ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11778/21 от 14.04.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья Котова О.А. Дело 33-11778/21

Уникальный идентификатор дела

50RS0032-01-2019-000150-49

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Рыбкина М.И., Гирсовой Н.В.,

при помощнике судьи Колесникове Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 апреля 2021 года апелляционную жалобу Администрации городского округа Озеры на решение Озерского городского суда Московской области от 06 августа 2020 года по делу по иску Администрации городского округа Озеры к М.Г.Н. и К.А.Г. о возмещении прямого действительного ущерба, причиненного работодателю.

заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

объяснения представителя истца, ответчика К.А.Г.,

УСТАНОВИЛА:

Администрация городского округа Озеры обратилась в суд с иском к М.Г.Н. и К.А.Г. о возмещении прямого действительного ущерба, причиненного работодателю.

В обосновании своих требований указал, что в соответствии с Перечнем объектов движимого имущества, утвержденного приказом первого заместителя Министра обороны РФ от 19.05.2016 №212, из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность городского поселения Озёры была передана 21 единица автомобильной техники. Городской округ Озёры Московской области, организовало мероприятия по приему автотранспортных средств в собственность муниципального образования.

М.Г.Н. - начальник ГОЧС и безопасности, были переданы полномочия представлять интересы муниципального образования при осуществлении передачи объектов движимого имущества, с правом осуществления приемки и получения казенного имущества, подписания передаточного акта. Согласно актам о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, комиссия воинской части №52946, передала, а М.Г.Н., 09.01.2017 г. принял транспортные средства в количестве 21 штуки. Постановлением главы г.о. Озеры Московской области от 02.11.2017 №2028 вышеуказанные транспортные средства включены в состав имущества муниципальной казны г.о. Озёры. Данные акты 02.11.2017 г.были утверждены председателем Комитета по управлению имуществом г.о. Озёры К.А.Г. СГ. Главным бухгалтером Г.А.В, 02.11.2017 г. имущество было принято к бухгалтерскому учету. В результате ежегодной инвентаризации движимого имущества муниципальной казны г.о. Озёры, проведенной на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом от 06.11.2018 №67-р, обнаружена недостача (отсутствие) указанных выше транспортных средств в количестве 21 шт. Распоряжением главы г.о. Озёры от 06.12.2018 №592-РЛ была создана комиссия для проведения проверки, выявления причин и суммы ущерба по факту обнаружения недостачи движимого имущества муниципальной казны. Комиссией было установлено, что муниципальные контракты на перевозку, хранение, технический осмотр и утилизацию транспортных средств администрацией г.о. Озёры и Комитетом по управлению имуществом не заключались. Дальнейшая судьба транспортных средств, после получения их М.Г.Н. в воинской части, неизвестна. К.А.Г. принял фактически отсутствующие транспортные средства в состав имущества муниципальной казны г.о. Озёры, утвердил акты приема-передачи объектов нефинансовых активов, отсутствовавших на момент приема. К.А.Г., являясь руководителем Комитета по управлению имуществом, не предпринял мер, направленных на обнаружение транспортных средств и выяснения обстоятельств, связанных с его утратой или иных действий в соответствии с Положением об организации учета, управления и распоряжения имуществом муниципальной казны муниципального образования «Городской округ Озёры Московской области», утвержденного решением Совета депутатов г.о. Озёры Московской области.

Истец просил взыскать с М.Г.Н. и К.А.Г. в пользу г.о. Озёры Московской области прямой действительный ущерб в размере <данные изъяты> руб.

Ответчик М.Г.Н. и представитель ответчика К.А.Г. исковые требования не признали.

Решением Озёрского городского суда Московской области от 21 мая 2019 года исковые требования удовлетворены частично.

С М.Г.Н. и К.А.Г. суд взыскал в пользу администрации г.о. Озёры Московской области по <данные изъяты> рублей с каждого.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 августа 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба К.А.Г. без удовлетворения.

Определением Первого Кассационного Суда общей юрисдикции от 2 марта 2020 года решение Озерского городского суда от 21 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 августа 2020 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Озёрский городской суд Московской области.

Решением Озерского городского суда Московской области 6 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда от 6 августа 2020 года отменить, исковые требования удовлетворить.

Ответчик М.Г.Н. в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен.

Ответчик К.А.Г. просил решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, приходит к следующему выводу.

Как установлено судом, в соответствии с Перечнем объектов движимого имущества, утвержденного приказом первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 19.05.2016г. № 212, из собственности РФ в муниципальную собственность «Городского поселения Озёры» были переданы 21 единица автомобильной техники. М.Г.Н. на основании доверенности был наделен полномочиями представлять интересы муниципального образования при осуществлении передачи объектов движимого имущества, с правом осуществления приемки и получения указанного имущества, подписания передаточного акта, и 09.01.2017г. принял имущество с документами. Указанные транспортные средства включены в состав имущества муниципальной казны городского округа Озёры. 02.11.2017г. Акты о приеме-передаче объектов нефинансовых активов были утверждены председателем Комитета по управлению имуществом городского округа Озёры К.А.Г., на основании чего главным бухгалтером ФИО1 В, данное имущество принято к бухгалтерскому учету 02.11.2017г.

В результате ежегодной инвентаризации движимого имущества муниципальной казны городского округа Озёры, проведенной на основании распоряжения КУИ от 06.11.2018г., обнаружена недостача (отсутствие) указанных выше транспортных средств, в количестве 21 шт. Распоряжением главы от 06.12.2018г. была создана комиссия для проведения проверки по факту обнаружения недостачи, по ее результатам 28.12.2018г. ответчикам направлены уведомления о добровольном возмещении ущерба, который до сих пор не возмещен.

Разрешая спор и постановляя решение, об отказе в удовлетворении исковых требований суд пришел к выводу, что истцом не доказан факт причинения ответчиками материального ущерба - реального уменьшения наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работниками третьим лицам.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, при этом, исходит из следующего.

Статьей 232 Трудового кодекса Российской Федерации определена обязанность стороны трудового договора возместить причиненный ею другой стороне этого договора ущерб в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождение стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 232 Трудового кодекса Российской Федерации).

Условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора установлены статьей 233 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с этой нормой материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено данным Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

Главой 39 Трудового кодекса Российской Федерации "Материальная ответственность работника" определены условия и порядок возложения на работника, причинившего работодателю имущественный ущерб, материальной ответственности, в том числе и пределы такой ответственности.

Согласно части 1 статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (часть 2 статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 247 Трудового кодекса Российской Федерации до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт (часть 2 статьи 247 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном Кодексом (часть 3 статьи 247 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействия) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Из приведенных правовых норм трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что по общему правилу необходимыми условиями для наступления материальной ответственности работника за причиненный работодателю ущерб являются: наличие прямого действительного ущерба у работодателя, противоправность поведения (действия или бездействия) работника, причинно-следственная связь между действиями или бездействием работника и причиненным работодателю ущербом, вина работника в причинении ущерба.

При этом бремя доказывания наличия совокупности указанных обстоятельств законом возложено на работодателя, который до принятия решения о возмещении ущерба конкретным работником обязан провести проверку с обязательным истребованием от работника письменного объяснения для установления размера причиненного ущерба, причин его возникновения и вины работника в причинении ущерба.

К обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения настоящего спора, обязанность доказать которые возлагается на Администрацию городского округа Озеры как работодателя, относятся: наличие у него прямого действительного ущерба, противоправность действий или бездействия работников М.Г.Н. и К.А.Г., причинная связь между поведением работников К. и М. и наступившим у работодателя ущербом, вина работников М.Г.Н. и К.А.Г.. в причинении ущерба работодателю Администрации городского округа Озеры, размер ущерба, причиненного Администрации городского округа Озеры, наличие оснований для привлечения работников М.Г.Н. и К.А.Г. к ответственности в полном размере причиненного ущерба.

Из материалов дела следует, что Распоряжением главы администрации г/о Озеры № 141-Р от 16.05.2017г. на К.А.Г. было возложено исполнение обязанностей заместителя главы администрации - председателя КУИ г/о Озеры с 16.05.2017г. с сохранением за ним основного места работы. Распоряжением главы г/о Озеры № 325-PЛ от 02.07.2018г. на период вакантной должности председателя КУИ с 04.07.2018г. исполнение обязанностей возложено на К.А.Г.. Распоряжением главы администрации г/о Озеры № 434-PЛ от 06.09.2018г. на основании личного заявления, дополнительного соглашения к трудовому договору от 01.01.2016г. № 9 К.А.Г. назначен 06.09.2018г. на должность муниципальной службы председателем КУИ г/о Озеры.

Согласно распоряжения главы администрации г/о Озеры № 70-PЛ от 22.02.2018г. на основании личного заявления и трудового договора от 26.02.2018г. № 262 М.Г.Н. назначен на должность муниципальной службы начальником отдела ГОЧС и безопасности администрации г/о Озеры.

В соответствии с Перечнем объектов движимого имущества, утвержденного приказом первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 19.05.2016 № 212, из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность «Городского поселения Озёры» была передана 21 единица автомобильной техники, городской округ Озёры Московской области является правопреемником Городского поселения Озёры.

Доверенностью, выданной от 14.10.2016г. главой городского округа, М.Г.Н. был наделен полномочиями представлять интересы муниципального образования при осуществлении передачи объектов движимого имущества согласно приказа Министра обороны № 212 с правом осуществления приемки и получения указанного имущества, подписания передаточного акта.

