Судья: Червячкова Г.В. № 33-11783
Докладчик: Казачков В.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 ноября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Казачкова В.В.,
судей: Першиной И.В., Молчановой Л.А.,
при секретаре Донцовой О.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Казачкова В.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Бичуля Л.В. Филиппова А.Н. на решение Междуреченского городского суда от 07 сентября 2012 года
по заявлению Бичуля Л.В. об оспаривании бездействия муниципального органа,
УСТАНОВИЛА:
Бичуля Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ», выражающееся в невыдаче в установленный срок схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 6 кв.м. (адресный ориентир: <адрес>), об обязании Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ» в срок до 5 дней с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу выдать Бичуля Л.В. схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 6 кв.м. (адресный ориентир: <адрес>).
Требования мотивированы тем, что 27.06.2012 года заявитель обратилась в Администрацию Междуреченского городского округа с заявкой на предоставление в аренду земельного участка площадью 6 кв.м., расположенного в районе <адрес>, для осуществления розничной торговли хлебом и хлебобулочными изделиями.
Постановлением Администрации Междуреченского городского округа от 23.03.2011 года № 483п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Междуреченский городской округ» (в ред. Постановления № 1139п от 07.06.2012 года и п. 2 Приложения к нему) установлено, что испрашиваемый участок площадью 6 кв.м., расположенный по адресу (адресный ориентир): <адрес>, может быть предоставлен для осуществления розничной торговли хлебом и хлебобулочными изделиями, поскольку находится в соответствующей территориальной зоне.
Таким образом, зонирование территории, на котором расположен испрашиваемый земельный участок, проведено и соответствует целям использования, изложенным в заявлении.
В соответствии с Постановлением Администрации Междуреченского городского округа от 02.11.2011 года № 2032-п «Об утверждении Реестра муниципальных услуг муниципального образования «Междуреченский городской округ» (в ред. от 19.07.2012 года) (п. 5.12. Приложения), а также Постановлением Администрации Междуреченского городского округа от 14.11.2011 года № 2119 п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», функции по выдаче документов об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ».
До настоящего момента уполномоченным исполнительным органом местного управления не предпринято никаких действий для предоставления заявителю указанного участка в аренду. Заявитель расценивает сложившуюся ситуацию как бездействие со стороны муниципального органа, являющееся незаконным.
Исходя из положений ст. 34 Земельного Кодекса РФ в срок до 27.07.2012г. орган местного самоуправления обязан был выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, чего до настоящего момента не сделано.
Бездействием Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ» создаются существенные препятствия к осуществлению прав и свобод заявителя, которая намеревалась до конца лета оформить права аренды на земельный участок, установить киоск для торговли хлебом и хлебобулочными изделиями и, зарегистрировавшись в установленном законом порядке, осуществлять предпринимательскую деятельность, извлекая прибыль. Ввиду того, что заявителю предстоит осуществить кадастровый учет земельного участка после выдачи схемы его расположения, что займет немало времени, она рискует не успеть до зимнего периода установить киоск, то есть до следующего лета будет фактически лишена возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующее право на ведение которой предоставлено ей Конституцией Российской Федерации.
Заявитель Бичуля Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела, извещалась надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, с участием ее представителя Филиппова А.Н..
Представитель заявителя - Филиппов А.Н., действующий на основании доверенности от 21.08.2012 года, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц – Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ» - Непурина Н.А., действующая на основании доверенности от 05.05.2012 года, администрации Междуреченского городского округа - Владимирова Н.С., действующая на основании доверенности от 17.08.2012 года, в судебном заседании заявленные требования не признали в полном объеме.
Решением Междуреченского городского суда от 7 сентября 2012 года постановлено:
В удовлетворении заявления Бичуля Л.В. о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ», выражающееся в невыдаче в установленный срок Бичуля Л.В. схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 6 кв.м.(адресный ориентир: <адрес>), об обязании Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ» в срок до 5 дней с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу выдать Бичуля Л.В. схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 6 кв.м. (адресный ориентир: <адрес>), отказать.
В апелляционной жалобе представитель Бичуля Л.В. Филиппов А.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что в нарушение п. 4 ст. 198 ГПК РФ, мотивировочная часть решения не содержит обстоятельств дела, установленных судом; доказательств, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах: доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Поскольку земельный участок предполагался для целей, не связанных со строительством, к спорным правоотношениям подлежала применению норма части 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ, в которой прямо указано, что после обращения заинтересованного лица за предоставлением земельного участка для целей, не связанных со строительством, с учетом зонирования территорий, орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В материалах дела имеется заявление Бичуля Л.В. от 27.06.2012 года о предоставлении земельного участка в аренду с входящей отметкой заинтересованного лица от 27.06.2012 года и отсутствует утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельного участка, равно как и отказ в выдаче схемы.
То обстоятельство, проведен ли в отношении земельного участка кадастровый учет, определенное судом в качестве значимого, не имело значения для рассмотрения дела.
Ст. 34 ЗК РФ установлено, что после выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ и постановку участка на кадастровый учет. Таким образом, осуществление кадастрового учета - это стадия, следующая за стадией получения испрашиваемой схемы.
Также судом установлено, что в момент обращения заявителя за предоставлением земельного участка отсутствовали основания для предоставления его в аренду, так как не имелось соответствующего сообщения органа местного самоуправления.
Считает, что поскольку заявителем обжалуется только бездействие заинтересованного лица по невыдаче схемы расположения земельного участка, а не по непредоставлению его в аренду, данное обстоятельство также не является значимым для дела.
На апелляционную жалобу поданы возражения представителем КУМИ МО «Междуреченский городской округ» Непуриной Н.А.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы, возражения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.06.2012 года Бичуля Л.В обратилась к Главе Междуреченского городского округа с заявкой о предоставлении ей в аренду земельного участка площадью 6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для осуществления розничной торговли хлебом и хлебобулочными изделиями.
Согласно сообщению Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ» № 1112 от 12.07.2012 года постановлением администрации Междуреченского городского округа от 23.03.2011 года № 483п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Междуреченский городской округ» (в редакции постановления администрации Междуреченского городского округа от 07.06.2012 №1139п) утверждена только схема размещения объектов. В настоящее время земельный участок не сформирован. Согласно ст. 34 ЗК РФ после формирования земельного участка будет опубликована информация о предоставлении земельного участка либо о принятии решения проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
23.07.2012 года Бичуля Л.В. повторно обратилась к Главе Междуреченского городского округа с заявлением о предоставлении ей схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 6 кв.м. (адресный ориентир: <адрес>).
Согласно сообщению Комитета по управлению имуществом МО «Междуреченский городской округ» №1443 от 16.08.2012 года Администрацией Междуреченского городского округа принято решение о формировании этого земельного участка с целью его распределения через торги, информация о дате и условиях торгов будет размещена на официальном сайте администрации Междуреченского городского округа и на страницах городской газеты «Контакт».
В соответствии с положениями ст. 34 Земельного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Таким образом, процедура и критерии предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, должна быть регламентирована актом органа местного самоуправления с учетом положений ст. 34 ЗК РФ.
Решением Междуреченского городского Совета народных депутатов IV созыва от 27.11.2009 года №99 утверждено положение о Комитете по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ», который является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования «Междуреченский городской округ», утвержденным в соответствии с Уставом «Междуреченского городского округа» с целью организации деятельности по решению вопросов местного значения в сфере управления муниципальной собственностью.
Постановлением Администрации Междуреченского городского округа от 23.03.2011 года № 483п утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Междуреченский городской округ».
Постановлением Администрации Междуреченского городского округа от 14.11.2011 года № 2119п утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории».
Согласно п. 2.6 данного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательством или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги. Так, заявитель обращается с заявлением в произвольной форме об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на имя заместителя Главы города Междуреченска по промышленности и строительству.
В заявлении должны содержаться следующие сведения: фамилия, имя, отчество заявителя; паспортные данные (серия, номер, когда и кем выдан); место жительства и контактные телефоны заявителя (и представителя); адрес либо местоположение испрашиваемого формируемого земельного участка; вид разрешенного использования (цель предоставления земельного участка); ориентировочная площадь земельного участка (с обоснованием её размера).
К заявлению прилагаются материалы (копии представляются при наличии оригиналов либо заверенные в установленном порядке):
- копия паспорта Заявителя, представителя Заявителя;
- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
- копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя;
- копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здание, строение, сооружение, расположенные на формируемом земельном участке;
- копии кадастровых паспортов (технических паспортов) зданий, строений сооружений, расположенных на образуемом земельном участке;
- копии документов (при наличии), удостоверяющие (устанавливающие) ранее возникшие права на образуемый земельный участок;
- согласование Управления архитектуры и градостроительства администрации Междуреченского городского округа на образование земельного участка;
- согласование КУМИ г.Междуреченска на образование земельного участка;
- акт о присвоении адреса (изменении), аннулировании адреса объекту недвижимости либо справка о местоположении объекта недвижимости;
Обжалуя бездействие муниципального органа, Бичуля Л.В. просит обязать КУМИ МО «Междуреченский городской округ» выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При этом, как следует из материалов дела, заявителем требования п.2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» соблюдены не были.
Заявка Бичуля Л.В. от 27.06.2012 года, а также заявление от 23.07.2012 года на имя Главы Междуреченского городского округа, по своему содержанию, не могут быть признаны заявлениями об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, соответствующими действующим нормативным актам.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оснований для признания незаконным бездействия КУМИ МО «Междуреченский городской округ», выражающееся в невыдаче в установленный срок Бичуля Л.В. схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 6 кв.м. (адресный ориентир: <адрес>), не имеется.
С данным выводом судебная коллегия согласна, находит его законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке установленных обстоятельств и не могут служить основанием к отмене принятого судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда с учетом доводов жалобы является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Междуреченского городского суда от 7 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Бичуля Л.В. – Филиппова А.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Казачков
Судьи: И.В. Першина
Л.А. Молчанова