ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11841-2019 от 23.10.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Баширова А.А.

Дело № 33-11841-2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Ворониной Е.И.,

судей Казанцевой Е.С., Лобанова В.В.,

при секретаре Овчинниковой Ю.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 23 октября 2019 года гражданское дело по апелляционным жалобам ФСИН России, ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю на решение Чусовского городского суда Пермского края от 01 августа 2019 г., которым постановлено:

Исковые требования исполняющего обязанности Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить частично.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 35 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в установленном порядке выдачу осужденным, отбывающим наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 35 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю», трудоустроенным и осуществляющим трудовые функции на производственных участках центра трудовой адаптации осужденных в должности машиниста (кочегара) котельной, электрогазосварщика, слесаря по ремонту автомобилей, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, истопника, слесаря-сантехника, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия в соответствие с требованиями статей 212, 221 Трудового кодекса РФ, приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н, приложения к приказу Минтруда России от 09.12.2014 №997н.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать финансовое обеспечение расходов на организацию выдачи осужденным, отбывающим наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 35 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю», трудоустроенным и осуществляющим трудовые функции на производственных участках по хозяйственно-лагерному обслуживанию в должностях слесаря по ремонту автомобилей, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, истопника, слесаря-сантехника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в соответствие с требованиями статей 212,221 Трудового кодекса РФ, приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н, приложения к приказу Минтруда России от 09.12.2014 №997н.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 35 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» в течение 6 месяцев с момента выделения денежных средств организовать в установленном порядке выдачу осужденным, отбывающим наказание в исправительном учреждении и осуществляющим трудовые функции на производственных участках по хозяйственно-лагерному обслуживанию в должностях слесаря по ремонту автомобилей, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, истопника, слесаря-сантехника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в соответствие с требованиями статей 212,221 Трудового кодекса РФ, приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н, приложения к приказу Минтруда России от 09.12.2014 №997н.

В удовлетворении исковых требований к ответчику Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю исполняющему обязанности Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, отказать.

Заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой С.Н., представителя ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

В судебном заседании прокурор Гущин Г.В. настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика ФКУ ИК №35 ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО1, ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора признали частично.

Представитель ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО3 в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым в апелляционной жалобе не согласился ответчик ФСИН России указав, что в материалы дела не представлено сведений, что администрация исправительного учреждения, получив представление прокурора о необходимости устранения выявленных в процессе проверки нарушений затребовала у ФСИН России необходимое финансирование.

Полагает, что понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением прав главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание УИС и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю ставится вопрос об изменении решения суда, указывая, что учреждение является казенным учреждением и полностью зависит от выделяемых из федерального бюджета средств. ИК-35 в адрес ГУФСИН России по Пермскому краю неоднократно направлялись запросы о выделении денежных средств на устранение нарушений, полагает что представленного времени недостаточно. Просит решение изменить, определить срок исполнения 12 месяцев.

Судебная коллегия, заслушав пояснение представителя ответчиков, возражения прокурора, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, возражений, полагает, что решение суда соответствует нормам действующего законодательства и не подлежит отмене.

При этом решение суда проверяется в пределах доводов апелляционных жалоб.

В соответствии со ст.13 Федерального закона Федерального закона N 5473-1 от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

В силу положений ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии с п. 5.2.31. Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденных Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 № 610, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании й во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство Самостоятельно принимает типовые нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что старшим помощником Кизеловской прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на основании статей 33 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и статьи 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, проведена проверка соблюдения юридическим лицом ФКУ ИК №35 ГУФСИН России по Пермскому краю требований уголовно-исполнительного и трудового законодательства. В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований уголовно-исполнительного и трудового законодательства РФ, а именно 104 УИК РФ, ст.ст. 212, 221 ТК РФ, осужденные, отбывающие наказание в ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю, трудоустроенные и осуществляющие трудовые функции на производственных участках центра трудовой адаптации осужденных в должностях машиниста ( кочегара) котельной, электрогазосварщика, слесаря по ремонту автомобилей, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, истопника, слесаря-сантехника, а также, осужденные, трудоустроенные и осуществляющие трудовые функции на производственных участках по хозяйственно-лагерному обслуживанию в должностях слесаря по ремонту автомобилей, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, истопника, слесаря-сантехника, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий не обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Удовлетворяя в целом исковые требования прокурора, суд, проанализировав нормы закона, подлежащие применению, принимая во внимание установленные фактические обстоятельства, подтверждённые материалами прокурорской проверки, пришел к обоснованному выводу о том, что несоблюдение ответчиком трудового законодательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда. Апелляционные жалобы не содержат каких-либо новых данных, не учтенных судом при рассмотрении дела.

Доводы апелляционной жалобы ФКУ ИК-35 не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку при необходимости ответчик вправе обратиться за отсрочкой исполнения решения.

В апелляционной жалобе ФСИН России, не оспаривая правильность решения суда по существу, указывает на необоснованное возложение на них обязанности организовать финансовое обеспечение расходов, полагая, что судом допущено ограничения прав, как главного распорядителя средств федерального бюджета. Данные доводы также являются несостоятельными и отмену решения суда не влекут.

ФСИН России, согласно подпункту 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, то ФСИН России, в силу полномочий, предоставленных ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ИК-35 ГУ ФСИН России по Пермскому краю.

ГУФСИН России по Пермскому краю, в свою очередь, в соответствии с подпунктом 9 п. 10 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, утвержденного приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518, осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение Главного управления, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, других подведомственных учреждений и подразделений в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных из других законных источников, содействие дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы и социальной сферы уголовно-исполнительной системы.

Согласно п. 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания.

Таким образом, ФСИН России, являясь главным распорядителем бюджетных средств, не только вправе, но и обязана для исполнения возложенных государством на нее обязанностей решать вопросы увеличения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирования их внебюджетных источников.

Судом установлен разумный срок для устранения выявленных недостатков, с учетом объема работы и процедуры финансирования, учитывая значимость допущенных нарушений.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда следует признать законным, обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чусовского городского суда Пермского края от 01 августа 2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы ФСИН России, ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: