КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Злобина М.В. Дело № 33-11822/2023
УИД 24RS0048-01-2022-010609-47
2.049г
27 сентября 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.
судей Беляковой Н.В., Александрова А.О.
при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, Прокуратуре Красноярского края о признании решений незаконными, возложении обязанности
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 16 июня 2023 года, которым постановлено:
«в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю, Прокуратуре Красноярского края о признании решений незаконными, возложении обязанности - отказать.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с требованиями к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (после смены наименования Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю), Прокуратуре Красноярского края о признании незаконными решений от 08.09.2021, от 30.11.2021 и от 15.03.2022, признании незаконным включение в стаж за выслугу лет периода обучения с 1976 по 1981, возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю назначить пенсию по старости с 26.08.2021, взыскании судебных расходов по оплате госпошлины и почтовых расходов, связанных с направлением копий искового заявления.
Требования мотивировала тем, что она с 1984 по 2020 год являлась сотрудником прокуратуры Советского района г. Красноярска, на момент увольнения 24.11.2020 приобрела право на назначение пенсии за выслугу лет, которая 27.12.2021 назначена с 25.11.2020. До поступления на службу в прокуратуру она работала с 23.10.1975 по 27.08.1976 и с 05.08.1981 по 06.08.1984, в период с сентября 1976 года по июнь 1981 года проходила обучение в университете. Истец полагает, что с учетом периодов работы до поступления на службу в прокуратуру и периода обучения она приобрела право на назначение страховой пенсии по старости, условием назначения которой является общий стаж не менее 6 лет. 26.08.2021 она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, предоставив документы о трудовом стаже, периоде обучения в университете, однако решением от 08.09.2021 в назначении пенсии ей было отказано со ссылкой на отсутствие сведений о стаже, что не соответствовало действительности. 24.10.2021 она повторно обратилась с заявлением о назначении пенсии по старости за период работы с 1975 по 1976, с 1981 по 1984 годы и период обучения с 1976 по 1981 годы. После обращения 24.11.2021 за назначением пенсии по выслуге лет в прокуратуру Красноярского края ей стало известно о назначении ей 30.11.2021 пенсии по старости с учетом периода службы в прокуратуре Красноярского края. 14.12.2021 она написала заявление об отказе в получении пенсии, так как пенсия была назначена без ее согласия с учетом периода службы в прокуратуре с 1984 по 2001 годы. Истец считает, что решение от 30.11.2021 является незаконным, поскольку вынесено не в соответствии с ее заявлением. Решением от 27.12.2021, о котором истец узнала только в 2022 году, ей была назначена пенсия за выслугу лет. С расчетом выслуги лет в нарушение требований законодательства, она ознакомлена не была. После письменного обращения 11.02.2022 ей было предоставлено заключение, в соответствии с которым вопреки ее заявлению в выслугу лет включен период обучения в университете. Истец считает, что включение в выслугу лет для назначения пенсии периода обучения в университете не основано на законе, поскольку противоречит ее заявлению. 24.11.2021 она обратилась в прокуратуру Красноярского края с заявлением о назначении пенсии, указав период для исчисления выслуги с 1984 по 2020 годы, так как период обучения в университете был указан ею для включения в стаж в заявлениях о назначении пенсии по старости 26.08.2021, 24.10.2021, в связи с чем, он не подлежал включению в выслугу лет. Истец указывает, что период службы в прокуратуре у нее составляет более 36 лет, при необходимых 32 для назначения максимального размера пенсии, соответственно, у нее отсутствовала необходимость включения в выслугу лет периода обучения. 10.02.2022 она вновь обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости, указав период работы с 1975 по 1976, с 1981 по 1984 годы и период обучения с 1976 по 1981 годы, однако решением от 15.03.2022 в назначении пенсии отказано со ссылкой на отсутствие необходимого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента, при этом в страховой стаж не зачтен период обучения с 01.09.1976 по 25.06.1981 с указанием на включение указанного периода при назначении пенсии за выслугу лет. Истец считает, что включение периода обучения в стаж для назначения пенсии за выслугу лет и не включение данного периода в стаж для назначения пенсии по старости является незаконным, чем нарушены ее права.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, на допущенные существенные нарушения норм гражданско-процессуального законодательства.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле – истицы ФИО1, извещенной о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, проверив материалы дела, заслушав представителей ответчиков - прокуратуры Красноярского края - ФИО2, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю – ФИО3, выразивших согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы ФИО1, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возраст (часть 1 статьи 8 названного Закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного Закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
До 01.01.2022 действовал Приказ Минтруда России от 17.11.2014 N 884н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно пунктам 24, 25 Правил N 884н пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", в статье 10 Федерального закона "О накопительной пенсии" и статье 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", но не ранее чем со дня приобретения права на пенсию.
В соответствии с п. 18,19 Правил граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, указанных в пунктах 26 - 28 настоящих Правил. При направлении заявления о назначении пенсии и всех необходимых для ее назначения документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, по почте днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Приказом Минтруда России от 05 августа 2021 г. N 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которые стали действовать с 01.01.2022 года.
Согласно пункту 20 Правил N 546н пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", в статье 10 Федерального закона "О накопительной пенсии" и статье 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", но не ранее чем со дня приобретения права на пенсию.
В соответствии с п. 12,13 Правил граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Согласно п. 21 Правил днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, указанных в пунктах 22 - 24 настоящих Правил. Из п. 22 Правил следует, что при направлении заявления о назначении пенсии и всех необходимых для ее назначения документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, по почте днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливает, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Законом о страховых пенсиях, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Законом о страховых пенсиях.
В силу части 4 статьи 7 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, лица, на которых распространяется действие данного закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных этим законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Законом о страховых пенсиях.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).
Согласно пункту 45 Правил в случае, если для исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости, необходимы сведения о получении пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и о периодах службы, предшествовавших назначению пенсии по инвалидности, периодах службы, работы и (или) иной деятельности, учтённых при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным законом, такие сведения подтверждаются справкой органа, осуществляющего пенсионное обеспечение в соответствии с этим законом, по форме согласно приложению № 6 к Правилам.
В силу п. 2 ст. 44 Закона о прокуратуре установлено, что пенсионное обеспечение прокуроров осуществляется в соответствии с условиями, нормами и порядком, установленными законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
В соответствии с п. «а» ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон о пенсионном обеспечении) пенсия за выслугу лет назначается лицам, имеющим на день увольнения со службы выслугу в органах прокуратуры 20 лет и более.
Статья 18 названного федерального закона предусматривает, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам, на которых распространяется действие этого закона, может засчитываться также время их учёбы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчёта один год учёбы за шесть месяцев службы (часть 1); порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации (часть 3).
Положениями ст. 43 Закона о пенсионном обеспечении предусмотрено, что пенсия исчисляется из денежного довольствия, при этом учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Правительство Российской Федерации постановлением от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям» утвердило Положение об исчислении выслуги лет, назначении и, выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям (далее - Положение).
Согласно абзацу первому пункта 1.2 Положения в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу) засчитывается также время обучения для получения юридического образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, среднего профессионального образования и высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, имеющим государственную аккредитацию, или по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), при условии завершения освоения этих образовательных программ, прохождения государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) и получения документа об образовании и квалификации, подтверждающего соответствующий уровень и квалификацию (или иного высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, имеющим государственную аккредитацию, или по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре адъюнктуре), соответствующего замещаемой должности, если это предусмотрено федеральным законом), в общей сложности в пределах 5 лет из расчёта 2 месяца учёбы за 1 месяц службы.
Пунктом 2.4. Положения установлено, что пенсия исчисляется из денежного содержания, включающего в себя должностной оклад по последней занимаемой штатной должности (без повышения за работу в отдаленных местностях, в других особых условиях), доплаты за классный чин и выслугу лет с учетом их повышения или индексации на день назначения пенсии либо перерасчета пенсии.
