ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11805 от 02.11.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Быкова И.В.

Докладчик: Дударёк Н.Г. Дело № 33-11805

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«02» ноября 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Дударёк Н.Г.,

судей Пискуновой Ю.А., Котова Д.И.,

при секретаре Штейниковой И.А.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дударёк Н.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 17 августа 2017 года по делу по иску ФИО2 к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО2 обратилась с иском к ИП ФИО1 о защите прав потребителей.

Требования мотивировала тем, что 28.07.2016 между нею и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (ДК «Европейские двери») был заключен договор купли-продажи и поставки межкомнатных дверей модели Варадор\Анкона ясень\ натуральный тон 6 CS Валенсия в количестве 3 шт. с капителями и доборами. Сумма заказа дверей составила 82 699 руб. В день заключения договора ею была сделана предоплата за двери в сумме 30 000 руб. и фурнитуры в сумме 9 136 руб.

В силу п. 2.1.1 срок исполнения договора был установлен по 20.10.2016. Однако в указанный срок двери не были готовы и поставлены.

20.08.2016 ей сообщили о необходимости подписания уточненного заказа в связи с тем, что ранее при оформлении заказа работником была допущена ошибка и несвоевременно передан заказ изготовителю. При этом был установлен срок исполнения договора - 25.10.2016. В оговоренный срок заказ вновь не был исполнен по неизвестным причинам, однако, несмотря на это, ею была внесена оставшаяся сумма по договору 56 725 руб.

29.10.2016 заказ был доставлен в упаковках, был принят ею по количеству упаковок и без непосредственного осмотра самого товара.

На 01.11.2016 был запланирован монтаж дверей, однако при вскрытии упаковок с товаром мастер по установке дверей обнаружил брак. Ответчиком была составлена накладная на возврат бракованных стоек. Ее заверили, что в течение 10 дней бракованные стойки будут заменены.

16.11.2016 и 26.11.2016г. были поставлены наличники и капители с браком. Ответчик обязался в ближайшие десять дней произвести замену бракованного товара. По предложению ответчика наличники были заменены на капители, поскольку наличники вторично пришли с браком. В связи с заменой была произведена доплата в сумме 8200 руб.

В день установки дверей 16.01.2017 вновь был выявлен недостаток капителей, а также появились трещины на дверных полотнах, которые были доставлены ранее.

16.01.2017 в адрес ответчика была направлена претензия о расторжении договора, возврате уплаченных денежных средств за товар, взыскании морального вреда и уплаты неустойки.

26.01.2017 с ответчиком было подписано соглашение о расторжении договора от 28.07.2016,

30.01.2017 ей были возвращены денежные средства в сумме 107 842 руб., из которых 94 925 руб. – стоимость товара, 12 500 руб. – оплата за монтаж.

Поскольку ответчик претензию удовлетворил частично, с учетом уточнения исковых требований, просила взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 неустойку за нарушение срока изготовления и передачи предварительно оплаченного товара в сумме 45 760,25 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме 10 000 руб.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, ее представитель Кузьменко Т.И., действующая по ордеру, исковые требования поддержала.

Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явилась, ее представитель ФИО3, действующий по доверенности, иск не признал.

Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 17 августа 2017 года исковые требования ФИО2 удовлетворены частично, с ИП ФИО1 в пользу ФИО2 взыскана неустойка в размере 28 952,12 руб., компенсация морального вреда в размере 2 000 руб., штраф в размере 14 476,06 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб., т.е. всего 55 428,18 руб. С ИП ФИО1 в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 368,56 руб.

В апелляционной жалобе ИП ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что суд пришел к неверному выводу о несостоявшейся поставке, в данном случае речь идет о правовых последствиях, связанных с заменой товара ненадлежащего качества; ссылаясь на ст. 475, 518 ГК РФ, ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителя», указывает, что истец реализовал свое право на замену некачественного товара, а в последствии – на расторжение договора купли-продажи; при выявлении недостатков товара замена некачественного товара производилась в установленные договором сроки, а именно в течение 60 дней с момента предъявления претензии (п. 5.2.2 договора); по устной претензии от 01.11.2016 в отношении некачественных стоек 7 стоек и 1 комплект капителей взамен некондиционных были поставлены 10.01.2017 (срок до 01.02.2017); по заявлению от 16.11.2016 о замене наличников на 3 комплекта капителей указанное количество капителей было поставлено 28.12.2016 (срок до 15.02.2017), сроки замены некондиционного товара нарушены не были;

В отношении выявленных в последующем недостатков покупателем был избран иной способ защиты нарушенного права - расторжение договора купли-продажи с возвратом уплаченной за товар стоимости. В соответствии с соглашением от 26.01.2017 о расторжении договора купли-продажи товаров, изготовленных по спецзаказу, продавец 26.01.2017 вернул покупателю уплаченную за товар стоимость - 107 842 руб. Таким образом, требования потребителя были ответчиком удовлетворены в установленный срок, нарушений прав потребителя не установлено, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.

ФИО2 поданы возражения относительно доводов апелляционной жалобы.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились. ФИО2 подано ходатайство о рассмотрении дела без ее участия. На основании ст. 167, ст. 327 ч. 1 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений по жалобе, заслушав объяснения представителя ИП ФИО1 – ФИО3, действующего по доверенности, просившего об удовлетворении апелляционной жалобы, объяснения представителя ФИО2 – адвоката Кузьменко Т.И., действующей по ордеру, просившей об оставлении решения суда без изменения, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно положениям ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Согласно п. п. 1, 2 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Недостатком товара является его несоответствие обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию.

Право потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору, в том числе, потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула), отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы установлено п. 1 ст. 18 Закона.

Пунктом 1 ст. 21 Закона РФ "О защите прав потребителей" в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

Согласно п. 3 ст. 23.1 Закона РФ "О защите прав потребителей" в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.

Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28.07.2016 между ФИО2 и ИП ФИО1 был заключен договор № купли-продажи товара (межкомнатных дверей с капителями и доборами), изготовленного по спецзаказу, на сумму 82 669 рублей.

Пунктом 2.1.1 указанного договора установлено, что продавец обязан передать покупателю товар, изготовленный по спецзаказу надлежащего качества и в надлежащей упаковке в течение 60 (шестидесяти) рабочих дней с момента подписания договора и поступления предоплаты.

Согласно п. 3.1 договора покупатель производит оплату стоимости товара путем внесения предоплаты в размере 30 000 рублей от общей суммы договора.

В соответствии с п. 3.2 договора доплата в размере 52 669 рублей производится в течение трех рабочих дней с момента поступления товара на склад продавца. Отгрузка товара производится только при 100% оплате.

Из договора № от 20.08.2016, спецзаказа от 20.08.2016, заказа на оказание услуг от 20.08.2016, акта к заказу на оказание услуг от 20.08.2016 следует, что общая сумма товара с учетом его замера и доставки до подъезда составляет 86 925 рублей.

28.07.2016 и 25.10.2016 истцом ФИО2 ответчику ИП ФИО1 была оплачена денежная сумма в размере 30 000 рублей и 56 925 рублей соответственно, что сторонами не оспаривалось.

Кроме того, 25.10.2016 ФИО2 был оформлен и оплачен ИП ФИО1 заказ на оказание услуг по установке дверного блока в проем, навесов, доборных элементов, наличников, капители, магнитного замка и замка с пластиковым язычком на сумму 12 500 рублей, что подтверждается квитанцией к ПКО от 25.10.2016.

Как следует из объяснений истца и письменных материалов дела, 29.10.2016 ФИО2 был доставлен товар в упаковках, который был принят ею без осмотра. В день запланированного монтажа дверей 01.11.2016 при вскрытии упаковок с товаром был обнаружен брак, в связи с чем была составлена накладная на возврат стоек. Поставленный 16.11.2016 товар - наличники и капители - также оказались некачественными, что ответчиком не оспаривалось.

26.11.2016 были доставлены заказанные вторично капители и доборы к дверям, у которых вновь был обнаружен брак.

26.11.2016 между ФИО2 и ответчиком был заключен договор купли-продажи, предметом которого являлась поставка 3 комплектов капителей взамен предоставленных 16.11.2016 некачественных наличников.

В этот же день на основании заявки на поставку № от 26.11.2016 ФИО2 оплатила ИП ФИО1 8 200 рублей, что подтверждается квитанцией к ПКО от 26.11.2016.

Доставленные в январе 2017 года капители вновь оказались некачественными, в связи с чем истец 16.01.2017 предъявила ответчику претензию о расторжении договора поставки и возврате уплаченных денежных средств, выплате неустойки и компенсации морального вреда.

26.01.2017 стороны заключили соглашение о расторжении договора № от 28.07.2016 купли-продажи товара, изготовленного по спецзаказу. 30.01.2017 продавцом покупателю возвращена стоимость товаров на сумму 94 925 руб., стоимость доставки в сумме 350 руб. и монтажа 12 500 руб., всего – 107 842 руб.

Разрешая спор, суд первой инстанции, правомерно применив вышеуказанные нормы права, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком нарушены права истца как потребителя на своевременное получение предварительно оплаченного товара надлежащего качества, в связи с чем взыскал с ответчика в пользу истца неустойку за нарушение сроков поставки товара в размере, указанном в решении суда.

Неустойка исчислена за период с 30.11.2016 по день возврата истцу предварительно уплаченной ею суммы за товар - 29.01.2017 в размере 28 952,12 руб. из расчета 94925,00 *0,5%*61.

Доводы жалобы не содержат доводов относительно периода, за который подлежит взысканию неустойка, а также исчисленного размера неустойки.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что неустойка не подлежит начислению ввиду того, что ответчиком соблюдены установленные договором купли-продажи сроки замены некачественного товара – в течение 60 дней, истец воспользовалась правом потребителя на расторжение договорных обязательств в виду поставки некачественного товара, подлежат отклонению как несостоятельные.

Из материалов дела усматривается, что после полной оплаты согласно условиям договора 25.20.2016 истцом товара по договору купли-продажи поставленный 29.10.2017 товар имел недостатки, которые в силу вышеуказанных норм права должны были быть устранены ответчиком в месячный срок, т.е. до 29.11.2016, однако до указанного срока товар надлежащего качества истцу поставлен не был: неоднократно - 01.11.2016, 16.11.2016, 26.11.2016, 16.01.2017 поставленный товар имел брак, что ответчиком не оспаривается.

Положения п. 3 ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливают меру гражданско-правовой ответственности (неустойку) за неисполнение продавцом обязанности по передаче покупателю предварительно оплаченного товара.

Таким образом, довод апелляционной жалобы о невозможности применения к возникшим по данному спору правоотношениям положений пункта 3 статьи 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» является необоснованным.

Поставка товара, имеющего брак (трещины, непрокрас, гнутость и т.п.), является недостатком переданного ФИО2 товара, препятствующим использованию товара по прямому назначению, что влечет право истца требовать устранения данного недостатка в соответствии с положениями Закона о защите прав потребителей, а в случае неустранения данного недостатка и невыполнения требований потребителя в порядке и сроки, предусмотренные законом, - корреспондирующую указанному праву обязанность ответчика нести установленную статьями 20, 23.1 Закона о защите прав потребителей ответственность.

Нарушение прав потребителя в силу статьи 15 Закона РФ "О защите прав потребителя" влечет обязанность ответчика компенсировать истцу моральный вред.

Поскольку установлено, что ИП ФИО1 были нарушены права потребителя ФИО2, решение суда в части компенсации морального вреда является законным и обоснованным. При определении размера компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, суд первой инстанции учел принцип разумности и справедливости, характер и длительность нарушения, допущенного ответчиком, конкретные обстоятельства дела, в связи с чем обоснованно определил размер компенсации в сумме 2000 руб.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, ошибочном применении и толковании норм материального права, фактически выражают субъективную точку зрения заявителя жалобы о том, как должно быть рассмотрено настоящее дело и оценены собранные по нему доказательства в их совокупности, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда в обжалуемой ответчиком части.

Также суд правомерно взыскал штраф с ответчика, руководствуясь положениями п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которым при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Вместе с тем, исходя из приведенной нормы права, сумма штрафа исчисляется от всей подлежащей выплате истцу денежной суммы.

Таким образом, размер, присужденной судом денежной компенсации морального вреда учитывается при определении штрафа, подлежащего взысканию с ответчика в пользу потребителя в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Между тем, определяя сумму штрафа, суд не учел размер присужденной в пользу истца компенсации морального вреда 2 000 руб.

С учетом суммы компенсации морального вреда размер штрафа составил 15 476,06 руб. (2000 руб. + 28 952,12 руб.\50%), в связи с чем, в указанной части решение суда подлежит изменению.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Заводского районного суда г. Кемерово от 17 августа 2017 года изменить в части взыскания штрафа.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в пользу ФИО2 штраф в размере 15 476,06 руб.

В остальной обжалуемой части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ИП ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи