ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1172/2017 от 01.02.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Шабалина И.А.

дело № 33-1172/2017 01 февраля 2017 года

г.Пермь

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

в составе председательствующего судьи: Валуевой Л.Б.,

судей: Чулатаевой С.Г., Заривчацкой Т.А.,

при секретаре Анохиной Ю.А.,

рассмотрела 01 февраля 2017 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю на решение Ленинского районного суда г. Перми от 10 ноября 2016 года, которым постановлено:

«Взыскать с Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в пользу ФИО1 недоплаченные денежные средства в размере ** рублей ** копеек.

Выплату денежных средств ФИО1 произвести после удержания сумм налога на доходы физических лиц».

Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г., судебная коллегия,

установила:

ФИО1 обратилась с иском к Управлению Федеральной миграционной службы по Пермскому краю, заявила требования о взыскании невыплаченных при прекращении трудовых отношений сумм денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск в размере ** рублей ** копеек (с учетом удержания НДФЛ).

В обоснование иска указала, что являлась государственным служащим, занимая должность старшего специалиста 1 разряда Отдела по вопросам беженцев, переселенцев и работы с соотечественниками УФМС России по Пермскому краю, в связи с упразднением государственного органа была уволена 14.06.2016 года. При увольнении ей подлежали выплате: компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а также компенсация за неиспользованный отпуск. При расчете месячного денежного содержания ответчиком необоснованно не были учтены премии за выполнение особо важных и сложных заданий, выплаченные ей в июне, августе, сентябре, ноябре, декабре 2015 года, феврале и марте 2016 года всего – ** рублей, в связи с чем сумма недоплаченного четырехмесячного денежного содержания с учетом удержания НДФЛ составила ** рублей ** копейки. Также истец полагает, что ответчиком неправильно был произведен расчет компенсации за неиспользованный отпуск, с учетом вышеуказанных премий месячное денежное содержание, из которого производится расчет компенсации, увеличивается, соответственно недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск составляет ** рублей ** копейки.

В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени судебного разбирательства были извещены.

Судом вынесено вышеуказанное решение. Ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, полагая, что суд неверно применил нормы материального права.

Согласно п.6 и п.8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 562 при исчислении месячного денежного содержания учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий, фактически начисленных в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Вместе с тем, положениями ст. 51 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при формировании фонда оплаты труда федеральных государственных служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, средства для выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий предусматриваются в размере не более двух окладов денежного содержания на каждого федерального государственного служащего. Приказом УФМС России по Пермскому краю от 31.12.2010 г. № 289 утверждено Положение о порядке премирования федеральных государственных служащих УФМС России по Пермскому краю, которым предусмотрено, что на премирование гражданских служащих в годовом фонде оплаты труда предусматриваются средства в размере 2 окладов денежного содержания в год на каждого гражданского служащего, выплата премии производится ежемесячно в пределах установленного фондом оплаты труда премирования в размере не более 16,67% от оклада денежного содержания на основании приказа начальника УФМС.

Ответчик полагает, что дополнительное премирование гражданских служащих за качественное и своевременное выполнение особо важных и сложных заданий, в случае образования экономии по фонду оплаты труда не носит обязательного и постоянного характера, в связи с чем не подлежит учету при исчислении месячного денежного содержания для выплаты компенсаций при увольнении. Поскольку премии за выполнение особо важных и сложных заданий, выплаченные истице в заявленной ею сумме – ** рублей за счет экономии средств фонда оплаты труда, являлись дополнительным премированием, они не подлежали учету при определении размера месячного денежного содержания, из которого производится исчисление компенсаций при увольнении.

Также ответчик указывает на то, что оснований для увеличения размера компенсации с учетом единовременной выплаты в размере двух окладов денежного содержания (ЕДВ) не имелось. Единовременная выплата в соответствии с порядком установленным приложением № 3 к Приказу УФМС по Пермскому краю от 31.12.2010 года № 289, выплачивается 1 раз в год при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, Поскольку истица в период 2015-2016 года находилась в очередном отпуске, ЕДВ ей было выплачено, оснований для включения данной выплаты в месячное денежное содержание истицы не имелось.

В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, о рассмотрении жалобы уведомлен, истец в суде н явилась, о рассмотрении жалобы извещена, ранее представила письменные возражения по доводам жалобы.

Представители третьих лиц, ГУ МВД России по Пермскому краю, Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю в суд не явились, о рассмотрении жалобу уведомлены, ходатайствовали о рассмотрении жалобы без их участия.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Судебная коллегия находит, что при разрешении возникшего спора суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дав им надлежащую правовую оценку, оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба ответчика не содержит.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается участниками процесса, ФИО1 находилась на государственной гражданской службе, занимала должность старшего специалиста 1 разряда Отдела по вопросам беженцев, переселенцев и работы с соотечественниками УФМС России по Пермскому краю. Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Пермскому краю от 14 июня 2016 г. № ** служебный контракт с ФИО1 был расторгнут по основанию, предусмотренному пунктом 8.3 части 11 статьи 37 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в связи с упразднением государственного органа), с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с п.3.1 ч.3 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за рабочий период с 14.01.2016 года по 13.01.2017 года в количестве 30 дней.

При исчислении месячного денежного содержания ФИО1 были учтены следующие начисления: оклад за классный чин – ** рублей, надбавка за выслугу лет – ** рубль, ежемесячное денежное поощрение – ** рублей, классный чин - ** рублей, доплата за сложность и напряженность – ** рубля ** копеек, районный коэффициент – ** рубля ** копеек, материальная помощь - ** рублей ** копеек, ежемесячная (декабрь 2008) – ** рубль ** копейки, всего ** рубля ** копеек.

С учетом указанной суммы истице при увольнении было исчислено и выплачено выходное пособие в размере ** рублей ** копеек (** рубля ** копеек х 3) и месячное денежное содержание - ** рубля ** копеек, а также компенсация за неиспользованный отпуск за 30 дней в размере ** рублей ** копеек.

Разрешая иск суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при исчислении размера месячного денежного содержания ФИО1 ответчиком необоснованно не были учтены в полном объеме все фактически начисленные и выплаченные ей премии за качественное и своевременное выполнение особо важных и сложных заданий, что повлекло уменьшение размера компенсационных выплат при увольнении.

Судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции обоснованным.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 ФЗ РФ «О государственной гражданкой службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В силу части 1 статьи 50 ФЗ РФ «О государственной гражданкой службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ). В соответствии с частью 5 статьи 50 ФЗ РФ «О государственной гражданкой службе Российской Федерации» к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

В соответствии с п.4 ст. 51 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя вправе перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных государственных служащих между выплатами, предусмотренными частью 2 настоящей статьи.

Приказом начальника Управления ФМС России по Пермскому краю№ 289 от 31.12.2010 г. было утверждено Положение о порядке премирования федеральных государственных гражданских служащих УФМС России по Пермскому краю и выплаты им единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу (приложение № 2 к Приказу) (далее Положение).

В соответствии с п.4, п.5 Положения на премирование гражданских служащих в годовом фонде оплаты труда предусматриваются средства в размере двух окладов денежного содержания в год в расчете на одного гражданского служащего. Выплата премии гражданским служащим производится ежемесячно за фактически отработанное время в текущем месяце в пределах установленного фонда оплаты труда на премирование в размере не более 16,67% от оклада денежного содержания гражданского служащего.

В случае образования экономии по фонду оплаты труда, размер которой определяется отделом финансового обеспечения УФМС, ежеквартально, по решению начальника УФМС производится дополнительное премирование гражданских служащих за качественное и своевременное выполнение особо важных и сложных заданий. В качестве расчетного периода для исчисления дополнительных премий гражданским служащим может приниматься время исполнения ими служебных обязанностей, равное кварталу, году или иному сроку, установленному для выполнения задания. Размер дополнительных премий определяется в абсолютном размере и максимальным размером не ограничивается.

Проанализировав положения вышеуказанных нормативных актов суд первой инстанции обоснованно указал на то, что представитель нанимателя наделен полномочиями по выбору оснований для начисления премии гражданским служащим и определению ее размеров. При указанных обстоятельствах, при наличии экономии фонда оплаты труда, фактически начисленные и выплаченные премии за выполнение особо важных и сложных заданий могут превышать установленный нормативно размер – два оклада денежного содержания.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает не состоятельными доводы апелляционной жалобы УФМС России по Пермскому краю о незаконности включения в расчет при исчислении размера месячного денежного содержания ФИО1 премий в связи с качественным и своевременным выполнением особо важных и сложных заданий, полученных ею сверх установленного размера - двух окладов месячного денежного содержания, так как данные выплаты произведены за счет фонда оплаты труда.

Частью 13 статьи 46 ФЗ РФ «О государственной гражданкой службе Российской Федерации» предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 ФЗ РФ «О государственной гражданкой службе Российской Федерации», гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается (пункт 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 8 Правил в случае увольнения государственного гражданского служащего в связи с ликвидацией федерального государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Согласно пункту 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

В соответствии с п.20 Положения премии за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за месяц, квартал и иные периоды учитываются при исчислении средней заработной платы гражданского служащего в порядке, установленном законодательством РФ.

Поскольку премии в связи с качественным и своевременным выполнением особо важных и сложных заданий были начислены и фактически выплачены ФИО1 в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения контракта, указанные премии в полном размере подлежат включению в состав месячного денежного содержания (в размере 1/12), из которого производится исчисление компенсаций при увольнении, в соответствии пунктами 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 562. Выплата данных премий за счет экономии фонда оплаты труда не является основанием для их исключения из месячного денежного содержания.

В связи с тем, что размер месячного денежного содержания ФИО1 был исчислен ответчиком без учета премий в связи с качественным и своевременным выполнением особо важных и сложных заданий в общей сумме ** рублей, размер выплаченного при увольнении четырехмесячного денежного содержания определен в меньшей, чем положено истице сумме. С учетом ранее выплаченных истице сумм, суд определил размер доплаты как ** рублей. Ответчик, выполненный судом расчет суммы денежного содержания подлежащего доплате, не оспаривает.

Также при расторжении контракта истице была выплачена сумма компенсации за неиспользованный отпуск (30 дней) в размере ** рублей ** копеек. Суд, руководствуясь положениями Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее – Правила) определил, что сумма недоплаченной компенсации составила ** рублей ** копейки.

Определив общий размер невыплаченных при расторжении государственного контракта сумм, суд обоснованно взыскал с Управления ФМС России по Пермскому краю в пользу ФИО1 ** рублей ** копеек, указав на необходимость удержания при ее выплате налога на доходы физических лиц.

Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 10 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: