Судья Бецелева Т.А.
Дело № 33-117/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:председательствующего Ерютина К.И.
и судей
Горна В.Ф., ФИО1,
при секретаре
ФИО2
5 февраля 2015 года в г. Петропавловске-Камчатском рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя администрации Елизовского муниципального района Камчатского края ФИО3 и представителя администрации Новоавачинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края ФИО4 на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 24 ноября 2014 года, которым постановлено:
исковые требования Камчатского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Новоавачинского сельского поселения при организации сбора и определения места первичного сбора ртутьсодержащих отходов, находящихся в <адрес>
Обязать администрацию Новоавачинского сельского поселения в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу организовать сбор (прием или поступление в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения) и определить место первичного сбора ртутьсодержащих отходов, находящихся в <адрес>
Признать незаконным бездействие администрации Елизовского муниципального района при организации утилизации и переработки ртутьсодержащих отходов, находящихся в <адрес>
Обязать администрацию Елизовского муниципального района в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу организовать утилизацию и переработку ртутьсодержащих отходов, находящихся в <адрес>
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя администрации Новоавачинского сельского поселения ФИО4, представителя администрации Елизовского муниципального района ФИО3, поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения представителей истца ФИО5 и ФИО6, полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционных жалоб – несостоятельными, объяснения представителя Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края ФИО7, представителя Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края ФИО8 и представителя Главного Управления МЧС России по Камчатскому краю ФИО9, считавших решение суда первой инстанции правильным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Камчатский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд, с учетом уточнения требований, с указанным иском к администрации Новоавачинского сельского поселения (далее – администрация НСП), администрации Елизовского муниципального района (далее – администрация ЕМР) ссылаясь на то, что на территории Новоавачинского сельского поселения на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> принадлежащем на праве собственности ФИО10, в неприспособленном помещении хранятся отходы 1 класса опасности: отработанные ртутьсодержащие лампы в количестве 23690 штук и 280 кг металлической ртути. Рекомендации принять необходимые меры к вывозу и утилизации ртутьсодержащих отходов, находящихся в п. Красный до 1 августа 2011 года, администрацией НСП и администрацией ЕМР не выполнены и до настоящего времени. администрацией НСП не организован сбор ртутьсодержащих отходов (прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения), не определено место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих отходов. администрацией ЕМР не приняты меры к утилизации указанных отходов.
В судебном заседании представитель истца ФИО6 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации ЕМР ФИО3 исковые требования не признал, поскольку администрация ЕМР не является собственником указанных отходов, расположенных на земельном участке, принадлежащем ФИО10 Пояснил, что Постановлением от 21 октября 2014 года № 1288 утвержден «Порядок сбора, хранения, накопления, транспортирования и утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Елизовского муниципального района, согласно которому организация по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению ртутьсодержащих ламп, а также по исполнению предусмотренного порядка хранения и обезвреживания (утилизации) отходов потребления возложена на юридические лица, индивидуальных предпринимателей и на физические лица. Тем самым администрация ЕМР надлежащим образом исполнила обязанность по организации утилизации отходов потребления на территории муниципального района.
Представитель администрации НСП ФИО4 требования также не признал по основаниям, изложенным представителем администрации ЕМР.
Представители третьих лиц Главного управления МЧС России по Камчатскому краю ФИО9, Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края ФИО7, Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю ФИО11, Инспекции государственного экологического надзора по Камчатскому краю ФИО8 исковые требования полагали обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Третье лицо ООО «Региональный экологический центр демеркуризации» о времени и месте рассмотрения дела извещено, своего представителя для принятия участия в судебном заседании не направило. В письменных объяснениях указало, что ФИО12, как директор их филиала в г. Петропавловске-Камчатском, который не имел лицензии на сбор ртутьсодержащих отходов, с апреля 2001 года самостоятельно занималась сбором ртутьсодержащих отходов, принимала на утилизацию отработанные лампы за плату. По их данным все отработанные лампы приняты ФИО12 от разных организаций различных форм собственности исключительно после оплаты за их утилизацию.
Третьи лица Министерство социальных программ по делам казачества Камчатского края, ФИО10, ФИО12 о времени и месте рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Рассмотрев дело по существу, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации ЕМР ФИО3, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение норм материального права и норм процессуального права, ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения – об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Глава администрации НСП ФИО13, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение норм материального права и норм процессуального права, ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения – об отказе в удовлетворении исковых требований.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы руководитель Инспекции государственного экологического надзора по Камчатскому краю ФИО14 полагает решение суда первой инстанции правильным и не подлежащим отмене.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы и.о. Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Штокин А.Ю., считая решение суда законным и обоснованным, просит апелляционные жалобы ставить без удовлетворения.
В письменном отзыве ФИО12 также полагает решение суда первой инстанции правильным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные положения содержатся в п.п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7).
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ст. 13 Федерального закона № 89).
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 51 Федерального закона № 7).
В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 года № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» и Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства относятся к первому классу опасности.
Ртуть, как отдельный компонент, также является опасным отходом, согласно Приказу Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 2001 года № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».
Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 года № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее – Правила).
Согласно п. 1 Правил обращения с отходами, настоящие Правила устанавливают порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
Настоящие Правила обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), а также физических лиц.
В соответствии с п.п. 6, 8, 9, 13, 14, 19 Правил обращения с отходами не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, за исключением размещения в местах первичного сбора и размещения и транспортирования до них.
Органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
Размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляется специализированными организациями.
Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.
Обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется специализированными организациями, осуществляющими их переработку методами, обеспечивающими выполнение санитарно-гигиенических, экологических и иных требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции земельный участок на территории Новоавачинского сельского поселения, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО10
На указанном земельном участке в помещении сарая хранятся отходы 1 класса опасности: отработанные ртутьсодержащие лампы в количестве 23690 штук и 280 кг металлической ртути.
Сбор и хранение, в том числе накопление, указанных отходов осуществлялось ФИО12, как директором филиала ООО «Региональный экологический центр демеркуризации» в г. Петропавловске-Камчатском, у которого отсутствовала соответствующая лицензия на осуществление данного вида деятельности.
По факту несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления ФИО15, как собственник земельного участка и сарая, в котором хранятся ртутьсодержащие лампы и металлическая ртуть, постановлением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 4 октября 2011 года привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ (том 1, л.д. 126-133).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ртутьсодержащие отходы, находящиеся в сарае на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ФИО10, хранятся с нарушением требований указанных Правил обращения с отходами, в Новоавачинском сельском поселении сбор и место первичного сбора таких отходов не организованы.
Судебная коллегия не может согласиться с этими выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из заявления Камчатского межрайонного природоохранного прокурора, администрацией НПС и администрацией ЕМР не организован сбор (прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения), не определено место первичного сбора и размещения, не приняты меры к утилизации ртутьсодержащих отходов - ламп в количестве 23690 штук и 280 кг металлической ртути, расположенных по <адрес>
Между тем обязанность органов местного самоуправления по определению места первичного сбора ртутьсодержащих ламп, находящихся по конкретному адресу: <адрес> как того требует прокурор в своем заявлении, действующим законодательством, регулирующим порядок обращения с отходами производства и потребления, не предусмотрена.
Доказательств того, что ФИО10 либо ФИО12 обращались в администрацию НСП либо администрацию ЕМР с просьбой принять меры по утилизации отработанных 23690 штук ртутьсодержащих ламп и 280 кг металлической ртути, истцом не представлено, в материалах дела таковые отсутствуют.
Напротив, в материалах дела имеются письмо от 12.07.2011 года и повторное письмо от 29.07.2011 года главы Новоавачинского сельского поселения, адресованные ФИО12 и содержащие просьбу предоставить заявление о согласии (несогласии) на проведение инвентаризации мест временного накопления отходов, проведение экологической экспертизы и утилизацию ртутьсодержащих отходов. Указанная переписка носила односторонний характер, соответствующее заявление ФИО12 либо ФИО10 подано не было, доказательств обратного суду не представлено (том 2, л.д. 37, 38, 39).
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о допущенном администрацией ЕМР и администрацией НСП бездействии при организации сбора и определении места первичного сбора ртутьсодержащих отходов, находящихся в <адрес> противоречит фактическим обстоятельствам дела, а потому не может быть признан правильным.
Кроме того, пунктами 6, 8, 9, 13, 14, 19 Правил обращения с отходами предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по организации сбора и определения места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп именно у потребителей ртутьсодержащих ламп, но не у лиц, которые в свою очередь сами в целях извлечения прибыли осуществляли сбор у потребителей, накопление и хранение на своей территории и в своих помещениях отработанных ртутьсодержащих ламп и металлической ртути.
Помимо этого, действующим законодательством, регулирующим отношения в сфере сбора, накопления и размещения отходов производства и потребления, не предусмотрено размещение металлической ртути в местах первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для возложения соответствующих обязанностей на администрацию ЕМР и администрацию НСП.
При таких обстоятельствах решение Елизовского районного суда Камчатского края от 24 ноября 2014года не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения – об отказе в удовлетворении исковых требований Камчатского межрайонного природоохранного прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елизовского районного суда Камчатского края от 24 ноября 2014 года отменить.
В удовлетворении требований Камчатскому межрайонному природоохранному прокурору о признании незаконным бездействия администрации Новоавачинского сельского поселения при организации сбора и определения места первичного сбора ртутьсодержащих отходов, находящихся в <адрес> бездействия администрации Елизовского муниципального района при организации утилизации и переработки ртутьсодержащих отходов, находящихся в <адрес> возложении обязанности на администрацию Новоавачинского сельского поселения в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу организовать сбор (прием или поступление в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения) и определить место первичного сбора ртутьсодержащих отходов, находящихся в <адрес>; возложении обязанности на администрацию Елизовского муниципального района в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу организовать утилизацию и переработку ртутьсодержащих отходов, находящихся в <адрес>, - отказать.
Апелляционные жалобы удовлетворить.
Председательствующий
Судьи