ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11771/2016 от 04.05.2016 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Грошева Н.А. дело № 33-11771/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе: председательствующего судьи Байдаевой Л.В.,

судей Гулиной Е.М., Мирошкина В.В.,

при секретаре Адровой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 4 мая 2016 года апелляционную жалобу закрытого акционерного страхового общества «Промтрансинвест» на решение Шатурского городского суда Московской области от 29 февраля 2016 года по гражданскому делу по иску закрытого акционерного страхового общества «Промтрансинвест» к ФИО1, открытому акционерному обществу Страховая компания «Альянс» о возмещении ущерба в порядке суброгации,

заслушав доклад судьи Байдаевой Л.В.,

УСТАНОВИЛА:

ЗАСО «Промтрансинвест» обратилось с иском к ФИО1, открытому акционерному обществу Страховая компания «Альянс» о возмещении ущерба в порядке суброгации, указав, что 01.05.2012 в 19.00 час. на границе Российской Федерации и <данные изъяты> Республики Беларусь произошло ДТП. Ответчик ФИО1, управлявший автомобилем «Мазда 3», нарушивший п. 71 ПДД, совершил столкновение с автомобилем «TOYOTA LAND CRUISER» под управлением ФИО2 В результате ДТП автомобилю ФИО2 причинены механические повреждения. Ответственность виновника ДТП ФИО1 была застрахована страховым сертификатом «Зеленая карта», выданного ОАО СК «Альянс». Общий размер причиненного ущерба составил 320900,05 руб. В связи с тем, что ДТП произошло на территории Республики Беларусь, а ответственность виновника ДТП была застрахована на основании страхового сертификата «Зеленая карта», истец обратился в Белорусское бюро по транспортному страхованию за возмещением причиненного ущерба, но получил отказ в возмещении.

Просит взыскать с ОАО СК «Альянс» в счет возмещения ущерба в порядке суброгации 120000 руб., с ФИО1 - 200900,05 руб., а также взыскать с ответчиков соразмерно удовлетворенным требованиям расходы по оплате государственной пошлины в размере 6409 руб.

Представитель истца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ОАО СК «Альянс» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменных возражениях просил в удовлетворении требования отказать, мотивируя тем, что с 01.01.2009 Российская Федерация вступила в международную систему страхования «Зеленая карта», любой выезжающий за границу на машине, зарегистрированной на территории России, обязан застраховать свою ответственность в рамках системы "Зеленая карта". Полис ОСАГО за рубежом не действует и его заменяет полис "Зеленая карта". Потерпевший от российского водителя (держателя российского сертификата «Зеленая карта») иностранец направляет претензию в свое национальное бюро. Если в данной стране у российского страховщика-члена бюро есть корреспондент (представитель по урегулированию претензий), то национальное бюро передает ему дальнейшее рассмотрение претензии. Если корреспондент не назначен, национальное бюро страны, где произошло ДТП, урегулирует претензию самостоятельно, после чего выставляет счет российскому страховщику - члену бюро, эмитировавшему «Зеленую карту», по которойпроизошел страховой случай. В связи с чем, считает, что предъявление требований непосредственно к ОАО СК «Альянс» от страховщика незаконно и необоснованно. Кроме того полагает, что истцом пропущен срок исковой давности на обращение в суд с указанным иском.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Российского Союза Автостраховщиков (далее- РСА) в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменных возражениях просил в удовлетворении требования отказать, пояснив, что PCА представляет собой профессиональное объединение страховых организаций, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, основанным на членстве (статья 24 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). С 01.01.2009 Российская Федерация является участником международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зеленая карта». В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 19.03.2008 № 337-р функции национального страхового бюро системы «Зеленая карта» возложены на РСА. В соответствии со ст. 3.4 Внутреннего регламента Совета бюро «Зеленая карта», являющимся одним из основных документов, устанавливающих требования системы «Зеленая карта», претензии потерпевших в результате ДТП по вине держателей иностранных страховых сертификатов «Зеленая карта» урегулируются национальным бюро «Зеленая карта» страны, на территории которой произошло ДТП. Функции национального бюро «Зеленая карта» в Республике Беларусь выполняет Белорусское бюро по транспортному страхованию. В связи с чем, обращение в рамках системы «Зеленая карта» должно быть рассмотрено исключительно Белорусским бюро по транспортному страхованию в рамках белорусского законодательства, т.к. территорией ДТП является Республика Беларусь, и нормы российского законодательства в данном случае применению не подлежат.

