Дело № 33- 1180/2017г.
Судья: Чернова О.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Босси Н.А.,
судей: Дрокиной С.Г., Малининой О.Н.,
при секретаре: Ермаковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 апреля 2017 года гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 к ООО «Наш дом» о признании незаконными действий по установлению общедомового прибора учета тепловой энергии, возложении обязанности демонтировать общедомовой прибор учета тепловой энергии и взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе ООО «Наш дом» на решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 22 декабря 2016 года,
заслушав доклад судьи Босси Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Собственниками жилых помещений - квартир в доме *** по ул. *** являются: ФИО24 - кв.***, ФИО25 - кв.***, ФИО22 - кв.***, ФИО21 - кв.***, ФИО2 - кв.***, ФИО26 - кв.***, ФИО1 - кв.***, ФИО27 - кв.***, ФИО19 - кв.***, ФИО28, ФИО18 и ФИО29 - кв.***, ФИО17 и ФИО30 - кв.***, ФИО3 - кв.*** и кв.***, ФИО4 - кв.***, ФИО31 - кв. ***, ФИО16 - кв. ***, ФИО15 - кв. ***, ФИО32 - кв. ***, ФИО14 - кв. ***, ФИО5, ФИО33, ФИО34 и ФИО35 - кв. ***, ФИО13 - кв. ***, ФИО12 и ФИО36 - кв. ***, ФИО11 - кв.***, ФИО37 и ФИО10 - кв.***, ФИО38 и ФИО39 - кв.***, ФИО9 - кв.***, ФИО8 -кв.*** ФИО40 - кв.***, ФИО7 - кв.***, ФИО6 - кв.***, ФИО41 - кв.***.
Функции управляющей компании в отношении данного многоквартирного жилого дома выполняет ООО «Наш дом». В ***. в указанном доме был установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, с собственников квартир стала удерживаться плата за стоимость данного прибора учета и работ по его установке.
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с иском о признании незаконными действий ООО «Наш дом» по установлению общедомового прибора учета тепловой энергии, возложении на ответчика обязанности демонтировать общедомовой прибор учета тепловой энергии и взыскании денежных средств.
Третьи лица ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО42, ФИО21, ФИО22, ФИО25 и ФИО24 заявили самостоятельные требования относительно предмета спора - о признании незаконными действий ООО «Наш дом» по установлению общедомового прибора учета тепловой энергии, возложении на ответчика обязанности по его демонтажу и взыскании денежных средств.
В обоснование заявленных требований указали, что *** года управляющая компания ООО «Наш Дом» по своей инициативе провела собрание собственников квартир по вопросу установки теплосчетчика в д. *** по ул. ***. Данное собрание было проведено с нарушением действующего законодательства. Сообщений о проведении общего собрания собственники помещений данного дома не получали. Соответственно, сведения о проведении общего собрания, повестка дня общего собрания, форма проведения голосования, дата и место проведения собрания не были доведены до сведения собственников квартир, бюллетени для голосования им также не вручались. О собрании собственники узнали только из письменного объявления за несколько дней до собрания размещенного представителями управляющей компании у подъездов, поэтому на данном собрании присутствовало только около ***% от общего количества всех собственников помещений многоквартирного дома. На собрании представители УК ООО «Наш Дом» сообщили о том, что согласно Федеральному Закону № 261 от 23.11.2009г. все многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии. При этом их не поставили в известность о том, что обязанность по установке теплосчетчика не распространяется на дома, максимальный объем потребления тепловой энергии, которых составляет менее чем *** Гкал/час, при этом, в данном ***-х квартирном доме тепловая нагрузка для нужд его отопления составляет *** Гкал/час. Присутствовавшие на собрании собственники квартир дали предварительное устное согласие на установку теплосчетчика. Через некоторое время после собрания ФИО1 и ФИО2 подписали пустой бланк протокола, который к ним домой принесла мастер УК ООО «Наш дом». Больше собраний не проводилось, документы на теплосчетчик не предоставлялись. Однако, с *** года с каждой квартиры жилого дома начала удерживаться сумма в размере *** руб. за установку ОПУ (общедомовой прибор учета). По счетчику за отопление жильцы начали платить с ***. А в *** и *** суммы за отопление стали превышать соответствующую сумму за ***. более чем на ***%. Таким образом, ответчик начал высчитывать с собственников дома на основании показаний, установленного с нарушением законодательства теплосчетчика, завышенные суммы за отопление, значительно превышающие суммы по нормативам, и даже после отключения отопления ***. жильцам пришлось заплатить за полный месяц апрель по якобы показаниям теплосчетчика. ***. в адрес УК ООО «Наш Дом» была направлена претензия о незаконной установке теплосчетчика. Данная претензия удовлетворена не была со ссылкой на решение общего собрания жильцов об установке ОПУ. В *** года собственники дома обратились с коллективным заявлением на противозаконные действия ответчика в прокуратуру г. Мичуринска, которое было направлено в Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области. В ответе на их заявление говорилось, что согласно ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009г. и техническим условиям №*** от *** по проектировке приборов учета тепловой энергии названного МКД тепловая нагрузка для нужд отопления указанного дома составляет *** Гкал/ч.
Поскольку УК ООО «Наш дом» незаконным образом установила ОПУ системы теплоснабжения в многоквартирном доме и взыскивала с собственников квартир стоимость самого прибора и работ по его установке истцы обратились в суд с вышеуказанными требованиями. Так как разрешить данный вопрос они хотели мирно, для чего обращались с заявлениями в различные инстанции, считают, что срок обжалования протокола общего собрания ими пропущен по уважительной причине и просили его восстановить.
Третьи лица ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО42, ФИО21, ФИО22, ФИО25 и ФИО24 заявили самостоятельные требования относительно предмета спора, аналогичные требованиям истцов, в дополнение указав, что до момента установки ОПУ сотрудниками управляющей компании не было проведено проверки состояния системы отопления на предмет ее целостности. Однако трубы находятся в плохом техническом состоянии, постоянно текут.
Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 22 декабря 2016 года действия ООО «Наш дом» по установке общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме №*** по ул. *** признаны незаконными, на ООО «Наш дом» возложена обязанность демонтировать данный прибор учета тепловой энергии.
С ООО «Наш дом» в пользу ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО22, ФИО23, ФИО24 взыскано по *** руб. *** коп. каждому.
С ООО «Наш дом» взыскано в пользу ФИО3 *** руб. *** коп., ФИО5 - *** руб. *** коп., ФИО16 – *** руб. *** коп., ФИО21 – *** руб.
В апелляционной жалобе ООО «Наш дом» просит названное решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Считает решение суда незаконным, не обоснованным, постановленным без учета норм материального права, действующих в области энергосбережения.
Ссылаясь на положения статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, автор жалобы указывает, что собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до ***, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до ***. В случае невыполнения данных требований закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы соразмерно своим долям в праве общей собственности на имущество в доме за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В то же время, из статей 161, 162 Жилищного кодекса РФ, пункта 16 Правил N 491 следует, что для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также, предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Указывает, что статус коллективного (общедомового) прибора учета определяется целью его использования - для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. Доказательств того, что установка названного прибора является реконструкцией, суду представлено не было.
В случае отсутствия решения собственников жилья в МКД ресурсоснабжающая организация самостоятельно или с привлечением специализированной организации обязана установить ОПУ за свой счет, а управляющая компания вправе принять решение о взыскании денежных средств на приобретение и его установку с конечных потребителей - собственников жилья.
Вывод суда о том, что в спорном доме установка ОПУ тепловой энергии не является обязательной, противоречит нормам материального права, в том числе, ФЗ "О теплоснабжении", Приказу Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2009 г. N 610 "Об утверждении Правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок". Тепловая энергия, подаваемая на МКД, представляет собой всю сумму теплоносителя, предназначенного для отопления и горячего водоснабжения многоквартирного дома. Ссылаясь на названный Приказ Министерства регионального развития N 610, автор жалобы указывает, что общая тепловая нагрузка на спорный дом составляет *** Гкал/час, а следовательно, этот дом подлежит оснащению общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Также, считает, что судом ошибочно не принят во внимание довод ответчика о пропуске истцами срока для обращения в суд за защитой своих нарушенных прав. Указывает, что собственники обратились в суд *** г., по истечении ***-ми месяцев с момента, когда истцы узнали о принятом ресурсоснабжающей организацией решении по установке ОПУ, а управляющей компанией - о возложении на них бремени расходов на его приобретение и установку. Суд же исчисляет срок для обращения истцов за защитой нарушенных прав с момента, когда им был дан ответ Управлением государственного Жилищного надзора по Тамбовской области.
В ответ на апелляционную жалобу истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 и другие подали возражения, в которых просят решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 22 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Наш дом» - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное применение норм материального права.
Такие нарушения, по мнению судебной коллегии были допущены судом первой инстанции при разрешении заявленных требований.
Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч.1).
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч.2).
В соответствии с ч.12 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, подлежащем оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, в установленный срок (до *** года) не установили в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ приборы учета используемых энергетических ресурсов и не обратились об установке соответствующего прибора в организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу в порядке, предусмотренном ч.9 ст.13 Закона об энергосбережении, то с 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Таким образом, Законом N 261-ФЗ от 23.11.2009 г. установлены начало и конец сроков для каждой из обязанных сторон совершения действий по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета.
Поскольку в установленный срок собственники помещений спорного многоквартирного дома не исполнили указанную обязанность, то УК ООО «Наш дом» в силу вышеприведенных положений закона, обязано было установить общедомовые приборы учета с последующим возмещением за счет собственников понесенных расходов по их приобретению и установке.
Таким образом, по истечении установленного законом срока для оснащения дома коллективным прибором учета тепловой энергии, для установки таких приборов, проведение общего собрания для принятия соответствующего решения со стороны собственников не требуется.
Поскольку общедомовой прибор учета тепловой энергии был установлен в *** году, т.е. после *** года, то обстоятельства, связанные с проведением общего собрания, не имеют правового значения для разрешения заявленных требований, в связи с чем выводы суда о неправомерности действий УК по установке общедомового прибора учета тепловой энергии являются необоснованными.
Считать, что действие Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 г. в части учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на спорный жилой дом не имеется. Представленными по делу доказательствами не подтверждается, что дом относится к категории ветхих, аварийных, подлежащих сносу или капитальному ремонту, а также к объектам, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии), а также что требуется реконструкция или капитальный ремонт существующих внутридомовых инженерных систем и отсутствовала техническая возможность установки общедомового прибора учета.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2011г. N18 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов" к показателям, характеризующим выполнение требований энергетической эффективности, относятся показатели, характеризующие годовые удельные величины расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, в том числе: нормируемые показатели суммарных удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, включая расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию (отдельной строкой), а также максимально допустимые величины отклонений от нормируемых показателей.
Согласно п.3 Правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 610, максимальная тепловая нагрузка по видам теплового потребления определяется как:
максимальный часовой расход тепловой энергии в системе отопления и вентиляции при расчетной для проектирования систем отопления и вентиляции температуре наружного воздуха в отношении максимальной тепловой нагрузки отопления и вентиляции;
средний часовой расход тепловой энергии за сутки максимального водопотребления на цели приготовления горячей воды в отношении максимальной тепловой нагрузки горячего водоснабжения;
максимальный часовой расход тепловой энергии в системе кондиционирования при температуре и влажности наружного воздуха принимаемых для проектирования систем кондиционирования (применяется при оборудовании объекта теплопотребления совмещенной системой воздушного отопления и кондиционирования воздуха, функционирующей в отопительном периоде) в отношении максимальной тепловой нагрузки системы кондиционирования приточного воздуха;
максимальный часовой расход тепловой энергии, используемой для осуществления технологических процессов в отношении максимальной тепловой нагрузки системы теплопотребления для целей технологии.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции при определении максимального объема потребляемой тепловой энергии необходимо учитывать весь объем, затрачиваемый как на отопление, так и на горячее водоснабжение.
Данное обстоятельство подтверждается представленной в материалы дела ответчиком копией договора теплоснабжения №*** от *** года, заключенного теплоснабжающей организацией ОАО Мичуринский завод «Прогресс», МУП «Теплосервис» и потребителем в лице ООО «Наш дом», в соответствии с которым поставляется тепловая энергия в достаточном количестве и необходимого качества, в виде горячей воды системы отопления и горячего водоснабжения. Для учета поставляемой тепловой энергии установлен единый общедомовой счетчик.
Исходя из представленных технических условий на проектирование приборов учета тепловой энергии, утв.гендиректором ОАО «МЗП» (том1, л.д.***) максимальный объем тепловой энергии спорного МКД составляет *** Гкал/час, в том числе тепловая нагрузка для нужд отопления *** Гкал/час и тепловая нагрузка для нужд горячего водоснабжения *** Гкал/час.
Возражения истцов представленные в суд апелляционной инстанции о расчете потребляемой тепловой энергии, не могут быть приняты во внимание, поскольку приведенный расчет основан на нормативном потреблении тепловой энергии, в то время как положения вышеприведенного закона указывают на необходимость учета максимального объема тепловой энергии.
При изложенных обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 22 декабря 2016 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований ФИО43, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19,, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 к ООО «Наш дом» о признании незаконными действий по установлению общедомового прибора учета тепловой энергии, возложении обязанности демонтировать общедомовой прибор учета тепловой энергии и взыскании денежных средств отказать.
Председательствующий:
Судьи: