ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11782 от 20.12.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Распопина И.О.

№ 33-11782

Докладчик: Рыжонина Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«20» декабря 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Строгановой Г.В..,

судей: Рыжониной Т.Н., Чудиновой Т.М..,

при секретаре Байгунакове А.Р.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рыжониной Т.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Разрез «Красный Углекоп» на решение Зенковского районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 06 сентября 2018 года,

по делу по иску Беловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Разрез «Красный Углекоп» о запрете осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности,

УСТАНОВИЛА:

Беловский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился к ООО «Разрез «Красный Углекоп» с иском о запрете осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности.

Требования мотивированы тем, что Беловской транспортной прокуратурой проведена проверка в ООО «Разрез Красный Углекоп» лицензионного законодательства при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Согласно пунктам 2.2, 2.5 Устава ООО «Разрез Красный Углекоп» является юридическим лицом, основной целью деятельности, которого является извлечение прибыли. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, Общество может заниматься только на основании лицензии.

ООО «Разрез Красный Углекоп» за 2017 год погружено и отправлено 829 вагонов с опасным грузом (уголь каменный марки Т), за 4 месяца 2018 года погружено и отправлено 396 вагонов с опасным грузом (уголь каменный марки Т). В нарушение законодательства ООО «Разрез Красный Углекоп» осуществляет деятельность по погрузке опасных грузов на железнодорожном транспорте в отсутствие лицензии. В целях устранения нарушений лицензионного законодательства в адрес ООО «Разрез Красный Углекоп» прокурором внесено представление от 28.04.2018 № 23/5-03-2018 «Об устранении нарушений требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта», которое получено обществом 04.05.2018. Из объяснения генерального директора ООО «Разрез Красный Углекоп» от 21.06.2018 следует, что общество мер к получению лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не предпринимало, т.к. считает, что данный вид деятельности лицензированию не подлежит.

Осуществление ООО «Разрез Красный Углекоп» погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в отсутствие лицензии заведомо создает опасность для жизни, здоровья неопределенного круга лиц, в том числе работников предприятия, а также представляет экологическую опасность, т.к. опасные грузы имеют негативное воздействие на окружающую среду.

Просил запретить ООО «Разрез Красный Углекоп» осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до устранения нарушений закона, т.е. до получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

В судебном заседании представитель истца Бордокин А.Б. поддержал исковые требования.

В судебном заседании представитель ООО «Разрез «Красный Углекоп» Калачева Е.Н. иск не признала.

Представитель ответчика Гроздов И.В. в судебном заседании исковые требования не признал.

Решением Зенковского районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 06 сентября 2018 года постановлено:

Запретить ООО «Разрез «Красный Углекоп» осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте применительно к опасным грузам - углю каменному - до получения лицензии.

Взыскать с ООО «Разрез «Красный Углекоп» в доход местного бюджета госпошлину 6000 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Разрез «Красный Углекоп» Калачева Е.Н. просит решение суда отменить, принять новое решение.

Указывает, что лицензирование осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами, данный орган лицензии на данный вид деятельности не выдает. На территории Кемеровской области ни одно предприятие осуществляющее погрузку угля в вагоны лицензии не имеет.

Полагает, бремя доказывания возможности причинения вреда, вины ответчика и необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда, лежит на истце, который должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между - наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда.

При этом, ни истец, ни суд не указывают, в чем выражается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Погрузочно-разгрузочные работы ведутся на земельном участке, вблизи которого не имеется жилых домов, каких-либо производственных предприятий. В радиусе примерно 500 метров от места погрузки - выгрузки граждан не имеется, в связи с чем деятельность для населения не создает никакой угрозы.

Угрозы окружающей среде при производстве погрузочных работ ничем не подтверждена, данный довод истца является голословным, каких-либо замеров, экспертиз не производилось.

Ссылается на то, что истец ничем не обосновывает тождественность полезных ископаемых уголь древесный и угль каменный.

Полагает, представленное в материалы дела сообщение КузГТУ не может служить доказательством по делу, т.к. судом не устанавливалась квалификация лица, подписавшего сообщение, данное лицо не предупреждалось об ответственности.

Суд при отнесении угля каменного к опасным грузам ссылается на Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденным государствами участниками Содружества протокол №15 от 05.04.1996, однако, данные правила не относят уголь каменный к опасным грузам.

Ссылается на то, что общество к административной ответственности не привлекалось.

Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором принесены возражения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав представителя ООО «Разрез «Красный Углекоп» Калачеву Е.Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца Бордокина А.Б., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Беловской транспортной прокуратурой проверке ООО «Разрез «Красный Углекоп» установлено, что ответчик производит погрузку и разгрузку угля (л.д. 6-9).

28.04.2018 в отношении ООО «Разрез «Красный Углекоп» вынесено предписание об устранении нарушений требований законодательства (безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (л.д. 10-14).

Согласно сообщению КузГТУ от 05.09.2018, в соответствии с п.2.1 ГОСТ 17070 2014 "Угли. Термины и определения", уголь - твёрдая горючая осадочная порода, образовавшаяся преимущественно из отмерших растений в результате из биохимических, физико-химических и физический изменений.

Пункт 3.6 данной ГОСТа указывает, что каменный уголь - это уголь средней стадии метаморфизма показателем отражения витринита от 0,40% до 2,59% при условии, что высшая теплота сгорания (на влажное беззольное состояние) равна или выше 24 МДж/кг; выход летучих веществ (на сухое беззольное состояние угля) равен 8% и более.

В ГОСТ 7657-84 "Уголь древесный. Технические условия" древесный уголь отнесён к 4-му классу опасности - малоопасное вещество. Уголь животный получается при обжигании продуктов животного происхождения. Название "каменный уголь охватывается термином "растительного происхождения".

Из материалов дела следует, и не оспаривалось сторонами, что ООО «Разрез «Красный Углекоп» лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам (уголь каменный) на железнодорожном транспорте, не имеет.

Удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь положениями ст.ст. 49, 1065, Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 2, 3, 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", суд первой инстанции исходил из того, что уголь каменный и бурый относятся к опасным грузам, как самовозгорающиеся вещества, в связи с чем погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к каменному углю на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.

Судебная коллегия с данными выводами согласиться не может.

Согласно Постановлению Правительства РФ №221 от 21.03.2012 и Положению о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, п. 3 Положения, в состав лицензионной деятельности входят погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами.

Опасные грузы поименованы в алфавитном указателе (Приложение 2) «Правил перевозки опасных грузов по железным дорогам», утвержденных на пятнадцатом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств- участников Содружества Независимых Государств 05.04.1996.

Правилами безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденными МЧС России 31.10.1996 N 9/733/3-2, также определены категории опасного груза.

Каменный угль к опасным грузам не отнесен.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» грузоотправители обязаны подготавливать грузы для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, вагонов, пожарную безопасность и экологическую безопасность.

Согласно ГОСТ 32347-2013 «Угли каменные и антрациты Кузнецкого и Горловского бассейнов для энергетических целей», каменный уголь не является опасным (класс транспортной опасности не установлен), требования по маркировке об опасности груза отсутствуют. Каменный уголь разных марок в соответствии с Перечнем грузов, перевозка которых допускается железнодорожным транспортом в открытых вагонах, утвержденным Приказом Минтранса России от 26.12.2012 № 451, перевозится навалом и насыпью в полувагонах, на платформе как неопасный груз.

Таким образом, техническая документация в отношении требований безопасности при транспортировании каменного угля не содержит ни класса опасности, ни номера ООН, также в ней отсутствует требование маркировать указанный груз как опасный.

При этом в соответствии с п.п. 5.3 - 5.7 «ГОСТ 7657-84. Государственный стандарт Союза СССР. Уголь древесный. Технические условия», утвержденным Постановлением Госстандарта СССП от 18.12.1984 №4509, древесный уголь данным ГОСТом прямо отнесен к 4-му классу опасности по ГОСТ 19433 и серийный номер ООН 1361.

Данным же ГОСТом кроме требований к порядку его изготовления, установлен порядок погрузки, хранения и транспортировки.

Таким образом ни международные нормы и правила, ни внутренние не относят уголь каменный к опасным грузам при перевозке его железнодорожным транспортом.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с доводами ответчика о том, что уголь каменный, уголь древесного (растительного) и животного происхождения не является тождественными понятиями.

Понятие уголь растительного происхождения Гостом не установлен.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте при погрузке (выгрузке) каменного угля не требуется.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований о запрете ООО «Красный Углекоп» осуществления разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте применительно к опасным грузам – углю каменному, до получения лицензии, отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Зенковского районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 06 сентября 2018 года отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований Беловского транспортного прокурора к ООО «Разрез «Красный Углекоп» о запрете осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте применительно к опасным грузам, углю каменному – до получения лицензии, отказать.

Председательствующий: Г.В. Строганова

Судьи: Т.Н. Рыжонина

Т.М. Чудинова