Как следует из Актов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов по форме ОКУД - 0504101, № АМ000204 - АМ000224, оформленных на каждую единицу транспортного средства, комиссия воинской части № 52946, расположенной по адресу п. Гарь-Покровское Одинцовского района Московской области, передала, а М.Г.Н., 09.01.2017г. принял (по названной доверенности) транспортные средства в количестве 21 ед. и паспорта на каждое транспортное средство, получение имущества и свои подписи в указанных актах М.Г.Н. подтвердил. 02.11.2017 года вышеуказанные Акты были утверждены председателем Комитета по управлению имуществом городского округа Озёры К.А.Г., как руководителем организации, свои подписи в актах тот также подтвердил. Имущество принято к бухгалтерскому учету 02.11.2017 г., о чем имеется соответствующая запись гл. бухгалтера Комитета в Актах.

Постановлением главы городского округа Озёры Московской области от 02.11.2017 № 2028 перечисленные в актах транспортные средства включены в состав имущества муниципальной казны городского округа Озёры по прилагаемому перечню.

В результате инвентаризации движимого имущества муниципальной казны городского округа Озёры, проведенной на основании распоряжения председателя Комитета по управлению имуществом от 06.11.2018 № 67-р, обнаружена недостача (отсутствие) указанных выше транспортных средств, в количестве 21 шт., что следует из инвентаризационной (сличительной) ведомости, акта о результатах инвентаризации от 03.12.2018г.

В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Требования к оформлению первичных учетных документов установлены частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа, дата составления документа, наименование экономического субъекта, составившего документ, содержание факта хозяйственной жизни, величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения, наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события и подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 данной части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (пункты 1-7 части 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 2-ФЗ).

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (часть 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ).

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ).

В части 3 статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ определено, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием (объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском "чете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую доводилась инвентаризация (часть 4 статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011 №402- 63).

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 №34н утверждено Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета и проверка полноты отражения в учете обязательств (пункт 1.4 Методических указаний).

Пунктом 1.5 Методических указаний предусмотрено, что в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризации является обязательным, в том числе при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел) и при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц (пункты 2.4,2.8 Методических указаний).

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и о принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества (пункты 2.5,2.7,2.10 Методических указаний).

Первичные учетные документы, подлежащие своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, и данные инвентаризации, в ходе которой выявляется фактическое наличие товарно-материальных ценностей и сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета, должны быть составлены в соответствии с требованиями законодательства. Так, первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты, в том числе даты их составления, наименование экономического субъекта, составившего документ, наименование хозяйственной операции, подписи лиц, совершивших хозяйственную операцию, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Акты инвентаризации в обязательном порядке подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом, в конце описи имущества материально ответственное лицо дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

Согласно разделу 3 Приказа Министерства финансов РФ от 30.03.2015 №52н, инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф.0504031) применяется для индивидуального учета объектов основных средств, непроизведенных и нематериальных активов. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект, заполняется на основании первичных учетных документов по поступлению объекта нефинансового актива, в том числе акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, приходного ордера на приемку нефинансовых активов, паспортов заводов-изготовителей, технической и иной документации, характеризующий объект, принимаемый к учету. В инвентарной карточке отражается информация об изменении стоимости объекта, а также об основных изменениях его характеристик, ограничениям по владению, пользованию, распоряжению. В инвентарной карточке указываются признаки объекта: инвентарный номер объекта, чертеж, проект, модель, тип, марка, заводской номер, дата выпуска, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость объекта, сведения об изменении стоимости объекта, сведения о начисленной амортизации, иные сведения об объекте.

Отступление от этих правил оформления документов влечет невозможность с достоверностью установить факт наступления ущерба у работодателя, определить, кто именно виноват в возникновении ущерба, каков его размер, имеется ли вина работника в причинении ущерба.

В соответствии с положениями Приказа Министерства финансов РФ от 30.03.2015 №52н, акт о результатах инвентаризации составляется комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения. При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к акту о результатах инвентаризации прилагается ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).

В силу статьи 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Из материалов дела следует, что согласно распоряжению Главы г.о. Озёры Московской области от 06.12.2018 №592-РЛ была назначена служебная проверка с целью выявления причин и суммы ущерба. На основании данного распоряжения у К.А.Г. и М.Г.Н. были истребованы письменные объяснения.

Истец, ссылаясь на наличие факта ущерба у работодателя и размера этого ущерба, не представил в суд документы, содержащие сведения о результатах предыдущих инвентаризаций, и документы, подтверждающие размер ущерба, в том числе первичные учетные документы и отчеты о движении материальных ценностей.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что транспортные средства в количестве 21 шт. были переданы Министерством обороны РФ администрации г.о. Озёры по безвозмездной сделке.

Согласно актам о приеме-пере дачи объектов нефинансовых активов от 09.01.2017, стоимость передаваемых транспортных средств с учетом начисленной амортизации составляет 0 рублей.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания к взысканию в пользу администрации г.о. Озёры Московской области прямого действительного ущерба, причиненного работодателю.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, аналогичны доводам и основаниям иска, были предметом тщательного исследования судом, получили надлежащую правовую оценку в решении суда и не свидетельствуют о незаконности постановленного решения.

Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит правильными, поскольку они основаны на имеющихся доказательствах по делу, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по настоящему делу судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Озерского городского суда Московской области от 06 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Озеры – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи