ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11721/18 от 12.07.2018 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Хузина Э.Х. Дело № 33-11721/2018

Учёт № 098г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 июля 2018 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,

судей Калимуллина Р.Я., Моисеевой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Назиповой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиКалимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе истцов ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3 и ФИО4 на решение Кукморского районного суда Республики Татарстан от 4 мая 2018 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Лубянского сельского поселения Кукморского муниципального района Республики Татарстан о возмещении единовременной материальной помощи и ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав возражения представителя ответчика – Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан – ФИО5 и представителя ответчиков – Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан – ФИО6, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с иском к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Лубянского сельского поселения Кукморского муниципального района Республики Татарстан о выплате единовременной материальной помощи и возмещении ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, возникшей и продолжавшейся в период с 23 апреля по 28 мая 2016 года в результате сильного половодья на территории Лубянского сельского поселения Кукморского муниципального района Республики Татарстан. В зону сильного подтопления попали дома по улицам <адрес>.

Истцы указывают, что они понесли значительные материальные потери, нарушились условия их жизнедеятельности, их имуществу причинен ущерб, поскольку подмыло фундаменты домов, в некоторых хозяйствах вздулись полы, заборы вырвало и унесло течением.

Постановлением главы Кукморского муниципального района от 13 мая 2016 года на территории Лубянского сельского поселения введен режим «чрезвычайная ситуация» с 10.00 часов 14 мая 2016 года до особого распоряжения.

13 мая 2016 года создана межведомственная комиссия, которая произвела обследование помещений, поврежденных в результате наводнения и составила соответствующие акты.

Согласно письму главы Лубянского сельского поселения пострадавшие от наводнения домохозяйства обследованы на предмет их подтопления с фото-фиксацией, на основании которых членами комиссии Кукморского района произведена оценка причинённого ущерба.

Исполком Кукморского муниципального района обратился к независимому эксперту для проведения экспертизы и определения реального ущерба, но впоследствии от услуг эксперта отказался.

Истцы указывают, что невыплаченная стоимость за поврежденное имущество составила 72 000 рублей.

Требование жильцов о возмещении ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайной ситуации удовлетворены некоторым семьям частично – по 10 000 рублей, поскольку денежные средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий не выделялись.

С учетом уточнений исковых требований ФИО1, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3 и ФИО4 просили взыскать с Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан ущерб, причиненный имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, и единовременную материальную помощь в форме денежной компенсации в пользу каждого из них по 18 000 рублей и в порядке компенсации морального вреда – по 30 000 рублей, а также взыскать в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 770 рублей.

Суд в иске отказал.

В апелляционной жалобе истцы ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3 и ФИО4 по мотиву незаконности и необоснованности просит отменить решение и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение районным судом норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку собранных по делу доказательств, противоречия сделанных судом выводов фактическим обстоятельствам дела. В жалобе отмечается, что чрезвычайная ситуация носит региональный характер. Судом не исследован факт того, что в некоторых домах вода находилась выше уровня пола, а в других домах затопило фундамент с полным затоплением земельного участка. Указывается, что причиненный в результате чрезвычайной ситуации ущерб подлежит возмещению в полном объёме независимо от источника финансирования.

Судебная коллегия не находит мотивов к отмене решения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ) при введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от ее последствий, сил и средств единой государственной системы, привлекаемых для ее предупреждения и ликвидации, классификации и характера развития чрезвычайной ситуации и других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих дополнительных мер по защите населения и территории от чрезвычайной ситуации, устанавливается уровень реагирования: объективный (зона чрезвычайной ситуации находится в пределах организации), местный (зона чрезвычайной ситуации находится в пределах одного городского поселения); региональный (зона чрезвычайной ситуации находится в пределах одного региона); федеральный (зона чрезвычайной ситуации находится на территории двух и более субъектов).

Согласно статье 5 Закона № 68-ФЗ закона границы зон чрезвычайной ситуации определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайной ситуации на основе классификации чрезвычайной ситуации, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации.

В силу статьи 11 Закона № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

л) принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Согласно статье 18 граждане Закона № 68-ФЗ Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 62-ЗРТ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» к компетенции Кабинета Министров Республики Татарстан относятся принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам в случаях возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Указанные Правила устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

В соответствии с пунктом 2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:

г) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека;

д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество – 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 000 рублей на человека).

Из материалов дела следует, что постановлением главы Кукморского района Республики Татарстан № 71 от 13 мая 2016 года на территории Лубянского сельского поселения введен режим «чрезвычайная ситуация» с 10 часов 00 минут 14 мая 2016 года до особого распоряжения.

ФИО1 является собственником жилого <адрес>. Её семья проживает по данному адресу и состоит из четырёх человек, в том числе: ФИО3 (муж), ФИО2 (дочь), ФИО4 (сын).

Межведомственная комиссия, назначенная постановлением от 24 августа 2012 года Исполкомом Кукморского муниципального района, произвела обследование жилого помещения, в котором проживают истцы, и пришла к заключению, что дому нанесен ущерб в размере 42000 рублей, требуется ремонт.

Как следует из письма Главы Кукморского муниципального района от 08 июня 2016 года Премьер-Министру Республики Татарстан направлено обращение с просьбой о выделении средств из «резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» с целью оказания финансовой помощи семьям Лубянского сельского поселения.

Согласно сообщению МЧС Республики Татарстан от 28 июня 2016 года, адресованному Премьер-министру Республики Татарстан, в соответствии с поручением Премьер-Министра Республики Татарстан Министерством рассмотрено обращение Кукморского муниципального района о выделении финансовых средств на проведение восстановительных работ объектов, пострадавших от подтопления в период прохождения весеннего половодья 2016 года.

Из данного сообщения следует, что по существующей классификации весеннее половодье 2016 года в Кукморском районе отнесено к чрезвычайной ситуации муниципального характера и ликвидация его последствий осуществляется за счет средств органов местного самоуправления, рассмотрен вопрос об оказании частичной финансовой помощи по 10 000 рублей на восстановление домовладений, в том числе ФИО3 выделены денежные средства в размере 10 000 рублей.

Распоряжением и.о. Премьер-министра Республики Татарстан от 19 июля 2016 года Кукморскому муниципальному району выделена субсидия в сумме 420,0 тыс. рублей за счет резервного фонда Кабинета Министров Республики Татарстан на выплату финансовой помощи пострадавшим в результате подтопления в период весеннего половодья 2016 года.

20 мая 2016 года отделом социальной защиты в Кукморском муниципальном районе ФИО1 оказана материальная помощь в результате половодья 2016 года в размере 20 000 рублей.

Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, приняты все предусмотренные законом меры к установлению по делу юридически значимых фактов, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение.

При указанных обстоятельствах и с учётом вышеизложенных норм права суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в иске, поскольку при введении режима чрезвычайной ситуации, в результате которой пострадало имущество истцов, был установлен местный уровень реагирования, при котором не предусмотрена выплата единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества, единовременного пособия в случае смерти и причинения вреда здоровью.

Доводы истцов о федеральном уровне реагирования суд первой инстанции признал несостоятельными ввиду отсутствия объективных и допустимых доказательств, подтверждающих это обстоятельство.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и находит необоснованными доводы жалобы об определении судом уровня реагирования при введении режима чрезвычайной ситуации, поскольку суду такие полномочия не предоставлены. Судом установлено, что постановлением главы Кукморского района от 13 мая 2016 года на территории Лубянского сельского поселения введен режим «чрезвычайная ситуация», что в соответствии с Законом № 68-ФЗ подразумевает установление местного уровня реагирования.

Доводы истцов о том, что чрезвычайная ситуация, возникшая вследствие весеннего половодья, затронула несколько населенных пунктов на территории Республики Татарстан, а также в других субъектах Российской Федерации, следовательно, носила региональный или даже федеральный характер, не могут быть приняты во внимание, поскольку уполномоченным органом исполнительной власти соответствующий нормативный акт не принимался.

Несостоятельна ссылка истцов на Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», поскольку Президентом Российской Федерации не издавался указ о введении чрезвычайного положения, соответственно, положения данного закона при разрешении возникшей ситуации применены быть не могут.

Обоснование истцами своих требований положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации основано на неправильном толковании норм материального права, поскольку названная статья регулирует правоотношения, связанные с возмещением вреда личности и имуществу гражданина конкретным виновным лицом, причинившим вред.

Ссылка истцов на Постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» также несостоятельна, поскольку данное постановление не регламентирует порядок выплаты единовременной материальной помощи, основания ее выплаты, им установлен лишь порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда при установлении федерального, межрегионального и регионального уровня реагирования при введении режима чрезвычайной ситуации. Оно не применимо к чрезвычайной ситуации местного уровня реагирования.

Другие доводы, на которые истцы ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3 и ФИО4 ссылаются в апелляционной жалобе, не могут служить мотивом к отмене решения, они в ходе судебного разбирательства исследовались, что нашло отражение в принятом по делу решении.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в решении, их правильность не вызывает сомнений у суда апелляционной инстанции.

Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Кукморского районного суда Республики Татарстан от 4 мая 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3 и ФИО4 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи