Судья Кеуш С.Ю. 24RS0048-01-2022-006269-69
Дело № 33-11735/2022
А-152г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 сентября 2022 года г. Красноярск
Судья судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда Макарова Ю.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буровой В.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании материал по исковому заявлению ФИО1 к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании страхового возмещения
по частной жалобе представителя истца ФИО2
на определение судьи Советского районного суда г. Красноярска от 06 мая 2022 года, которым постановлено:
«Исковое заявление ФИО1 к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании страхового возмещения, возвратить».
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании страхового возмещения в результате дорожно-транспортного происшествия 04.08.2021.
Судом постановлено указанное выше определение.
В частной жалобе представитель истца ФИО2 просит определение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылается на то, что в случае необоснованности отказа финансового уполномоченного в принятии обращения потребителя досудебный порядок считается соблюденным. При этом судом при решении вопроса о принятии искового заявления к рассмотрению не было оценено то, что истцом было приложено доказательство, подтверждающее направление в адрес ответчика заявления о страховом случае с отметкой о его вручении.
В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 333 ГПК РФ, частная жалоба рассмотрена судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов частной жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" в установленных Законом о финансовом уполномоченном случаях до предъявления требований к финансовой организации в судебном порядке потребитель финансовых услуг должен соблюсти обязательный досудебный порядок урегулирования спора: при возникновении спора с финансовой организацией подать заявление (претензию) в финансовую организацию об исполнении ею обязательств, а в случае неполучения ответа в установленный срок либо при полном или частичном отказе в удовлетворении требований обратиться за урегулированием спора к финансовому уполномоченному (части 1 и 4 статьи 16 Закона о финансовом уполномоченном).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 40 вышеприведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в случае прекращения рассмотрения обращения потребителя финансовым уполномоченным или его отказа в принятии к рассмотрению обращения потребителя возможность обращения потребителя в суд зависит от основания прекращения рассмотрения или отказа в рассмотрении обращения потребителя (часть 4 статьи 18 и пункт 2 части 1 статьи 25 Закона о финансовом уполномоченном).
При отказе в рассмотрении или прекращении рассмотрения финансовым уполномоченным обращения потребителя в связи с ненадлежащим обращением потребителя к финансовому уполномоченному, в частности, если потребитель финансовых услуг предварительно не обратился в финансовую организацию в порядке, установленном статьей 16 указанного закона, если обращение потребителя содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу финансового уполномоченного или иных лиц или его текст не поддается прочтению, а также в случае непредставления потребителем финансовых услуг документов, разъяснений и (или) сведений в соответствии с данным законом, если это влечет невозможность рассмотрения обращения по существу (пункты 2, 11, 12 части 1 статьи 19, пункт 2 части 1 статьи 27 Закона о финансовом уполномоченном), обязательный досудебный порядок урегулирования спора является не соблюденным.
Поскольку законом не предусмотрено обжалование решений финансового уполномоченного об отказе в принятии обращения потребителя к рассмотрению либо о прекращении им рассмотрения обращения потребителя, то в случае несогласия потребителя с таким решением финансового уполномоченного потребитель, применительно к пункту 3 части 1 статьи 25 Закона о финансовом уполномоченном, может предъявить в суд требования к финансовой организации с обоснованием мотивов своего несогласия с решением финансового уполномоченного об отказе в принятии его обращения к рассмотрению либо о прекращении рассмотрения обращения.
Если судья при разрешении вопроса о принятии искового заявления или суд при рассмотрении дела придут к выводу об обоснованности отказа финансового уполномоченного в принятии обращения потребителя или принятого решения о прекращении рассмотрения обращения потребителя, обязательный досудебный порядок урегулирования спора считается не соблюденным, в связи с чем, исковое заявление потребителя, соответственно, возвращается судьей на основании пункта 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ либо подлежит оставлению судом без рассмотрения на основании абзаца второго статьи 222 ГПК РФ.
При необоснованности отказа финансового уполномоченного в принятии обращения потребителя или решения финансового уполномоченного о прекращении рассмотрения обращения потребителя обязательный досудебный порядок урегулирования спора считается соблюденным, и спор между потребителем и финансовой организацией рассматривается судом по существу.
Таким образом, по смыслу указанных разъяснений, обязанностью суда при разрешении вопроса о соблюдении потребителем досудебного порядка урегулирования спора являлась оценка обоснованности отказа рассмотрения финансовым уполномоченным обращения потребителя, что и было сделано судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, требования истца основаны на договоре страхования с ПАО «СК «Росгосстрах», с 28.11.2019 потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к страховщику только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению.
Из искового заявления и приложенных к нему документов, в том числе решения финансового уполномоченного, следует, что при обращении к финансовому уполномоченному истец указывал на то, что 20.12.2021 он обратился в финансовую организацию с заявлением о выплате страхового возмещения по договору ОСАГО в связи с ДТП от 04.08.2021.
В ответ на указанное заявление ПАО «Росгосстрах» письмом от 29.12.2021 сообщило ФИО1, что обстоятельства причинения ущерба по заявленному ею ДТП 04.08.2021 соответствуют требованиям, указанным в п. 1 ст. 14.1 Федерального закона Об ОСАГО, следовательно, требования о причинении вреда, причиненного автомобилю следует заявлять страховщику, застраховавшему ответственность ФИО1, ПАО «Росгосстрах» этим страховщиком не является.
Также, истец указывает, что 03.02.2022 она обратилась в финансовую организацию с претензией.
В силу абз. 3 части 1 статьи 16.1 Федерального закона Об ОСАГО при наличии разногласий между потерпевшим, являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия указанного в настоящем абзаце потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному в настоящем абзаце потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства указанный в настоящем абзаце потерпевший должен направить страховщику письменное заявление, а страховщик обязан рассмотреть его в порядке, установленном Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 16 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" до направления финансовому уполномоченному обращения потребитель финансовых услуг должен направить в финансовую организацию заявление в письменной или электронной форме (п. 1). Финансовая организация обязана рассмотреть заявление потребителя финансовых услуг и направить ему мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования (п. 2).Потребитель финансовых услуг вправе направить обращение финансовому уполномоченному после получения ответа финансовой организации либо в случае неполучения ответа финансовой организации по истечении соответствующих сроков рассмотрения финансовой организацией заявления потребителя финансовых услуг, установленных частью 2 настоящей статьи.
Возвращая исковое заявление, суд первой инстанции, исходил из того, что прекращение рассмотрения обращения истца финансовым уполномоченным было обусловлено несоблюдением самим истцом установленного законом порядка обращения в финансовую организацию.
Судья судебной коллегии соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на верном применении норм материального права.
В оспариваемом определении верно указано, что представленный истцом в доказательство обращения в страховую компанию с заявлением в порядке статьи 16 Федерального закона «О финансовом уполномоченном» скриншот экрана, содержащий информацию о создании электронного письма с приложением следующих документов: претензия, платежное поручение за экспертизу, квитанция об оплате составления претензии, экспертное заключение № 2022.01 от 19.01.2022, сформированного 03.02.2022, не может служить таким доказательством, поскольку данное письмо с достоверностью не подтверждает факт его отправки адресату. При этом финансовая организация отрицает факт получения указанного обращения.
Согласно разъяснениям, направленным финансовой организацией в адрес финансового уполномоченного, досудебной претензии с требованием о выплате страхового возмещения в финансовую организацию не поступало.
Таким образом, ФИО1 не соблюден установленный Федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Прекращение рассмотрения обращения финансовым уполномоченным было обусловлено непредставлением истцом в финансовую организацию заявления о выплате страхового возмещения по договору ОСАГО с документами, предусмотренными Правилами ОСАГО, то есть является обоснованным.
Доводы частной жалобы о необоснованности отказа финансового уполномоченного в принятии обращения потребителя, подлежат отклонению, как необоснованные.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о финансовом уполномоченном финансовый уполномоченный не рассматривает обращения, если потребитель финансовых услуг предварительно не обратился в финансовую организацию в порядке, установленном статьей 16 настоящего Федерального закона.
Поскольку доказательств обращения истца к финансовому уполномоченному стороной истца ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено, судья судебной коллегии не находит оснований для отмены оспариваемого определения.
Ссылка в жалобе на то, что, согласно ч. 11 ст. 20 Закона о финансовом уполномоченном, рассмотрение обращения прекращается в случае отказа потребителя финансовых услуг от заявленных к финансовой организации требований путем направления (в том числе в электронной форме) финансовому уполномоченному соответствующего заявления, в случае урегулирования спора между его сторонами путем заключения соглашения, а также в случае добровольного исполнения финансовой организацией требований потребителя финансовых услуг, на изложенные выше выводы не влияет, поскольку ни одно из указанных оснований прекращения рассмотрения обращения не относится к данному случаю.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного определения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судья судебной коллегии,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение судьи Советского районного суда г. Красноярска от 06 мая 2022 года оставить без изменения, частную жалобу представителя истца ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Ю.М. Макарова