ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1180 от 09.02.2015 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

 КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судья Майко П.А. Дело № 33-1180

 А-10

 09 февраля 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

 председательствующего Киселевой А.А.

 судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.

 при секретаре Ларионовой Н.М.

 рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

 гражданское дело по иску ФИО1 .. к Сибирскому Региональному Центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий МЧС России о взыскании не выплаченной компенсации при увольнении,

 по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2

 на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 20 октября 2014 г., которым постановлено:

 «В удовлетворении иска ФИО1 .. к Сибирскому Региональному Центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий МЧС России о взыскании не выплаченной компенсации при увольнении отказать в полном объеме».

 Заслушав докладчика, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 обратился в суд с иском к Сибирскому Региональному Центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий МЧС России о взыскании невыплаченной компенсации при увольнении.

 Свои требования мотивировал тем, что он состоял с ответчиком в трудовых отношениях, при увольнении работодатель должен был выплатить компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания, с учетом всех причитающихся ему выплат по зарплате. Однако, ответчик, при определении размера компенсации, не учел ежемесячную премию, за выполнение особо важных и сложных заданий, установленную приказом № 33 от 22.01.2014 года, поименованную в расчетных листах - ГГС.

 С учетом изложенного, просил довзыскать в свою пользу с ответчика 520940,48 руб. - недостающую сумму компенсации, 6446,64 руб. - проценты за нарушение сроков выплаты сумм при увольнении, компенсировать моральный вред в размере 25000 руб. за нарушение его прав, как потребителя, возместить судебные издержки в размере 40000 руб. уплаченных представителю и 1000 руб. за оформление нотариальной доверенности.

 Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

 В апелляционной жалобе представитель ФИО1 – ФИО2 просит отменить решение суда как необоснованное, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.

 Проверив материалы дела, заслушав ФИО1 и его представителя по доверенности от 09.06.2014 г. ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, приказом первого заместителя начальника Сибирского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО3 от 25 апреля 2011 г. № 77 ФИО1 назначен на должность федеральной государственной гражданской службы – заместителя руководителя регионального центра (по финансово-экономической работе). Данным приказом ФИО1 установлен должностной оклад в размере 6239 руб., а также установлены ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу: 150% за особые условия государственной гражданской службы, 50% за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, 30% за работу в местности с особыми климатическими условиями. Установлена выплата ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада по замещаемой должности. На основании данного приказа с ФИО1 заключен служебный контракт от 25 апреля 2011 г.

 Приказом начальника Сибирского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО4 от 24 апреля 2014 г. № 25-К действие служебного контракта от 25.04.2011 г. прекращено, ФИО1 уволен с замещаемой должности федеральной гражданской службы 30 апреля 2014 г. по пункту 8.2. части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года в связи с сокращением должностей гражданской службы.

 Данным приказом установлено выплатить истцу премию за выполнение особо важных и сложных заданий за период с 01.04.2014 г. по 30.04.2014 г., денежную компенсацию за дни неиспользованного отпуска за 13 календарных дней, денежную компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания.

 Согласно увольнительной записке, компенсация при увольнении была определена работодателем в размере 220195,44 руб. за 4 месяца исходя из размера ежемесячного денежного содержания при увольнении - 55048,86 руб.

 Полагая, что ответчиком неправильно произведен расчет денежного содержания при увольнении, а именно из размера среднего заработка исключена ежемесячная денежная премия за выполнение особо важных и сложных заданий, установленная приказом № 33 от 22.01.2014 г., что существенно повлияло на размер причитающихся к выплате сумм, истец обратился с иском в суд.

 Разрешая исковые требования ФИО1 о взыскании недоначисленной суммы компенсации при увольнении, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

 При этом суд обоснованно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела не нашел своего достоверного подтверждения факт нарушения ответчиком трудовых прав истца при определении размера денежной компенсации при увольнении.

 Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.

 В соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1-8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

 Приказом № 25-К от 24 апреля 2014 г. ФИО1 была установлена выплата денежной компенсации, предусмотренная данной нормой, в размере четырехмесячного денежного содержания.

 Согласно расчету ответчика ежемесячное денежное содержание для выплаты компенсации составило 55048,86 руб., к выплате подлежало 220195,44 руб.

 По условиям служебного контракта от 25.04.2011 (пункт 9) денежное содержание ФИО1 состояло из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада), месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин), ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30 % этого оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере 150 % этого оклада, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 50 % этого оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением о премировании государственных гражданских служащих, утвержденным Представителем нанимателя, ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада и других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

 Как следует из материалов дела, на основании Указа Президента Российской Федерации N 1459 от 26 декабря 2006 года "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" и во исполнение письма МЧС России от 17.04.2013 г. № 43-1662-4 «О дополнительном премировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов МЧС России» приказом начальника Сибирского регионально центра № 320 от 24 апреля 2013 г. истцу с 01.01.2013 г. была назначена выплата ежемесячной премии в размере 55550 руб. за добросовестное исполнение должностных обязанностей и проявленную инициативу при решении поставленных задач

 В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1459 от 26 декабря 2006 года "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", решением Комиссии по социальным выплатам (протокол № 3 от 26.07.2013 г.) и письмом Статс-секретаря-заместителя Министра МЧС России от 20.08.2013 г. № 43-3563-15, приказом начальника Сибирского регионально центра № 73-К от 23 августа 2013 г. ФИО1 за добросовестное исполнение должностных обязанностей и проявленную инициативу при решении поставленных задач с 01.07.2013 г. установлена ежемесячная премия в размере 95500 руб., за фактически отработанное время.

 Согласно представленных в материалы дела выписок из лицевого счета истец получал данную премию в указанном размере ежемесячно в период с августа 2013 г. по апрель 2014 г.

 Данная премия поименована работодателем как «премия ГГС».

 Указанная премия при расчете денежного содержания для выплаты компенсации в связи с увольнением ответчиком не учитывалась.

 Проверяя законность действий ответчика, суд первой инстанции проанализировал положения статей 50, 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пункты 1, 2, 4, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 562 от 06 сентября 2007 года, которыми установлен порядок исчисления денежного содержания, в том числе и для выплаты компенсации в связи с увольнением по сокращению, пункты 6, 7 Указа Президента Российской Федерации N 1459 от 26 декабря 2006 года "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", пришел к правильному выводу, что поощрительная выплата гражданским служащим за своевременное, качественное выполнение и проявленную инициативу при выполнении поставленных задач не подлежит включению в расчет денежного содержания для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы.

 Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

 В силу части 5 указанной статьи к дополнительным выплатам относятся:

 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

 5) ежемесячное денежное поощрение;

 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

 Согласно частям 6 и 10 статьи 50 размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

 Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

 Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих определяется Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 562 от 06 сентября 2007 года (далее - Правила), пунктом 2 которых установлены такие же составляющие денежного содержания гражданского служащего.

 В силу пункта 4 Правил для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 8 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

 Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

 В соответствии с пунктами 4 и 5 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" начиная с 01 января 2007 года исчисление средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и формируемых за счет средств федерального бюджета фондов оплаты труда работников этих органов и Министерства, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований осуществляется исходя из численности лиц рядового и начальствующего состава, работников и гражданского персонала, в соответствии с которой определены расходы федерального бюджета на 2007 год на денежное довольствие и оплату труда, с учетом принятых решений об увеличении этой численности в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Указа.

 При сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007 г. в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа, сохраняются на очередной и последующие годы.

 В силу пункта 6 Указа средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, исчисленные и сохраненные в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и могут использоваться ими на цели, предусмотренные пунктом 7 настоящего Указа.

 Пунктом 7 Указа руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).

 Согласно пункту 8 Указа при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом выплата предусмотренной законодательством Российской Федерации при увольнении компенсации (выходного пособия, единовременной выплаты) осуществляется лицам рядового и начальствующего состава Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пределах средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава и фондов оплаты труда работников и гражданского персонала соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

 В соответствии со статьей 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

 При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;

 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;

 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;

 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;

 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;

 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;

 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

 Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств:

 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента);

 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации;

 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, поощрительная выплата государственным гражданским служащим за своевременное, качественное выполнение и проявленную инициативу при выполнении поставленных задач, как выплата, осуществляемая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", не входит в состав денежного содержания, поскольку не является гарантированной государством выплатой и осуществляется в зависимости от наличия средств федерального бюджета, высвободившихся в результате сокращения численности работников.

 При этом выплаты при сокращении осуществляются в пределах средств федерального бюджета на денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

 При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что премии, выплачиваемые истцу в период с апреля 2013 г. по апрель 2014 г. ежемесячно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" не подлежат включению в расчет денежного содержания для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением государственной гражданской должности, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам действующего законодательства.

 С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд обоснованно отказал и в удовлетворении требований ФИО1 о взыскании процентов за нарушение сроков выплаты компенсации при увольнении, компенсации морального вреда, судебных расходов.

 Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.

 Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

 Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 20 октября 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФИО1 – ФИО2 – без удовлетворения.

 Председательствующий: Киселева А.А.

 Судьи: Белякова Н.В.

 Баимова И.А.