Порядок исчисления выслуги лет для выплаты прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры указанной доплаты определен Положением о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, утвержденным приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21.05.2012 № 213, согласно п.п. 13 п. 2 которого в выслугу лет для выплаты доплаты включаются периоды обучения в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, в общей сложности в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы, если совпадающий с обучением период службы (работы) не включается в выслугу лет по другим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21 ноября 2022 г. № 3036-0 указал, что в целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору лиц, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, федеральный законодатель установил для них исключение из общего правила, в силу которого лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору, и предусмотрел правовой механизм, гарантирующий им, помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению, возможность получать страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Законом о страховых пенсиях. При этом был закреплён особый порядок исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения указанными лицами права на страховую пенсию по старости (часть 4 статьи 13 Закона о страховых пенсиях). Аналогичный порядок исчисления страхового (общего трудового) стажа предусматривался и при установлении названной категории лиц страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 12 и пункт 8 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Такое правовое регулирование имеет целью исключение одновременного зачёта хронологически совпадающих периодов в выслугу лет и в страховой (общий трудовой) стаж, в равной мере распространяется на всех граждан, получающих пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и позволяет учесть особенности формирования их пенсионных прав, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права данной категории граждан.
Как следует из материалов дела, истец имеет трудовой стаж с 23.10.1975 по 27.08.1976, с 05.08.1981 по 06.08.1984, период обучения с 01.09.1976 по 25.06.1981, а также период службы в органах прокуратуры с 20.08.1984 по 24.11.2020.
Приказом прокурора Красноярского края от 23.11.2020 № 583-к «Об увольнении из органов прокуратуры Красноярского края» ФИО1 освобождена от занимаемой должности старшего помощника прокурора Советского района г. Красноярска и уволена с 24.11.2020 на основании п. «з» ч. 1 ст. 43 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с отсутствием на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью.
26.08.2021 ФИО1 обратилась в УПФР в Советском районе г.Красноярска с заявлением о назначении страховой пенсии, в котором просила назначить пенсию с учетом стажа с 23.10.1975 по 25.06.1981. При этом заявитель дала согласие на принятие решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета (раздел 3 пункт "п" заявления).
08.09.2021 УПФР в Советском районе г. Красноярска принято решение №210000579956/626554/21 об отказе в установлении страховой пенсии по ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Отказ связан с отсутствием сведений о страховом стаже на индивидуальном лицевом счете.
Не согласившись с принятым решением об отказе в установлении пенсии от 08.09.2021, ФИО1 обратилась с заявлением в ОПФР по Красноярскому краю, в котором выразила свое не согласие с принятым решением, указав, что она представила в клиентскую службу Советского района г. Красноярска свой паспорт, диплом и трудовую книжку. 20.10.2021 истцу был направлен ответ на электронный адрес, в ответе на обращение сообщалось, что Пенсионным фондом было оказано содействие об истребовании справок о стаже и заработной плате, после поступления необходимых сведений лицевой счет был скорректирован. При корректировке индивидуального лицевого счета была учтена трудовая книжка. Истцу было рекомендовано повторно подать заявление о назначении пенсии, а также представить справку о получении (неполучении) пенсии по линии прокуратуры.
24.10.2021 ФИО1 обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении страховой пенсии, в котором просила повторно рассмотреть заявление от 26.08.2021 с учетом одновременно поданных документов о работе и учебе с 1975 года по 1984 год.
30.11.2021 пенсионным органом принято решение № 781636/21 о назначении страховой пенсии с 24.10.2021 бессрочно.
В прокуратуру Красноярского края 02.12.2021 поступило заявление ФИО1 от 24.11.2021 о назначении пенсии за выслугу лет.
В пенсионную службу прокуратуры края поступила информация о том, что Пенсионным фондом РФ истцу 30.11.2021 назначена пенсия по старости. По результатам рассмотрения заявления истцу 10.12.2021 дан ответ об истребовании недостающих для назначения пенсии документов из Отделения Пенсионного фонда для решения вопроса о назначении пенсии.
14.12.2021 истец написала заявление об отказе в получении пенсии по линии ОПФР, указав, что пенсия ей назначена без ее согласия с учетом стажа работы с 1984 по 2001 год.
Пенсионным органом по заявлению истца принято решение от 14.12.2021 о прекращении выплаты пенсии.
30.12.2021 вынесено разрешение на выплату пенсии по линии прокуратуры, при этом пенсия назначена истцу 27.12.2021 года и выплачена с 25.11.2020 года. При расчете выслуги лет для назначения пенсии были включены периоды обучения в Красноярском государственном университете (с применением коэффициента 0,5, что составляет 2 года 4 месяца 27 дней), а также период службы в органах прокуратуры края (с 20.08.1984 года по 24.11.2020 года), общий срок выслуги (с периодом обучения) составил 38 лет 8 месяцев 1 день.
10.02.2022 истец вновь обратилась с заявлением в ОПФР по Красноярскому краю о назначении пенсии по старости, однако решением от 15.03.2022 истцу отказано в назначении пенсии по старости со ссылкой на отсутствие необходимого стажа.
Не согласившись с решениями прокуратуры Красноярского края, а также Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю, ФИО1 обратилась с иском в суд о признании незаконными решений от 08.09.2021, от 30.11.2021 и от 15.03.2022, признании незаконным включение в стаж за выслугу лет периода обучения с 1976 по 1981, возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю назначить пенсию по старости с 26.08.2021, взыскании судебных расходов по оплате госпошлины и почтовых расходов, связанных с направлением копий искового заявления.
Разрешая заявленные ФИО1 вышеуказанные исковые требования, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме исходя из того, что для их удовлетворения не имеется правовых оснований.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, которым судом дана надлежащая оценка, в связи с чем, судебная коллегия находит их убедительными.
Так, разрешая требования истицы ФИО1 о признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю от 08.09.2021, и отказывая в удовлетворении данных требований истице ФИО1, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции верно исходил из того, что поскольку при обращении в УПФР в Советском районе г.Красноярска 26.08.2021 года за назначением страховой пенсии, истица дала согласие на принятие решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, а из имеющихся на данный период сведений на индивидуальном лицевом счете (отсутствие сведений о работе и учебе) невозможно было принять решение о назначении истице страховой пенсии, то доказательств, что действия пенсионного органа по принятию решения от 08.09.2021 года являлись незаконными, не представлено.
Разрешая требования истицы ФИО1 о признании незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю от 30.11.2021 и отказывая в их удовлетворении, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно исходил из того, что 24.10.2021 года истица вновь обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии. С учетом скорректированного индивидуального лицевого счета, принимая во внимание периоды работы истицы с 23.10.1975 по 27.08.1976, с 05.08.1981 по 06.08.1984, период учебы с 01.09.1976 по 25.06.1981, а также с учетом полученной в рамках межведомственного запроса справки из прокуратуры Красноярского края, в соответствии с которой ФИО1 с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет не обращалась, был учтен период службы в органах прокуратуры с 1984 по 2020 годы, ей была 29.10.2021 года назначена страховая пенсия.
При этом, судом правильно не учтена позиция истицы, что при назначении страховой пенсии ФИО1 не просила включить в страховой стаж период службы в органах прокуратуры, а поэтому действия пенсионного органа являются незаконными, так как она основана на неверном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Поскольку нарушений при назначении страховой пенсии в ходе рассмотрения дела не было установлено, то судебная коллегия находит вывод суда о необоснованности заявленных требований правомерным.
Разрешая требования истицы ФИО1 о признании незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю от 15.03.2022 и отказывая в их удовлетворении, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно исходил из того, что действия пенсионного органа являются правильными, так как при обращении ФИО1 вновь с заявлением о назначении страховой пенсии, пенсионным органом правомерно не учтен в страховой стаж период учебы истицы с 01.09.1976 по 25.06.1981 годы, так как данный период был зачтен при назначении пенсии за выслугу лет, а без данного периода истице не хватает страхового стажа, который должен быть более 6 лет для назначения страховой пенсии.
При этом, судом правомерно не принят во внимание довод истицы, что она просила данный период зачесть в страховой стаж, а не в специальный, а пенсионным органом не учтена ее просьба, поскольку в законодательстве не содержится нормы, позволяющей рассматриваемой категории пенсионеров при реализации права на одновременное получение двух пенсий по их выбору исключить период, учтённый при расчёте стажа для назначения им пенсии за выслугу лет, и включить этот же период в страховой стаж при назначении страховой пенсии по старости. Кроме того, только периоды, предусмотренные статьями 11 и 12 Закона о страховых пенсиях подлежат включению в страховой стаж. Включение иных периодов в страховой стаж для рассматриваемой категории лиц законом не предусмотрено.
Необходимость представления сведений о получении пенсии за выслугу лет и о периодах службы, работы и (или) иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет, в полной мере согласуется с правовым регулированием части 4 статьи 13 Закона о страховых пенсиях, исключающим возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, и обусловлена тем, что такие периоды были учтены ранее при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции также обоснованно отказано в удовлетворении требований истицы о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю назначить пенсию по старости с 26.08.2021.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении требований истицы о признании незаконным действий (решений) прокуратуры Красноярского края о включении в стаж за выслугу лет периода обучения с 01.09.1976 по 25.06.1981.
Принимая во внимание вышеизложенное, достоверно установив, что пенсия истице по линии прокуратуры Красноярского края назначена с соблюдением действующего правового регулирования, выплачивается с 25.11.2020 года, а также при разрешении требований истицы о назначении страховой пенсии пенсионным органом также соблюдены все требования действующего правового регулирования, судебная коллегия соглашается с выводом суда о правомерности принятых выше решений как Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю, так и прокуратурой Красноярского края, а также об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истицы о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю назначить пенсию по старости с 26.08.2021.
С учетом отказа в удовлетворении основных исковых требований истицы ФИО1, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отказе истице и в удовлетворении производных требований: о взыскании судебных расходов по оплате госпошлины и почтовых расходов.
При таких обстоятельствах со всеми выводами суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается и считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном включении ответчиком прокуратурой Красноярского края без ее согласия периода обучения в стаж по выслуге лет, судебная коллегия не может принять во внимание для отмены решения, поскольку расчет выслуги лет с включением периода обучения в учебном заведении по юридической специальности и периода службы в органах прокуратуры произведен в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 942, утвердившего Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям» (пункт 1).
Являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о незаконном не включении ответчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю периода учебы в стаж для назначения страховой пенсии согласно поданного заявления, поскольку действующее законодательство не содержит нормы, позволяющей пенсионерам при реализации права на одновременное получение двух пенсий по их выбору исключать период, учтенный при расчете стажа для назначения им пенсии за выслугу лет, и включить этот же период в страховой стаж при назначении страховой пенсии по старости.
Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2022 г. N 2866-О, закрепленное частью 4 статьи 13 Закона о страховых пенсиях правило, исключающее возможность одновременного зачета хронологически совпадающих периодов в выслугу лет и в страховой стаж, в равной мере распространяющееся на всех граждан, получающих пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права, при том, что такие периоды были учтены при установлении пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона военнослужащим и приравненным к ним лицам как лицам с особым правовым статусом.
Доводы апелляционной жалобы истицы, что суд нарушил право на ее участие в рассмотрении дела, начатого 15.06.2023, со ссылкой на ходатайство от 05.06.2023, которым она просила обязать ответчиков направить ей копии документов, представленных в суд, и отложить рассмотрение дела, а в случае отклонения ходатайства рассмотреть дело, назначенное на 15.06.2023, в ее отсутствие, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку из материалов дела следует, что истица была надлежаще извещена о дне рассмотрения дела 15.06.2023 в суде первой инстанции. Неявка лиц, надлежаще извещенных, не является препятствием для рассмотрения дела. Действительно, из заявления от 05.06.2023 следует, что истица просила отложить рассмотрение дела в случае предоставления документов до предоставления их ей, вместе с тем, нарушений прав истицы на ее участие в рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено, кроме того, из протокола судебного заседания, начатого 15.06.2023, следует, что дополнительных доказательств по делу участники судебного заседания не представляли, а направленные в адрес истицы возражения ответчика не являются таковыми, в связи с чем, судом было правомерно принято во внимание заявление истицы о возможности рассмотрения дела в ее отсутствие. При объявлении перерыва в ходе рассмотрения дела у суда не имеется обязанности извещать об этом надлежаще извещенных и неявившихся в суд участников процесса.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы истицы, что суд вышел за пределы исковых требований и рассмотрел вопрос о надбавке к пенсии, так как, вопреки позиции истицы, такие требования судом не рассматривались и решение по ним не принималось. Указание в решении на данную выплату связано с рассмотрением требований истицы о незаконности действий ответчика – прокуратуры Красноярского края - в связи с включением истице периода учебы в стаж при назначении пенсии за выслугу лет.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя и отмены решения суда.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Советского районного суда г.Красноярска от 16 июня 2023 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: Киселева А.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Александров А.О.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 октября 2023 года.