ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1180/2015 от 18.02.2015 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Шохонова Н.В.

Судья-докладчик Миронова И.П. по делу № 33-1180/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 февраля 2015 года город Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего - судьи Поповой А.А.,

судей: Мироновой И.П., Чертковой С.А.

при секретаре Кайгородцевой Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску прокурора Аларского района в интересах ФИО1 об обязании управления министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области в Аларском районе, министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать ФИО1 (представителю) предусмотренные программой реабилитации (заключением) технические средства реабилитации: (данные изъяты) - в срок до Дата изъята ,

по апелляционной жалобе министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Аларского районного суда Иркутской области от 10 декабря 2014 года,

установила:

прокурор Аларского района (далее – прокурор) обратился в суд в интересах ФИО1 (далее – ФИО1) об обязании управления министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области в Аларском районе (далее – управление), министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее –министерство) выдать ФИО1 (представителю) предусмотренные программой реабилитации (заключением) технические средства реабилитации: (данные изъяты) - в срок до Дата изъята .

В обоснование требований сообщил, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, прокуратурой Аларского района установлены нарушения в деятельности управления.

В силу Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10); перечень технических средств реабилитации и показания для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации (части 8 и 15 статьи 11.1).

Гарантия обеспечения инвалида техническим средством реабилитации реализуется путем предоставления технического средства реабилитации уполномоченным органом.

На основании соглашения министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительства Иркутской области от 24 декабря 2009 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2100-р (далее - соглашение), полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов перешли в ведение министерства.

С целью реализации указанного соглашения постановлением Правительства Иркутской области от 22 марта 2010 года № 44-пп утверждено Положение о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - положение).

Согласно Правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и иных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими средствами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 (далее - правила) обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В силу пункта 4 положения организацию работы с инвалидами (ветеранами) по месту жительства осуществляют управления министерства социального развития в Иркутской области.

ФИО1 является получателем технических средств реабилитации.

Дата изъята федеральным казенным учреждением *** разработана индивидуальная программа реабилитации (далее - ИПР). Согласно ИПР ФИО1 необходимы следующие технические средства реабилитации: (данные изъяты).

Дата изъята представитель ФИО1 – ФИО2 (далее – ФИО2) обратилась в управление с просьбой предоставить технические средства реабилитации. До настоящего времени средства технической реабилитации ФИО1 не предоставлены, что нарушает его право на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Дата изъята ФИО2 обратилась с заявлением в прокуратуру Аларского района за защитой нарушенных социальных прав, в связи с чем, Дата изъята прокурором Аларского района в суд подано исковое заявление.

Определением Аларского районного суда от Дата изъята в связи с отказом прокурора от части исковых требований прекращено производство в отношении требований об обязании управления и министерства выдать ФИО1 (представителю) такое техническое средство реабилитации, предусмотренное программой реабилитации (заключением), как (данные изъяты).

С учетом уточнений исковых требований, прокурор Аларского района просил обязать управление и министерство выдать ФИО1 (представителю) предусмотренные программой реабилитации (заключением) технические средства реабилитации: (данные изъяты) - в срок до Дата изъята .

Решением Аларского районного суда Иркутской области от 10 декабря 2014 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебное постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Заявитель сообщает, что в соответствии с пунктом 5 соглашения, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2100-р, исполнение переданных Правительству Иркутской области федеральных полномочий, указанных в статье 2 соглашения, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Иркутской области в форме субвенций, в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В настоящее время денежные средства, выделенные из федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в текущем году, освоены в полном объеме.

Кроме того, заключение контрактов на поставку технических средств реабилитации осуществляется в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и занимает значительное количество времени.

В связи с чем, исполнить решение суда в срок до Дата изъята не представляется возможным.

Кроме того, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проинформировало Фонд социального страхования Российской Федерации о необходимости, начиная с Дата изъята , организовать работу по обеспечению инвалидов, проживающих в Иркутской области, техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, через территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации.

В дополнении к апелляционной жалобе министерство сообщило, что обжалуемое решение суда не законно также в связи с тем, что с 1 января 2015 года Правительство Иркутской области отказалось от реализации соглашения министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительства Иркутской области от 24 декабря 2009 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2100-р. В связи с чем, министерство и Государственное учреждение –Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – отделение ФСС) заключили соглашение Номер изъят от Дата изъята , в рамках которого министерство и его территориальные управления осуществили передачу информации отделению ФСС, необходимой для осуществления отделением ФСС организации оказания социальных услуг по предоставлению мер социальной защиты льготной категории граждан.

В связи с передачей полномочий с 1 января 2015 года у министерства отсутствует финансирование на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Нормативно-правовые акты, на основании которых министерство осуществляло полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, признаны утратившими силу на основании постановления Правительства Иркутской области «О признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Иркутской области» № 709-пп от 29 декабря 2014 года.

Таким образом, министерство, а также управление по Аларскому району не имеют возможности исполнить оспариваемое решение суда в части обязания управления и министерства обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета.

С учетом изложенного, министерство полагает, что в качестве соответчика по настоящему гражданскому делу должно быть привлечено Государственное учреждение – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ФИО2 просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, поскольку считает его законным и правильным.

Прокурор Аларского района письменных возражениях на апелляционную жалобу сообщил, что доводы, на которых основана жалоба, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права при вынесении обжалуемого решения и сводятся к невозможности исполнения решения, что не является основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке. Вопросы исполнения решений суда подлежат рассмотрению в порядке исполнительного производства.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав представителя министерства ФИО3, поддержавшую апелляционную жалобу, прокурора Скоробогатову Н.А., возразившую по доводам апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда (далее – судебная коллегия) не находит оснований для отмены судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является инвалидом и получателем технических средств реабилитации с момента выдачи индивидуальной программы реабилитации инвалидов.

Индивидуальной программой реабилитации, разработанной ФИО4 и выданной ФИО1 Дата изъята , предусмотрена необходимость предоставления ему следующих технических средств реабилитации: (данные изъяты).

Дата изъята представитель ФИО1 – ФИО2 обратилась в управление с заявлением об обеспечении ФИО1 вышеперечисленными техническими средствами реабилитации. Однако, до настоящего времени ФИО1 необходимыми техническими средствами реабилитации не обеспечен.

Суд, удовлетворяя исковые требования прокурора Аларского района, заявленные в интересах ФИО1, исходил из того, что ФИО1, являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации, данное право предоставлено ему законом, несоблюдение уполномоченным органом требований законодательства в области социальной защиты инвалидов по предоставлению таких средств и услуг нарушает его права и свободы.

В соответствии со статьями 10, 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов с 1 января 2010 года на основании соглашения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и <адрес изъят> перешли в ведение министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес изъят>.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалидов является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм собственности.

Согласно части 14 статьи 11.1 названного Федерального закона технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

В соответствии с пунктами 2 - 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 240 от 7 апреля 2008 года, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего

технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления.

В силу пункта 3 Положения о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области № 44-пп от 22 марта 2010 года, уполномоченным органом по исполнению полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов на территории Иркутской области является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Организацию работы с инвалидами (ветеранами) по месту жительства осуществляют управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (пункт 4 указанного Положения).

При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО1 как инвалид, имеет право на получение технических средств реабилитации, входящих в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, предоставление которых производится за счет средств федерального бюджета и обязал ответчиков выдать ФИО1, предусмотренные программой реабилитации технические средства реабилитации.

Принимая во внимание, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации и не оспаривается его право на получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, ему не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по мотиву того, что денежные средства, выделенные из федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в текущем году, освоены в полном объеме, а заключение контрактов на поставку технических средств реабилитации занимает значительное количество времени.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании представленных по делу доказательств верно, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда, направленны на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание правильно постановленного судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Аларского районного суда Иркутской области от 10 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - без удовлетворения.

Председательствующий: А.А. Попова

Судьи: И.П. Миронова

С.А. Черткова