ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11783/18 от 07.11.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья – Пономарева Л.В.

Дело № 33-11783/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

в составе председательствующего Валуевой Л.Б.,

судей Лапухиной Е.А., Варзиной Т.В.,

при секретаре Баскаль В.С.,

рассмотрела 07 ноября 2018 г. в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционным жалобам Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 06 августа 2018года, которым постановлено:

исковые требования Пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония ** ГУФСИН России по Пермскому краю», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России удовлетворить в полном объеме.

Обязать Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю, Федеральную службу исполнения наказаний России в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на проведение работ по установке автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в помещениях склада фабрики, склада готовой продукции, склада готовой обуви, обувной фабрики (1 этаж), раскройного цеха (1 этаж), заготовительного участка (бригад №31, 33 на 2-ых этажах), в цехе комплектования косметических наборов (на 2 этаже), в складе (цехе) термоусадки (на 1 этаже), в швейной фабрике (на 2 этаже), в цехе погон, на устранение неисправности автоматической пожарной сигнализации в столовой для осужденных и в здании отряда №4 Федерального казенного учреждения «Исправительная колония ** ГУФСИН России по Пермскому краю».

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония ** ГУФСИН России по Пермскому краю» в течение года с момента выделения денежных средств установить автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в помещениях склада фабрики, склада готовой продукции, склада готовой обуви, обувной фабрики (1 этаж), раскройного цеха (1 этаж), заготовительного участка (бригад №31, 33 на 2-ых этажах), в цехе комплектования косметических наборов (на 2 этаже), в складе (цехе) термоусадки (на 1 этаже), в швейной фабрике (на 2 этаже), в цехе погон; устранить неисправность автоматической пожарной сигнализации в столовой для осужденных и в здании отряда №4.

Заслушав доклад судьи Варзиной Т.В., пояснения представителя истца, представителей ответчиков, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Пермский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония ** ГУФСИН России по Пермскому краю» (далее ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю (далее ГУФСИН России по Пермскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее ФСИН России), просит обязать администрацию ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю в течение 24 месяцев с момента вступления решения в законную силу установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в помещениях склада фабрики, склада готовой продукции, склада готовой обуви, обувной фабрики (1 этаж), раскройного цеха (1 этаж), заготовительного участка (бригад №31, 33 на 2-ых этажах), в цехе комплектования косметических наборов (на 2 этаже), в складе (цехе) термоусадки (на 1 этаже), в швейной фабрике (на 2 этаже), в цехе погон; устранить неисправность автоматической пожарной сигнализации в столовой для осужденных и в здании отряда №4; обязать ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю в течении 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать финансовое обеспечение расходов на проведение вышеуказанных работ по установке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в помещениях ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю.

Заявленные требования истец обосновывает следующим: в ходе проверки соблюдения законности в деятельности администрации ФКУ ИК - **, проведенной Пермской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - прокуратурой) в марте 2018 года установлено, что администрацией ФКУ ИК - ** надлежащим образом не исполняется уголовно - исполнительное законодательство, что существенно нарушают права осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК - ** и сотрудников ФКУ ИК-** и других лиц.

Неисполнение требований пожарной безопасности нарушает права осужденных на жизнь и охрану здоровья.

Поскольку ФКУ ИК-** не располагает собственными денежными средствами необходимыми для устранения выявленных нарушений закона, истец считает, что ответственность по обязательствам ИК-** несет ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России.

Прокурор просил обязать ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России устранить выявленные нарушения действующего законодательства РФ.

В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал в полном объеме.

Представитель ответчиков Перина Т.В. с исковыми требованиями прокурора не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, наличие выявленных в ходе проверки нарушений не оспаривала.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик ГУФСИН России по Пермскому краю просит решение суда отменить и принять новое решение. В жалобе указывает, что собственником имущества является Российская Федерация в лице ФСИН России, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного ФКУ ИК-** на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством РФ. ГУФСИН России не относится к федеральным органам исполнительной власти, указанным в Указе Президента РФ от 21.05.2012 года №636. В связи с чем, возложение обязанности по обеспечению финансирования на ГУФСИН России по Пермскому краю не основано на нормах права. Действующее законодательство не содержит обязанности территориального органа по организации финансового обеспечения подведомственных учреждений. ГУФСИН России не является собственником имущества и главным распорядителем средств федерального бюджета. Указанный в решении суда срок по устранению выявленных нарушений действующего законодательства РФ является неразумным.

В апелляционной жалобе ответчик ФСИН России с решением суда не согласен, просит отменить решение, в удовлетворении требований прокурора отказать. Указывает, что ФСИН является федеральным исполнительным органом власти, исполняет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы. Лимиты бюджетного финансирования доводятся до получателей в начале финансового года, для запроса дополнительного финансирования необходимо правовое основание. Имеющиеся лимиты уже доведены до получателей бюджетных средств (ГУФСИН России по Пермскому краю, ИК-**) в 2018 году, при этом, финансовые обязательства значительно превышают лимиты. В связи с проведением необходимых конкурсных процедур, требуются значительные временные затраты. Таким образом, исполнить решение суда в установленный срок не представляется возможным, указанный в решении суда срок является неразумным.

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Пермской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях полагает, что решение суда является законным и обоснованным, жалобы подлежат оставлению без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчиков ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России Бабушкин А.О., доводы апелляционных жалоб поддержал, представитель истца прокурор Третьякова О.В. с доводами жалоб не согласна, просит оставить решение суда без изменения, представитель ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю пояснила, что средств на монтаж и обслуживание аварийной пожарной сигнализации у Учреждения отсутствуют, Учреждение не является надлежащими ответчиками.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционных жалоб (ст.327.1 ГПК РФ) судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии со ст. 3 этого же Федерального закона система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами (ч. 1). Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности наряду с органами государственной власти, органами местного самоуправления, являются также организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2).

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 Гражданского Кодекса РФ к способом защиты гражданских прав относятся присуждение к исполнению обязанностей в натуре, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статьей 37 Закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, в силу данной нормы руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно ст. 38 Закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно ст. 13 Федерального закона № 5473-1 от 21.07.1993 года (в редакции 28.12.2016 года) «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечить исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

В силу п. 1.5 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом ФСИН России от 30.03.2005 N 214 (далее - Правила), начальник учреждения отвечает за обеспечение противопожарной защиты объектов учреждения.

Исходя из требований п. 1.6 Правил он обязан обеспечивать организацию и выполнение работ по пожарной безопасности, в том числе осуществление противопожарных мероприятий, приобретение средств пожаротушения, сигнализации и связи, контроль за своевременным выполнением требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами и иными документами, нормами, правилами, стандартами и предписаниями пожарной охраны.

Согласно п. 3.1.5 Правил противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном состоянии.

Пунктом 13.24 Правил предусмотрено, что здания, сооружения и помещения учреждения должны оборудоваться системами автоматической пожарной защиты.

Судом первой инстанции установлено, что Пермской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно с органом пожарного надзора в марте 2018 года проведена комплексная проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю, в ходе которой установлены нарушения правил пожарной безопасности (л.д.7-10).

Пермским прокурором в адрес ФКУ ИК-** 02.11.2017 года выносилось предписание об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства РФ, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц (л.д.54-59).

28.05.2018 года начальником ФКУ ИК-** в адрес Пермской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях направлена справка в которой указано, что 14.11.2016 года проведена плановая проверка противопожарного состояния ФКУ ИК-**, согласно которой до настоящего времени имеется ряд нарушений требований пожарной безопасности, которые касаются автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (л.д.75-77).

Как следует из представленных в материалы дела документов, ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю является юридическим лицом, федеральным казенным учреждением (л.д.80-98), имеет Устав.

Согласно Уставу, учредителем ФКУ ИК-** выступает Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний России.

Согласно п. 5.8,5.12 Устава ФКУ ИК-**, следует, что источниками финансирования учреждения являются средства федерального бюджета, при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несет ответственность ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России ( л.д. 164-177).

Выводы суда первой инстанции о том, что Учреждение ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю не обеспечило надлежащим образом исполнение уголовно-исполнительного законодательства, им не устранены нарушения правил пожарной безопасности, указанные в предписании Пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, что нарушает права осужденных и работников учреждения ФКУ ИК-**, являются верными, поскольку основаны на правильном применении норм, регулирующих сложившиеся правоотношения, и подтверждаются исследованными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка.

Доводы апелляционной жалобы ФСИН России о том, что для запроса дополнительного финансирования необходимо правовое основание являются несостоятельными, на правильность решения суда не влияют, поскольку ФСИН России, являясь главным распорядителем бюджетных средств, не только вправе, но и обязана для исполнения возложенных государством на нее обязанностей решать вопросы увеличения объемов финансирования.

Доводы ГУФСИН России п Пермскому краю о том, что Управление не имеет обязанности по организации финансового обеспечения подведомственных учреждений не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку, при недостаточности у Учреждения ИК-** денежных средств ответственность по его обязательствам несет ответственность ГУФСИН России по Пермскому краю, что предусмотрено п. 5.12 Устава ФКУ ИК-**.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчикам предоставлен разумный срок для устранения нарушений законодательства РФ в сфере пожарной безопасности.

При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное положение лиц, пребывающих в Учреждении ФКУ ИК-**.

Мотивы, по которым суд пришел к выводу об удовлетворении требований, в решении приведены, они не противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права.

Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кунгурского городского суда Пермского края от 06 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи: