Судья Лобанова Н.Ю. Дело № 33-1178/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 мая 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Кребеля М.В.,
судей Небера Ю.А., Ячменевой А.Б.,
при секретаре Степановой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации Соболевской Ирины Александровны на решение Советского районного суда г. Томска от 02 июля 2021 года
по гражданскому делу № 2-1564/2021 по иску Мойсюка Александра Валентиновича к Государственному учреждению – Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области № 1 о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Небера Ю.А., объяснения Мойсюка А.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Мойсюк А.В. обратился в суд с иском к ГУ-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области № 1, в котором, уточнив требования, просил о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы: с 01.11.1988 по 14.10.1990, с 31.10.1990 по 17.09.1991, с 22.09.1991 по 31.12.1997 в качестве оператора- прессовщика древесных плит на Томском заводе древесностружечных плит (ДСП); возложении обязанности назначить досрочно пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 09.09.2020.
Требования мотивированы незаконностью отказа ГУ –Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области № 1 в назначении ему пенсии, право на которую он приобрел с 09.09.2020 (с учетом включения в специальный стаж всех требуемых им периодов работы).
Так, сам по себе факт того, что работодатель не придавал особое значение точному написанию наименования профессии, не может быть поставлен ему в вину и ограничить его право на досрочное назначение пенсии.
Работа истца в деревообрабатывающем производстве с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности подтверждена совокупностью представленных им документов.
В судебном заседании истец Мойсюк А.В. настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Балберина Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 167-169, л.д. 193-195).
Решением Советского районного суда г. Томска от 02.07.2021 исковые требования Мойсюка А.В. удовлетворены.
Суд обязал ГУ-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области № 1 включить в стаж работы Мойсюка А.В., дающий право на досрочное назначение пенсии по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 01.11.1988 по 14.10.1990, с 31.10.1990 по 17.09.1991, с 22.09.1991 по 31.01.1997 в качестве оператора –прессовщика древесных плит на Томском заводе древесностружечных плит; назначить досрочно страховую пенсию по старости по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 09.09.2020.
В апелляционной жалобе начальник ГУ-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации Соболевская И.А. просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права. В обоснование приводит доводы о том, что Списком № 2, утвержденным 26.01.1991, разделом XXI «Целлюлозно-бумажное и деревообрабатывающее производства», п.6 «Деревообрабатывающее производство» не предусмотрена такая должность, как оператор – прессовщик древесных плит, представленные документы не подтверждают занятость истца на горячем прессовании древесно-стружечных плит с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. В Списке 1956 года в разделе XXIII «Бумажное и фанерное производство» вообще отсутствует деревообрабатывающее производство. Более того, вывод суда о назначении пенсии с 09.09.2020, а не с даты обращения с заявлением в пенсионный орган не основан на законе. Ссылается на положения Приказа Минтруда России от 17.11.2014 № 884н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии….», согласно которым перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения производится со сроков, предусмотренных ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» и ст. 23 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», т.е. с момента подачи соответствующего заявления.
При этом отмечает, что обращений за назначением пенсии в 2020 году от Мойсюка А.В. не было, а соответственно, при удовлетворении судом требования о включении в специальный стаж периодов работы, в которых пенсионным органом было отказано по заявлению истца от 07.11.2019, право на назначение пенсии с иной даты не возникает, а возникает право обратиться с заявлением о перерасчёте пенсии.
Судебная коллегия на основании ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ст. 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в законную силу с 01 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону)(п.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в ред. от 06.03.2019 – на дату вынесения решения пенсионным органом об отказе).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установлений страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (в ред. от 06.03.2019) определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с ч.2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст. 30 названного Федерального закона).
В целях реализации положений статьи 30 названного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: Список № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.11.2019 истец Мойсюк А.В., /__/ г.р., обратился с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (л.д. 188-190).
Решением Государственного учреждения –Управления Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области от 03.12.2019 № 4399 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности.
В специальный стаж в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 засчитаны истцу периоды работы с 01.01.1998 по 11.10.1998 в качестве прессовщика древесных плит на Томском заводе древесностружечных плит; с 12.10.1998 по 30.04.2001 в качестве заточника деревообрабатывающего инструмента сухим способом на Томском заводе древесностружечных плит. Специальный стаж составляет 3 года и 4 месяца.
Из подсчёта льготного стажа в связи с тяжелыми условиями труда исключены периоды: с 01.11.1988 по 17.09.1991, с 22.09.1991 по 31.12.1997 в качестве оператора – прессовщика древесных плит на Томском заводе древесностружечных плит (ДСП), так как профессии не предусмотрены Списком № 2 и документально не подтверждена занятость на работах, предусмотренных Списком № 2.
Не согласившись с указанным решением, Мойсюк А.В. обратился в суд с иском, где в окончательной редакции просит включить в специальный стаж периоды работы с 01.11.1988 по 14.10.1990, с 31.10.1990 по 17.09.1991, с 22.09.1991 по 31.12.1997 в качестве оператора-прессовщика древесных плит на Томском заводе древесностружечных плит (ДСП) (л.д. 182).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец в спорные периоды был занят на работах в должности и на условиях, предусмотренных Списком № 2, дающим право на льготное пенсионное обеспечение.
Судебная коллегия с таким выводом согласиться не может и находит решение суда в части возложения на пенсионный орган обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы истца оператором-прессовщиком древесных плит на Томском заводе древесностружечных плит с 01.11.1988 по 14.10.1990, с 31.10.1990 по 01.01.1992 основанном на ошибочном толковании и применении норм материального права.
Принимая в этой части решение, суд не учёл, что вышеуказанный период работы истца приходился на время действия Списка № 2 1956 года (утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173), где прессовщики были предусмотрены в бумажном и фанерном производстве только на производстве целлюлозы, бумаги и картона. Раздел «Деревообрабатывающее производство» в указанном Списке № 2 отсутствовал.
Законодатель связывает право на назначение страховой пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой деятельностью, а с деятельностью на должностях и в учреждениях, Списки которых утверждены в установленном порядке Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что должность оператора-прессовщика на деревообрабатывающем производстве в соответствии с применявшимся в период до 01.01.1992 Списком № 2 1956 года предусмотрена не была, следовательно, правовых оснований для включения периода работы истца в указанной должности до 01.01.1992 в специальный стаж у суда не имелось.
В связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Что касается периода работы истца в должности оператора – прессовщика древесных плит с 01.01.1992 по 31.12.1997, то в этом время действовал Список № 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
Данным Списком № 2 в разделе XXI «Целлюлозно-бумажное и деревообрабатывающее производство» в подразделе 6 «Деревообрабатывающее производство» в пункте 2 «Прочие профессии деревообработки» под кодом 22306020-17001 указаны прессовщики древесных и костровых плит, занятые на горячем прессовании древесно-стружечных плит с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
В соответствии с разъяснениями Минтруда СССР от 16.04.1991 № 1 «О порядке применения Списков 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10», по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать: операторам-прессовщикам древесных плит, занятым на горячем прессовании древесно-стружечных плит с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, как прессовщикам древесных и костровых плит, занятым на горячем прессовании древесно-стружечных плит с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
Таким образом, данный вид работ, как дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии впервые был предусмотрен законодателем Списком № 2 1991 года. При этом в отношении периодов такой работы после 01.01.1992 требуется представление доказательств постоянной занятости работника в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда.
Так, пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с абз.1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня. При этом под полным рабочим днем понималось выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
На основании п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н подтверждению подлежат периоды работ с тяжелыми условиями труда.
В соответствии с п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 - 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы: а) подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периода работы, учитываемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.
Согласно п. 3 Порядка, подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н, периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, в отношении периода работы истца с 01.01.1992 по 31.12.1997 требуется не только факт установления его трудовой деятельности в должностях и на производстве, предусмотренных Списком № 2 от 1991 года, но и подтверждения характера выполняемой работы (особых условий труда (вредных и тяжелых), занятости в течение полного рабочего дня на соответствующих видах работ.
Судебная коллегия считает, что такие доказательства в деле имеются.
Представленными в дело документами (трудовой книжкой, архивной справкой ОГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области» от 15.07.2019 № С-3305) подтверждается, что Мойсюк А.В. с 01.11.1988 переведён в цех ДСП оператором-прессовщиком древесных плит 5 разряда (пр. № 120 от 01.11.1988); 27.12.1990 ему присвоен 6 разряд прессовщика (пр.9 от 01.02.91); с 04.03.1993 Томский завод ДСП преобразован в АООТ «Томский завод ДСП»; с 11.06.1996 АООТ «Томский завод ДСП переименован в ОАО «Томский завод ДСП»; 12.10.1998 Мойсюк А.В. переведён заточником 4 разряда.
По информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области (Томскстата) от 23.07.2020 № 149/ОГ (л.д. 75) по состоянию на 01.01.2000 в Статистический регистр Томскстата было поставлено на учёт ОАО «Томский завод древесностружечных плит» с кодом ОКПО -0258862, ИНН 7019007281 с указанием кодов отраслей народного хозяйства – производство строительных деталей из древесины и плит на древесной основе, производство ненаборных деревянных покрытий для пола, производство древесноволокнистых, древесностружечных плит.
Лицевыми счетами по начислению заработной платы Мойсюку А.В. за период с 1992 по 1997 годы подтверждается факт полной занятости истца на данных видах работ (продолжительность рабочего дня 11 часов), получение им доплаты за вредность.
Согласно штатным расписаниям цеха ДСП за 1992-1993 г.г. операторам-прессовщикам 6 разряда цеха ДСП устанавливалась доплата по графе «% доплаты за условия работы» в размере 16%; за 1995-1998 г.г. прессовщикам древесных плит 6 разряда на участке смешивания, формирования и прессования древесных плит устанавливалась доплата по графе «вредность» в размере 24%.
В дело представлено Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18.04.1991 № 89 «Об утверждении межотраслевых норм выработки (времени) на производство древесностружечных плит», которыми, в частности, дано описание работ участка прессования древесностружечных плит (л.д. 119) и функции прессовщика. Для получения древесностружечной плиты из предварительно сформированного стружечного брикета применяют прессы горячего прессования (ПР-6, ПР-6А, ПР-6Б, Д-4743, Д -4744 фирм «Диффенбахер», «Зимпелькамп», «Беккер и ван Хюллен», «Раума-Репола», «Земак»), этажерку-накопитель, загрузочную и разгрузочную этажерки, механизм одновременного смыкания плит пресс. Прессование производит прессовщик древесных и костровых плит в соответствии с технологической инструкцией соответствующей линии. Перед прессованием стружечные пакеты (или ковер) проходят подпрессовку в подпрессовщиках различных типов с целью уменьшения толщины и повышения транспортабельности. Содержание работы. Ведение процесса горячего прессования древесностружечных плит с пульта управления на непрерывно действующих и периодических прессах различных типов. Выбор режима прессования. Контроль за давлением и температурой в прессе по показаниям контрольно-измерительных приборов. Контроль за качеством поступающего стружечного ковра и выпускаемых древесностружечных плит. Обеспечение синхронности работы оборудования. Наладка обслуживающего оборудования.
На условия труда истца, связанные с применением или наличием в воздухе рабочей зоны вредных веществ определенных классов опасности, в частности, формальдегида (образующегося при процессе обработки древесины, производстве изделий из дерева), карбамидоформальдегидной смолы при изготовлении ДСП указывают ГОСТ 14231-88 Смолы карбамидоформальдегидные. Технические условия; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности», а также получаемая истцом в составе заработной платы доплата за вредность.
Справкой, выданной временно управляющим ОАО «Томский завод ДСП», главным бухгалтером и старшим инспектором ОК (л.д. 161), подтверждается занятость истца в указанные периоды на горячем прессовании древесно-стружечных плит с применением древесных веществ не ниже 3 класса опасности при полной рабочей неделе. Эти работы относятся к разделам 22306020-17001, предусмотрены списком 2 Сборника нормативных актов по пенсионному обеспечению. В качестве основания выдачи справки указаны: личная карточка формы Т-2, штатное расписание с 1988 по 2001 гг., ведомости по заработной плате с ноября 1988 года по май 2001 гг., технологический процесс, включающий технологическую инструкцию по рабочему месту.
Судом апелляционной инстанции в целях конкретизации технологического процесса работы истца на Томском заводе древесностружечных плит в спорные периоды были истребованы из Государственного архива Томской области, ОГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области» документы о технологическом процессе, включающем технологическую инструкцию по рабочему месту, характеризующие работу истца в период с 01.11.1988 по 31.12.1997. Данными учреждениями даны ответы о том, что соответствующие документы у них на хранении отсутствуют. Установить местонахождение данных документов не представляется возможным.
Достоверность сведений, содержащихся в указанной справке работодателя в отношении рассматриваемых периодов не опровергнута.
На основании совокупности представленных в дело доказательств, которым дана оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что они с достоверностью подтверждают возможность отнесения работы истца в указанные выше спорные периоды к работам, предусмотренным подразделом 6 раздела XXI «Деревообрабатывающее производство» Списка № 2.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств работы истца в особых условиях, с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, судебная коллегия отклоняет, поскольку справкой работодателя, находящейся на хранении в ОГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области» (л.д. 161), лицевыми счетами за спорный период работника Мойсюка А.В., занятым на оборудовании для горячего прессования ДСП и получавшим доплату за особые условия труда (вредность), подтверждается выполнение им трудовой функции в условиях вредности.
В силу ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Имеющиеся в деле документы дают основания исходить из доказанности факта работы истца в период с 01.01.1992 по 31.12.1997 в особых условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ответчиком каких-либо доказательств, опровергающих данные выводы, как и осуществление на предприятии истца иного технологического процесса по вредности, не представлено.
Вместе с тем, без учета спорного периода с 01.11.1988 по 01.01.1992 (3 года и 2 месяца) продолжительность специального стажа истца с включением периода, который был зачтён пенсионным фондом (3 года и 4 месяца), и периода, признанного судом, составляет 9 лет 4 мес., составляет менее 12 лет 6 мес., предусмотренного п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», что исключает обязанность пенсионного органа в досрочном назначении истцу пенсии.
Оснований для назначения пенсии Мойсюку А.В., /__/ г.р., с уменьшением возраста в порядке, предусмотренном п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, также не имеется, поскольку на дату обращения с заявлением о назначении пенсии (07.11.2019) истец не достиг требуемого возраста.
При таких обстоятельствах, решение суда в части возложения обязанности на пенсионный орган включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов работы истца с 01.11.1988 по 01.01.1992, а также досрочно назначить страховую пенсию по старости подлежит отмене, с принятием в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
отменить решение Советского районного суда г. Томска от 02.07.2021 в части возложения на ГУ-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области № 1 обязанности включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периодов работы с 01.11.1988 по 14.10.1990, с 31.10.1990 по 17.09.1991, с 22.09.1991 по 01.01.1992 в качестве оператора –прессовщика древесных плит на Томском заводе древесностружечных плит (ДСП), обязанности досрочно назначить Мойсюку А.В. страховую пенсию по старости по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 09.09.2020; принять в отменённой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения –Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации Соболевской Ирины Александровны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: