Судья Горина Л.М. Дело № 33-11785/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 ноября 2014 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Захаровой Т.А., Тертышной В.В.
при секретаре Фоминой К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства юстиции РФ по Волгоградской области о признании незаконным решения и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе начальника управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области ФИО3
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 05 августа 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1 к Управлению Министерства юстиции РФ по Волгоградской области о признании незаконным решения и возложении обязанности – удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о руководстве Волгоградской региональной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана».
Обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исключить запись в ЕГРЮЛ о руководителе Волгоградской региональной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» - ФИО2.
Обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации восстановить запись в ЕГРЮЛ о руководителе Волгоградской региональной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» - ФИО1.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Андреева А.А., судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведениях о руководителе Волгоградской региональной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана».
В обоснование заявленного требования указал, что 16 мая 2014 года им получено уведомление о том, что Управлением Министерства юстиции проведена государственная регистрация внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Указанными сведениями были данные о руководителе Волгоградской региональной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана».
Согласно внесенным в ЕГРЮЛ сведениям, в качестве руководителя организации указан гражданин ФИО2
Считал, что решение о внесении изменений в ЕГРЮЛ вынесено незаконно, поскольку форма заявления, поданного заявителем в регистрирующий орган, установлена Приказом ФНС России от 25 января 2012 года №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств)».
Однако, как следует из копии представленного заявления, подлинность подписи нотариально засвидетельствована не была, в связи с чем, регистрирующий орган не имел право принимать подобные документы.
Также указал, что к заявлению приложена копия протокола внеочередной конференции членов ВРОО ООО РСВА на 6 страницах, однако указанный документ не прошит и не скреплен печатью организации, в приобщенном к протоколу списке присутствующих делегатов отсутствуют подписи последних.
Просил суд признать незаконным указанное решение, поскольку оно нарушило его права как законно избранного руководителя указанной организации и обязать Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области устранить нарушение его прав путем исключения записи в ЕГРЮЛ о руководителе названной организации «ФИО2», восстановить запись в ЕГРЮЛ о руководителе названной организации «ФИО1».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области ФИО3оспаривает законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в не привлечении к участию в деле лиц, чьи права и интересы затронуты решением суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области ФИО4, ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержали, просили отменить вынесенное судом первой инстанции решение.
ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения вынесенное судом первой инстанции решение.
Представитель ФИО1 ФИО6 также полагал решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 29 марта 2014 года состоялась внеочередная конференция Волгоградской региональной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана», в результате которой было принято решение об избрании председателем правления ФИО2
04 апреля 2014 года ФИО2 представил в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области комплект документов на государственную регистрацию внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
05 мая 2014 года, по результатам рассмотрения представленных на регистрацию документов, в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ФЗ от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», было принято решение в виде распоряжения о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о Волгоградской региональной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана».
05 мая 2014 года в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области письмом за подписью начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области ФИО3 были направлены документы для внесения изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в ЕГРЮЛ.
13 мая 2014 года внесена запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ в части смены руководителя Организации.
Ранее занимаемый должность председателя правления Организации ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения конференции общественной организации об избрании нового председателя правления Организации.
Решением Центрального районного суда г.Волгограда от 29 июля 2014 года исковые требования ФИО1 к Волгоградской региональной общественной организации Общероссийская общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» о признании недействительным решения конференции общественной организации – удовлетворены. Признано недействительным решение внеочередной конференции членов Волгоградской региональной общественной организации Общероссийская общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» от 29 марта 2014 года. Признана недействительной запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице – Волгоградской региональной общественной организации Общероссийская общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана», содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, произведенная на основании решения внеочередной конференции от 29 марта 214 года.
Согласно ст. 8 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
В соответствии со ст. 15 Закона об общественных объединениях общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
Порядок внесения в Единый государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица предусмотрен ФЗ от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Пунктом 2 ст. 17 указанного Закона установлено, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно ч. 2 ст. 18 указанного Закона, представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1.2 статьи 9 названного Федерального закона заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года N 439 (ред. от 09 марта 2010 года) "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" утверждена форма заявления N Р 14001 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, которое должно быть подписано руководителем постоянно действующего исполнительного органа либо иным лицом, действующим от имени юридического лица без доверенности, либо иным лицом, действующим на основании полномочий.
Согласно пп. 4.1 п. 4 ст. 9 ФЗ N 129-ФЗ от 08 августа 2001 года, регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Основания отказа в государственной регистрации изложены в ст. 23 ФЗ N 129-ФЗ от 08 августа 2001 года, и расширительному толкованию не подлежат.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года N 506 Федеральная налоговая служба как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляет внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений на основании принятого Министерством юстиции РФ и его территориальным органом решения о государственной регистрации.
Таким решением в соответствии с п. 4 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций", утвержденного Приказом Минюста РФ от 12 ноября 2010 года N 343, является распоряжение Министерства юстиции РФ.
Согласно п. 36 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2011 года № 455, для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, представляются:
заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;
решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством РФ случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в ЕГРЮЛ.
В силу п. 41 указанного Административного регламента, все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.
Учредительные документы некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме.
Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.
Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.
Исходя из смысла п. 1.3 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ, в случае избрания (переизбрания) руководителя организации уполномоченным органом юридического лица, заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений об этом от имени данного юридического лица полномочен подписывать именно новый единоличный исполнительный орган - руководитель, права и обязанности которого возникают с момента принятия указанного решения уполномоченным органом юридического лица.
В силу предписаний ст. 80 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" в системной взаимосвязи с положениями ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ при засвидетельствовании верности подписи под заявлением уполномоченного лица о государственной регистрации юридического лица (включая и заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в его учредительные документы) нотариус обязан проверить наличие у инициатора данного нотариального действия права быть заявителем при данном виде государственной регистрации, применительно к требованиям п. 1.3 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ.
В подтверждение полномочий нотариусу представляются, в частности, приказ о назначении или протокол об избрании (назначении) должностного лица; устав (положение) или иной учредительный документ организации, утвержденный в установленном порядке; свидетельство о регистрации юридического лица; в необходимых случаях доверенность или иной документ о наделении должностного лица соответствующими полномочиями.
Установление нотариусом факта отсутствия соответствующих полномочий является безусловным основанием для отказа в совершении названного нотариального действия.
Удовлетворяя требования ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности того обстоятельства, что представленные ФИО2 документы не соответствовали требованиям Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а потому у уполномоченного органа имелись основания для отказа во внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о руководителе Организации, однако, несмотря на наличие таких оснований, было принято незаконное решение о внесении изменений в сведения о юридическом лице.
Доказательством такого обстоятельства, по мнению суда первой инстанции, послужили представленные ФИО1 в суд копии документов, в частности, заявление ФИО2 о внесении изменений в сведения о юридическом лице и другие, полученные ФИО1 по запросу в Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области.
Между тем, из представленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области доказательств следовало, что подлинники документов, представленных ФИО2 в указанный орган, после принятия решения о внесении изменений в сведения о юридическом лице, направлены УФНС по Волгоградской области.
В ходе судебного разбирательства дела представителем Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области заявлено ходатайство об истребовании из органа, в котором доказательства находятся, сведений об обстоятельствах, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Ходатайство удовлетворено, и 20 июня 2014 года судом первой инстанции в налоговый орган был направлен запрос о предоставлении для обозрения подлинника регистрационного дела в отношении Волгоградской региональной общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана».
В ответ на указанный запрос от 27 июня 2014 года УФНС по Волгоградской области сообщило суду о невозможности предоставления для обозрения испрашиваемого оригинала регистрационного дела юридического лица в связи с тем, что регистрационное дело юридического лица является составной частью Единого государственного реестра юридических лиц и включает документы, содержащие конфиденциальную информацию налоговых органов, порядок доступа к которой утвержден Приказом МНС России от 03.03.2003 года № БГ-3-28/96.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Положениями ст. 55 ГПК РФ закреплено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
В нарушение указанных норм процессуального закона, при отсутствии возможности у заинтересованного лица самостоятельно представить доказательства, судом доказательства не были истребованы, при этом вывод об обстоятельствах, имеющих юридическое значение, в нарушение ч. 2 ст. 71 ГПК РФ, был основан на копии документа, содержание которой заинтересованным лицом оспаривалось.
13 ноября 2014 года судом апелляционной инстанции был направлен запрос на имя руководителя УФНС по Волгоградской области о предоставлении сведений о том, имеется ли на заявлении о внесении изменений в сведения о юридическом лице – Волгоградской региональной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц нотариальное удостоверение подписи ФИО2; если да, то кем и когда подпись ФИО2 удостоверена, а также сведения о номере соответствующей записи в реестре; о том, прошит ли и скреплен ли печатью организации и подписью ответственного лица протокол внеочередной конференции членов Волгоградской региональной общественной организации ООО РСВА от 29 марта 2014 года.
В ответе на указанный запрос, поступившем в Волгоградский областной суд 24 ноября 2014 года, заместителем руководителя Управления ФНС России по Волгоградской области ФИО7 сообщено, что в комплекте документов, поступивших от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области письмом от 05.05.2014 за № 34/03-3805, содержится Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице по форме № Р14001 и протокол внеочередной конференции членов ВРОО ООО РСВА от 29 марта 2014 года. Протокол прошит, скреплен печатью организации и подписью председателя Правления ФИО2
В заявлении по форме Р14001 (Лист Р страница 4) подлинность подписи ФИО2 засвидетельствована нотариусом города Волгограда ФИО8, запись зарегистрирована в реестре за № <...> от 04 апреля 2014 года.
У судебной коллегии нет оснований сомневаться в достоверности сведений, представленных налоговым органом, поскольку у указанного органа отсутствует заинтересованность в рассматриваемом деле, а сами сведения содержат фактическое описание представленных для регистрации изменений в сведения о юридическом лице документов.
Принимая во внимание, что ФИО2 в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области представлены надлежащим образом оформленные документы, основания для отказа в принятии решения о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице у государственного органа не имелось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем решение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области принято уполномоченным органом с соблюдением действующего законодательства, процедура принятия решения не нарушена, оснований для отмены решения, а, следовательно, и оснований для удовлетворения заявления ФИО1, не имеется.
С учётом изложенного судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 05 августа 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о руководстве Волгоградской области региональной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана», о возложении обязанности на Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исключить запись в ЕГРЮЛ о руководителе Волгоградской региональной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» - ФИО2, о возложении обязанности на Управление Министерства юстиции Российской Федерации восстановить запись в ЕГРЮЛ о руководителе Волгоградской региональной общественной организации общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» - ФИО1 – отказать.
Председательствующий судья: подпись.
Судьи: подписи.
Верно:
Судья Волгоградского
областного суда А.А. Андреев