Акт обследования дома от <дата>, составленный техником БТИ, в котором проживает истица, и на который она ссылалась в качестве обоснования своих требований, не является в силу вышеизложенного надлежащим доказательством.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в судебном заседании было установлено, что истица и ФИО2 являются членами одной семьи, что подтвердили также свидетели ФИО33, ФИО34, не могут являться основанием для отмены постановленного решения, поскольку установление фактов признания членом семьи ФИО2 и нахождения на его иждивении необходимы истице для постановки её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о чем ею указано в исковом заявлении.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 п. 1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гайнановой С.Г. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий -
Судьи: