Юрченко Е.В. Дело № 33-1171/2018г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Слободянюк Т.А.,Сусловой Н.А.,
при секретаре Майбуровой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании 26 февраля 2018 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 7 декабря 2017 года, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Обязано Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркута Республики Коми зачесть ФИО1 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по подпункту 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды обучения с 03.05.2005 по 06.05.2005, с 08.06.2005 по 10.06.2005, с 20.07.2005 по 22.07.2005, 09.10.2006, с 03.03.2008 по 07.03.2008, с 19.03.2008 по 21.03.2008, 14.10.2008, 17.02.2009, 23.04.2009, с 13.08.2009 по 15.08.2009, 26.08.2009, 22.10.2009, 24.03.2010, с 01.06.2010 по 30.06.2010, 23.09.2010, с 07.02.2011 по 10.02.2011, с 21.02.2011 по 22.06.2011, с 11.10.2011 по 14.10.2011, 11.11.2011, 15.11.2011, 18.01.2012, 17.02.2012, с 04.07.2012 по 06.07.2012, с 09.08.2012 по 10.08.2012, 13.08.2012, с 27.06.2013 по 29.06.2013, с 25.11.2013 по 26.11.2013, 18.03.2014, 23.05.2014, 06.06.2014, с 23.12.2014 по 25.12.2014, с 10.08.2015 по 12.08.2015, 14.09.2015, 08.10.2015, с 08.02.2016 по 19.02.2016, 01.04.2016, 14.04.2016, с 14.07.2016 по 16.07.2016, 10.08.2016, 19.10.2016, 23.11.2016, 01.12.2016.; период прохождения службы в Вооруженных Силах с 18.06.1991 по 20.04.1993. В удовлетворении требований ФИО1 о возложении обязанности на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми включить в специальный стаж периоды с 04.05.1990 по 23.05.1990; с 29.06.1990 по 01.07.1990, с 09.10.1990 по 20.11.1991, с 25.02.1991 по 26.02.1991, с 15.06.1993 по 17.06.1993, 11.04.1994, 06.12.1994, с 19.01.1998 по 21.01.1998, с 22.01.1998 по 24.01.1998, 25.01.1998, 28.01.1998, с 29.01.1998 по 01.02.1998, с 02.02.1998 по 04.02.1998, обязании произвести перерасчет размера пенсии с учетом соотношения имеющегося трудового стажа к требуемому трудовому стажу 0,45597222, выплатить неполученную пенсию с учетом индексации на индексы роста потребительских цен отказано.Взысканы с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми в пользу ФИО1 расходы по оплате юридических услуг в сумме 5000 рублей. Взыскана с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркута Республики Коми государственная пошлина в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о перерасчете специального стажа, произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,55 и соотношением имеющегося стажа к требуемому стажу 0,45597222, взыскании недоплаты пенсии с 01.02.2017, индексации, расходов по оплате услуг представителя в размере 25000 рублей, указав, что с 01.02.2017 является получателем страховой пенсии, однако пенсионный орган в расчет специального стажа по Списку №1 не включил периоды прохождения военной службы с 18.06.1991 по 20.04.1993, а также все периоды обучения, что полагает незаконным.
Истец в судебном заседании участия не принимал.
Представитель ответчика в судебном заседании не участвовал, в письменном отзыве ответчик иск не признал.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец не согласен с решением суда в части отказа произвести перерасчет размер пенсии с учетом соотношения имеющегося трудового стаж к требуемому 0,510694 и просит решение в этой части отменить как незаконное и необоснованное
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения не усматривает.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 с 01.02.2017 является получателем пенсии назначенной в соответствии с п.п.1 п.1. ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Расчетный размер трудовой пенсии произведен с учетом стажевого коэффициента 0,55, исчисленного из продолжительности общего трудового стажа и соотношением имеющегося стажа к требуемому стажу 0,40855556.
П.п. 1 п. 1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определяет сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
П.3 указанных правил предусматривает, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Стаж истца по состоянию на 01.01.2002 составляет страховой стаж – 10 л. 02 мес. 17 дн.,общий трудовой стаж (с учетом льготного исчисления) – 15 л. 11 мес.27дн.,стаж работ по Списку №1 – 05 л. 08 мес. 23 дн. (льготно 08 л. 06 мес. 24 дн.),стаж работы в РКС – 07 л. 10 мес. 15 дн.
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно записям трудовой книжки ФИО1 работал:
- с 04.05.1990 по 17.06.1991 ..., ... шахты «...»,
- с 18.06.1991 по 20.04.1993 служба в рядах ВС,
- с 15.06.1993 по 01.07.1998 ... шахты «...»,
- с 02.07.1998 по 11.07.1998 ... ДАО «...»,
- с 03.05.2005 по 23.01.2017 ... шахты «...».
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Во время прохождения истца военной службы по призыву действовал Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12.10.1967 № 1950-VII, частью 2 статьи 78 которого было предусмотрено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности, время их действительной военной службы засчитывается в стаж работы по специальности.
В соответствии с п.п. «к» п. 109 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. №590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» п.16),….периоды, указанные в подпунктах «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Рассматривая заявленные требования о включении периода военной службы в специальный стаж суд, установив, что до прохождения военной службы истец работал по специальности предусмотренной Списком №1 – горнорабочим подземным пришел к обоснованному выводу об удовлетворении данных требований исходя из того, что действующее на период прохождения истцом военной службы законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы по специальности, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.
Вывод суда является правильным.
При рассмотрении дела судом установлено, что периоды с 04.05.1990 по 23.05.1990, с 29.06.1990 по 01.07.1990, с 09.10.1990 по 20.11.1991, с 25.02.1991 по 26.02.1991, с 15.06.1993 по 17.06.1993. с 22.01.1998 по 24.01.1998 включены ответчиком в расчет специального стажа.
Периоды обучения истца с 03.05.2005 по 06.05.2005, с 08.06.2005 по 10.06.2005, с 20.07.2005 по 22.07.2005, 09.10.2006, с 03.03.2008 по 07.03.2008, с 19.03.2008 по 21.03.2008, 14.10.2008, 17.02.2009, 23.04.2009, с 13.08.2009 по 15.08.2009, 26.08.2009, 22.10.2009, 24.03.2010, с 01.06.2010 по 30.06.2010, 23.09.2010, с 07.02.2011 по 10.02.2011, с 21.02.2011 по 22.06.2011, с 11.10.2011 по 14.10.2011, 11.11.2011, 15.11.2011, 18.01.2012, 17.02.2012, с 04.07.2012 по 06.07.2012, с 09.08.2012 по 10.08.2012, 13.08.2012, с 27.06.2013 по 29.06.2013, с 25.11.2013 по 26.11.2013, 18.03.2014, 23.05.2014, 06.06.2014, с 23.12.2014 по 25.12.2014, с 10.08.2015 по 12.08.2015, 14.09.2015, 08.10.2015, с 08.02.2016 по 19.02.2016, 01.04.2016, 14.04.2016, с 14.07.2016 по 16.07.2016, 10.08.2016, 19.10.2016, 23.11.2016, 01.12.2016.,обоснованны включены судом в расчет специального стажа, со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.
В соответствии с п.9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника).Установив, что периоды 11.04.1994, 06.12.1994, являются периодами простоя; периоды с 19.01.1998 по 21.01.1998, с 02.02.1998 по 04.02.1998, 25.01.1998, 28.01.1998, с 29.01.1998 по 01.02.1998 в лицевом счете застрахованного проставлены без указания работы, в том числе по специальному стажу, суд обосновано отказал во включении спорных периодов в специальный стаж.
С учетом вышеизложенного, судом верно определен специальный стаж истца по Списку № 1, который на 01.01.2002 составит 5 л. 8 м. 23 д. + 1 г. 10 м. 3 д. + 3 м. 26 д. = 7 л. 10 м. 22 дн.
В соответствии со ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» стажевый коэффициент для лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20, также предусмотрено, что из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.
Как разъяснено в п.п. 7 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии», право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в п. 1 ст. 27 и ст. 27.1, при условии наличия по состоянию на 01.01.2002 у этих лиц страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (п. 9 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность конвертации пенсионных прав исходя из продолжительности общего либо специального стажа при условии наличия стажа требуемого для определения права на пенсию. Поскольку общий трудовой стаж истца на 01.01.2002 составляет 10 л. 2 м. 17 д., с учетом льготного исчисления 15 л. 11 м. 17 д., что свидетельствует об отсутствии у ФИО1 на 01.01.2002 требуемой продолжительность общего трудового стажа (20 лет), вывод суда об отсутствии оснований для расчета стажевого коэффициента и соотношения общего трудового стажа к требуемому стажу 20 л. является верным.
Решение суда подробно мотивировано, принято с учетом всех обстоятельств по делу и требований закона, подлежащего применению. Оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 7 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-