Решением суда от 29 февраля 2016 года исковые требования ЗАСО «Промтрансинвест» оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ЗАСО «Промтрансинвест» ставит вопрос об отмене указанного решения как незаконного и необоснованного.

Судебной коллегией дело рассмотрено на основании ч.ч.3,5 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, принимая во внимание их надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, а также то обстоятельство, что не представлены сведения, подтверждающие уважительность причин неявки, учитывая заявление ООО «Новелла» о рассмотрении дела в отсутствие истца и его представителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не находит.

Так, согласно статье 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). В случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами настоящей главы. Для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным.

В соответствии с п. 4 статьи 931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" у страховщика возникает обязательство по выплате страхового возмещения только при наступлении страхового случая - наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

Пунктом 1 статьи 31 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлено, что в случае временного использования транспортного средства, зарегистрированного на территории Российской Федерации, на территории иностранного государства, в котором применяются международные системы страхования, владелец такого транспортного средства обязан застраховать риск своей гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории указанного иностранного государства, на срок временного использования транспортного средства, но не менее чем на 15 дней, посредством заключения со страховщиком, включенным в перечень, указанный в пункте 5 настоящей статьи, договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 N 337-р "О национальном страховом бюро "Зеленая карта" (далее - Распоряжение) в целях реализации Федерального закона N 40-ФЗ РСА признан участником системы "Зеленая карта", исполняющим функции национального страхового бюро международной системы гражданcкой ответственности владельцев транспортных средств системы "Зеленая карта".

Основным документом, устанавливающим требования и правила системы "Зеленая карта", является Внутренний Регламент Совета бюро "Зеленая карта", принятый во исполнение положений Сводной резолюции об облегчении международных автомобильных перевозок Европейской экономической комиссии ООН и утвержденный Генеральной Ассамблей Совета Бюро "Зеленая карта" 30.05.2002г.

Согласно статье 7 Внутреннего регламента каждое Бюро уполномочивает своих членов выдавать Зелёные карты своим страхователям исключительно на средства автотранспорта, зарегистрированные в любой из стран, для которой это Бюро является компетентным.

Аналогичное требование содержится в статье 4 Правил страхования в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств "Зеленая карта", утвержденных коллегией бюро "Зеленая карта" 23.09.2008г., одобренных Правлением РСА 24.09.2008г.

В соответствии с пунктами 8, 10 и 40 Правил страхования в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств "Зеленая карта" страховым случаем признается наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего в период действия срока страхования, подлежащего возмещению в соответствии с законодательством об обязательном страховании страны, на территории которой произошло это ДТП. Страховая сумма по договору страхования не ограничена. Размер страхового возмещения по каждому страховому случаю не может превышать пределы страховой суммы, установленной законодательством об обязательном страховании страны, на территории которой произошел страховой случай, если указанные пределы установлены. Страховая выплата по договору страхования в связи с причинением владельцем транспортного средства вреда в результате ДТП, произошедшего на территории страны системы "Зеленая карта", производится в соответствии с законодательством этой страны об обязательном страховании.

В соответствии со статьей 3 Директивы N 2009/103/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О страховании гражданской ответственности, связанной с использованием транспортных средств, и об исполнении обязательств по такой ответственности" каждое государство-член ЕС обязано предпринять надлежащие меры по обеспечению страхования гражданской ответственности, связанной с использованием транспортных средств, обычно находящихся на его территории.

В соответствии со статьей 10 Внутреннего регламента, относящейся к Разделу III Внутреннего регламента, соответствующие бюро гарантируют на основе полной взаимности возврат всех сумм, независимо от того застраховано средство транспорта или нет, которые подлежат выплатам в соответствии с Внутренним регламентом и которые вытекают из любого происшествия с транспортным средством, обычно находящимся на территории государства, для которого каждое из этих бюро является компетентным.

Согласно ч. 1 ст. 3 Внутреннего Регламента урегулирование претензий потерпевших в связи с ДТП, произошедшими на территории страны системы "Зеленая карта" по вине держателей иностранных страховых сертификатов "Зеленая карта", осуществляется бюро страны ДТП в соответствии с законодательством страны ДТП.

Из материалов дела следует, что 1.05.2012 в 19.00 час. на территории Республики Беларусь произошло дорожно – транспортное происшествие с участием ФИО1, управлявшего автомобилем «Мазда 3», и ФИО2, управлявшего автомобилем «TOYOTA LAND CRUISER».

В результате дорожно - транспортного происшествия автомобилю «TOYOTA LAND CRUISER», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, принадлежащему ФИО2, причинены механические повреждения.

Общий размер причиненного ущерба составил 320900,05 руб.

Согласно акту о страховом случае № <данные изъяты> от 23.05.2012г. страховой компании ЗАСО «Промтрансинвест» сумма страхового возмещения, подлежащего выплате по данному страховому случаю составила 7704,77 доллара США.

На момент совершения дорожно - транспортного происшествия транспортное средство «MAZDA 3», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, было застраховано в ОАО СК «Альянс» по полису <данные изъяты> (полис страхования гражданской ответственности по системе «Зеленая карта»).

Из содержания искового заявления усматривается, что в связи с тем, что дорожно - транспортное происшествие произошло на территории Республики Беларусь, а ответственность виновника дорожно - транспортного происшествия была застрахована на основании страхового сертификата «Зеленая карта», ЗАСО «Промтрансинвест» обратилось в Белорусское бюро по транспортному страхованию за возмещением причиненного ущерба, но получил отказ в возмещении.

Между тем, как следует из ответа Белорусского бюро по транспортному страхованию от 15.08.2014 г., в Белорусском бюро по транспортному страхованию находится на рассмотрении заявление ФИО2 Бюро просит сообщить ЗАСО «Промтрансинвест», производилась ли выплата ФИО2 страхового возмещения за поврежденный автомобиль по договору добровольного страхования транспортных средств граждан, в случае, если производилась, представить документы по данному страховому случаю.

Иных сведений об обращении истца в Белорусское бюро по транспортному страхованию по данному страховому случаю, а также выполнении им требований Белорусского бюро по транспортному страхованию, изложенных в письме от 15.08.2014 г., в деле не имеется.

При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования, суд, установив юридически значимые обстоятельства и руководствуясь положениями вышеуказанных норм права, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, верно указав, что в целях возмещения вреда, причиненного в результате данного ДТП, истцу надлежало обращаться в национальное бюро "Зеленая карта" страны ДТП - Белорусское бюро по транспортному страхованию, указанное обращение должно быть рассмотрено исключительно Белорусским бюро по транспортному страхованию в рамках белорусского законодательства, т.к. территорией ДТП является Республика Беларусь, и нормы российского законодательства в данном случае не подлежат применению.

Данные выводы суда согласуются с положением п. 40. Правил страхования в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств "Зеленая карта", согласно которым страховая выплата по договору страхования в связи с причинением владельцем транспортного средства вреда в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего на территории страны системы "Зеленая карта", производится в соответствии с законодательством этой страны об обязательном страховании.

Кроме того, отказывая в иске, суд указал, что истец не представил документальных доказательств, подтверждающих обращение в национальное бюро. Не смотря на то, что данный вывод суда опровергается копией ответа Белорусского бюро по транспортному страхованию от 15.08.2014 г., указанное обстоятельство не может являться безусловным основанием к отмене постановленного решения, поскольку, как уже отмечалось выше, из данного ответа на обращение истца не усматривается, что истцу было отказано в возмещении ущерба.

Вместе с тем, согласно положениям вышеприведенных норм права международный сертификат страхования «Зеленая карта» является доказательством наличия обязательного страхования автогражданской ответственности при эксплуатации транспортного средства в другой стране посещения.

В силу ст.ст. 2-5 Внутреннего регламента вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия при наличии у причинителя вреда полиса страхования «Зеленая карта» возмещается национальным страховым бюро той страны, на территории которой имело место происшествие, в которое вовлечено транспортное средство другой страны, которое определяет страховщика транспортного средства, вовлеченного в аварию. Все претензии рассматриваются Бюро самостоятельно в соответствии с законами и нормативными актами той страны, где произошел убыток, которыми регулируется ответственность, возмещение вреда потерпевшим сторонам и обязательное страхование, которое либо рассматривает претензию самостоятельно либо направляет ее корреспонденту назначенному страховщиком с одобрения Бюро страны, где это юридические лицо учреждено, для урегулирования претензий и убытков, заявленных в данной стране вследствие дорожных аварий.

Доказательств, подтверждающих обязанность ответчиков возместить истцу ущерб в порядке суброгации при установленных обстоятельствах, ЗАСО «Промтрансинвест» не представлено.

Таким образом, судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, выводы суда в решении соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям норм материального права, нарушений процессуального права допущено не было.

Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку выводов суда не опровергают и не содержат правовых оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шатурского городского суда Московской области от 29 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного страхового общества «Промтрансинвест» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: