ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11792 от 07.11.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33-11792

Судья Плешивцев С.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Пермь 07 ноября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.

судей Кустовой И.Ю., Овчинниковой Н.А.

при секретаре Рассудихине Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Перми от 28 августа 2018 года, которым постановлено:

ФИО1 в удовлетворении административного иска к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Перми, о признании незаконным действия в выдаче градостроительного плана земельного участка ** от 04.06.2018г., в части установления в пункте 1 «Чертеж градостроительного плана земельного участка» места допустимого размещения объекта капитального строительства менее площади земельного участка, с установлением отступов 16 ( шестнадцать) метров от границ земельного участка, и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав административного истца в виде выдачи в установленном законом порядке градостроительного плана земельного участка, имеющего кадастровый номер **, общей площадью 2762 кв.м., расположенного по адресу: ****, в определении в пункте 1 «Чертеж градостроительного плана земельного участка» места допустимого размещения объекта капитального строительства по границам земельного участка с кадастровым номером ** отказать.

Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя ФИО1- ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми- ФИО3, возражающей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

ФИО1 обратилась в суд с административным иском о признании незаконным действия Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми, выразившегося в выдаче градостроительного плана земельного участка ** от 04.06.2018 в части установления в пункте 1 «Чертеж градостроительного плана земельного участка» места допустимого размещения объекта капитального строительства менее площади земельного участка, с установлением отступов 16 метров от границ земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в виде выдачи ей в установленном законом порядке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью 2762 кв.м., расположенного по адресу : **** с определением в пункте 1 «Чертеж градостроительного плана земельного участка» места допустимого размещения объектов капитального строительства по границам земельного участка с кадастровым номером **.

В обоснование требований указывает, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером ** площадью 2762 кв.м., расположенного по адресу ****. На указанном участке расположено административное здание площадью 1050,3 кв.м., назначение- нежилое, кадастровый номер **, принадлежащее ей на праве собственности. Имея намерение произвести реконструкцию принадлежащего на праве собственности нежилого здания, она 8.05.2018 обратилась в Департамент с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка. 15.06.2018 Департамент градостроительства и архитектуры выдал ей градостроительный план земельного участка **, утвержденный 04.06.2018 с указанием ограничений в виде определения в п.1 « Чертеж градостроительного плана земельного участка» места допустимого размещения объектов капитального строительства менее площади земельного участка с установлением отступов 16 ( шестнадцать) метров от границ смежных земельных участков. Полагает, что установление в пункте 1 «Чертеж градостроительного плана земельного участка» места допустимого размещения объекта капитального строительства менее площади земельного участка с установлением отступов 16 метров от границ земельного участка не соответствует законодательству, нарушает ее права и законные интересы. Не принято во внимание, что минимальные отступы от границ земельного участка регулируются нормами, установленными документацией по планировке территории, гл.5 Градостроительного кодекса РФ. Утвержденной документацией по планировке территории для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, минимальные отступы не установлены. Схема планировочной организации земельного участка выполняется в соответствии с информацией, указанной в ГПЗУ на стадии архитектурно-строительного проектирования. Кроме того, из графической части плана следует, что граница в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства проходит по уже существующему объекту недвижимости. Установленные в градостроительном плане ограничения не соответствуют закону и нарушают ее права.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ФИО1 указывая, что судом не принято во внимание, что на чертеже градостроительного плана земельного участка было отмечено место допустимого проведения реконструкции ограниченного площадью значительно меньшей, чем площадь земельного участка. Установление отступов от границ участка, составляющие 16 метров, не соответствуют требованиям законодательства. Предусмотренное на чертеже градостроительного плана место допустимого размещения объекта с отступами по 16 метров от границ земельного участка оказалось меньше существующего на земельном участке объекта недвижимости. Полагает, что градостроительный кодекс РФ не содержит запрета на установление минимальных отступов равных нулю от границ земельных участков. Градостроительный регламент, установленный в отношении спорного земельного участка, находящегося в территориальной зоне Ц-2 не содержит норм, позволяющих устанавливать минимальные отступы построек от границ земельных участков. Сведения, содержащиеся в графической части ГПЗУ противоречат сведениям п.2.3 того же, утвержденного административным ответчиком документа- градостроительного плана от 4.06.2018.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Из материалов дел следует и судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером ** площадью 2762 кв.м, расположенного по адресу : ****.

На указанном земельном участке находится объект недвижимости-административное здание площадью 1050,3 кв.м., назначение: нежилое, кадастровый номер **, который принадлежит на праве собственности ФИО1

Из градостроительного плана земельного участка ** от 4.06.2018, расположенного по адресу : **** с кадастровым номером ** площадью 2762 кв.м. следует, что он расположен в территориальной зонге Ц-2, в отношении которой установлен градостроительный регламент. Как следует из чертежа градостроительного плана земельного участка место допустимого размещения объекта капитального строительства определено с указанием отступов от границ участка на расстоянии не менее 16 метров.( п.1 ГПЗУ)

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 2, 36, 38, ч.4 ст.41, 57.3 Градостроительного кодекса, Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 № 143, приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 741\пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения» и пришел к выводу о соответствии градостроительного плана земельного участка в оспариваемой части закону, и недоказанности нарушения законных парв и интересов административного истца.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

В силу пункта 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка является одним из документов, необходимых для получения разрешения на строительство ( реконструкцию).

Согласно части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения ( часть 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).

Информация, которая должна быть отражена в градостроительном плане земельного участка определена в части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса; в частности, в градостроительном плане земельного участка содержится информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории ( при его наличии ) (пункт 3); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства ( пункт 4).

Пунктом 2 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлено, что после утверждения формы ГПЗУ должна указываться информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 № 741\пр утверждена форма градостроительного плана земельного участка. Согласно указанной форме на чертеже градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство.

Статья 38 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетание ( в том числе минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, такие отступы указываются в составе градостроительного плана земельного участка.)

В соответствии с частью 10 статьи 3 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, градостроительные регламенты в части предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительного изменения объектов капитального строительства могут включать, в том числе, минимальные отступы построек границ земельных участков, фиксирующие «пятно застройки» за пределами которого возводить строения запрещено ( линии регулирования застройки).

Из пункта 2 Градостроительного плана земельного участка следует, что земельный участок с кадастровым номером ** расположен в территориальной зоне Ц-2 ( зона обслуживания и деловой активности местного значения). Информация о видах разрешенного использования земельного участка воспроизведена в пункте 2.2 ГПЗУ.

Ссылаясь на соответствие ГПЗУ требованиям законодательства, суд первой инстанции не принял во внимание, что согласно ст.52.1 Правил «Градостроительные регламенты. Центральные общественно-деловые и коммерческие зоны» для зоны Ц-2 минимальные отступы построек от границ земельных участков, которые фиксируют пятно застройки, и за пределами которого возводить строения запрещено, не определены. Не установлены такие ограничения в части размещения объекта капитального строительства и документацией по планировке территории, что не оспаривалось представителем Департамента на заседании суда апелляционной инстанции.

При таком положении вывод суда о соответствии ГПЗУ требованиям закона в оспариваемой части не может быть признан правильным.

Позиция Департамента о том, что минимальные отступы были определены в целях соблюдения требований противопожарной безопасности, предусмотренными СП 4.13130 « Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» относительно ширины переезда для пожарной техники, в рассматриваемом случае также нельзя признать состоятельными.

В соответствии с пунктом 36 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарный разрыв ( противопожарное расстояние) –нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

Часть 1 статьи 69 Закона № 123-ФЗ предусматривает, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.

В силу СП 4.13130.2013 беспрепятственность доступа пожарной техники обеспечивается наличием проездов установленной ширины от края проезда до стены здания.

Определяя минимальные отступы на расстоянии 16 метров от границ земельного участка, Департамент фактически в нарушение вышеприведенных правовых положений исходит из того, что проезд для пожарной техники должен быть установлен непосредственно в границах спорного земельного участка в отсутствие доказательств такой необходимости. Фактическое отсутствие таких проездов в случае утверждения ГПЗУ, наличие иного объекта недвижимости на соседнем земельном участке нна расстоянии 16 метров также доказано не было.

Кроме того, по смыслу положений ст. 41-46 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка, по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала ( микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.

Принимая во внимание, что градостроительный план фиксирует сведения, которые позволяют идентифицировать земельный участок, а также определить место его расположения по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, учитывая, что минимальные отступы от границ земельного участка регулируются нормами по планировке территории –гл.5 Градостроительного кодекса РФ, тогда как расстояние между конкретными объектами с целью соблюдения требований пожарной безопасности объекта регулируются гл.6 Градостроительного кодекса « Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства», судебная коллегия соглашается с позицией административного истца о том, что требования пожарной безопасности, в том числе в части противопожарных расстояний, должны учитываться проектными организациями при подготовке проектной документации с учетом назначения объекта, режима его использования, наличия на данном земельном участке либо смежном земельном участке иных объектов недвижимости, а также обстоятельств, предусмотренных соответствующими нормативными документами, в том числе Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 4.13130.2013.

Включение в спорный градостроительный план земельного участка ограничений в части определения места застройки( реконструкции) в отсутствие на то правовых оснований нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку создает необоснованные ограничения в части возможного использования при реконструкции ( строительстве) объекта капитального строительства необходимой для этого площади земельного участка.

Таким образом, принимая во внимание изложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о не соответствии оспариваемого решения требования закона, в связи с чем оно подлежит отмене. По делу следует вынести новое решение об удовлетворении требований и восстановлении прав административного истца путем возложения на административного ответчика обязанности по выдаче ГПЗУ с определением в пункте 1 «Чертеж градостроительного плана земельного участка» места допустимого размещения объектов капитального строительства в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Ленинского районного суда г.Перми от 28 августа 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать незаконными действия Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми по выдаче градостроительного плана земельного участка ** от 4.06.2018 в части установления в пункте 1 «Чертеж градостроительного плана земельного участка» места допустимого размещения объекта капитального строительства с установлением отступов 16 метров от границ земельного участка.

Обязать Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми восстановить нарушенные права ФИО1 путем выдачи градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: **** с определением в пункте 1 «Чертеж градостроительного плана земельного участка» места допустимого размещения объектов капитального строительства в соответствии с требованиями закона.

Председательствующий:

Судьи :