Судья А.В.Тимофеев Дело № 33-11855/12
Учет № 27
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 ноября 2012 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи О.В.Вишневской,
судей А.И.Муртазина, Г.А.Сахиповой,
при секретаре О.В.Кузьмине,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кукморском районе Республики Татарстан на решение Кукморского районного суда Республики Татарстан от 31 августа 2012 года, которым постановлено:
Исковое заявление ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Кукморском районе РТ о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии за выслугу лет незаконным, об обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды работы в должности старшей пионервожатой и в должности педагога-организатора с учетом периодов работы в должности библиотекаря и о взыскании судебных расходов - удовлетворить.
Признать решение .... от 03 февраля 2012 года Управления Пенсионного фонда РФ в Кукморском районе РТ в части не включения оспариваемых периодов истицы незаконным.
Обязать УПФ РФ в Кукморском районе РТ зачесть в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию по выслуге лет ФИО1, периоды работы в должности старшей пионервожатой с 1 сентября 1988 года по 23 апреля 1995 года и с 24 апреля 1995 года по 31 января 2012 года период работы в должности педагога - организатора в Нижне-Искубашской средней школе с учетом периода с 01 сентября 1990 года по 03 февраля 2012 года работы в должности библиотекаря.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кукморском районе РТ назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию с 08 декабря 2011 года.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кукморском районе РТ в пользу ФИО1 в порядке возврата госпошлины 200 руб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, заслушав объяснения ФИО1, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кукморском районе Республики Татарстан (далее - УПФ) о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии за выслугу лет незаконным, включении в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периодов работы в должности старшей пионервожатой и педагога-организатора с учетом периодов работы в должности библиотекаря и взыскании судебных расходов.
В обоснование требований указывается, что решением ответчика от 03 февраля 2012 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по выслуге лет связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа по педагогической деятельности в 25 лет. При этом, из специального стажа незаконно исключены периоды ее работы с 01 сентября 1988 года по 23 апреля 1995 года в должности старшей пионервожатой и с 24 апреля 1995 года по 31 января 2012 года в должности педагога-организатора в Нижне - Искубашской средней школе.
В связи с этим, просила зачесть указанные периоды в специальный трудовой стаж с учетом периода работы с 01 сентября 1990 года по 03 февраля 2012 года в должности библиотекаря указанной школы, назначив ей досрочную трудовую пенсию за выслугу лет с 08 декабря 2011 года. Также просила взыскать с ответчика уплаченную государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Судом решение принято в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик, выражая несогласие с вынесенным судебным постановлением, просит его отменить по мотиву незаконности и необоснованности. Указывается на то, что должность педагога-организатора Списком должностей не предусмотрена, а правовых оснований для решения вопроса о тождественности выполняемых ее функций по указанной должности должностным обязанностям организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, предусмотренных указанным Списком, не имелось.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица с доводами жалобы не согласилась.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о явке извещен, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в связи с нарушением норм материального права.
В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что истица обратилась в УПФ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика от 03 февраля 2012 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей отказано по мотиву отсутствия необходимого для этого педагогического стажа – 25 лет. При этом приведенные выше спорные периоды работы в специальный трудовой стаж истицы ответчиком включены не были.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности отказа в назначении ФИО1 трудовой пенсии, признав доказанным истицей наличие у нее специального стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением ею педагогической деятельности.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они противоречат материалам дела и требованиям закона.
Как установлено пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Таким образом, не любая педагогическая деятельность засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а только та педагогическая деятельность, которая осуществлялась на должностях, предусмотренных приведенным Списком.
В указанном Списке отсутствует наименование должности «педагог-организатор».
Включая в специальный стаж истицы периоды ее работы с 24 апреля 1995 года по 31 января 2012 года в должности педагога-организатора в Нижне-Искубашской средней школе, суд исходил из того, что истица фактически исполняла обязанности организатора внеклассной внешкольной воспитательной работы с детьми, то есть по должности, предусмотренной Списками
Оценивая обоснованность выводов суда о том, что должностные обязанности педагога-организатора тождественны должностным обязанностям организатора внеклассной внешкольной воспитательной работы с детьми, суд апелляционной инстанции находит их ошибочными, основанными на неправильном понимании положений нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусматривает установление в судебном порядке тождественность выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Следовательно, вопрос о тождественности выполняемых ФИО1 функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в данном случае при неправильном наименовании работодателем должности истца, не предусмотренном списками или перечнем, наименованию должности, содержащемуся в списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.
Должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы была впервые введена на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. N 874 "О дальнейшем улучшении работы средней общеобразовательной школы" и с 1967/1968 учебного года предусматривалась в штате средних школ вместо должности заместителя директора по производственному обучению (п. 11). Типовым штатом средней общеобразовательной школы, утвержденным Приказом Министерства просвещения СССР от 31.12.1986 N 264, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми стал именоваться заместителем директора по учебной (учебно-воспитательной) работе.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 313 "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы" должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы была включена в утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Задачи, стоящие перед организаторами внеклассной и внешкольной воспитательной работы, их основные права и обязанности были определены Письмом Министерства просвещения СССР от 19.06.1967 N 52-М "Об организаторе внеклассной и внешкольной работы с детьми", а также Приказом Министерства просвещения СССР от 28 июля 1970 г. N 50 "Об улучшении деятельности организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы".
Должности педагогов-организаторов вводились в основном при жилищно-эксплуатационных организациях, общежитиях и т.п. (Распоряжение Совета Министров РСФСР от 30 августа 1973 г. N 1389-р; Приказ Министерства просвещения СССР от 5 января 1977 г. N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения"; Приложение N 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников учебных заведений профессионально-технического образования, утвержденной Госпрофобром СССР по согласованию с Госкомтрудом СССР, ВЦСПС и Минфином СССР 31 декабря 1976 года).
Приказом Министерства просвещения СССР от 30 апреля 1986 г. N 92 "Об организаторе внеклассной и внешкольной воспитательной работы" обращалось внимание на необходимость координации совместной деятельности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы и педагога-организатора домоуправления.
Общесоюзным классификатором, раздел "Профессии рабочих, должности служащих, и тарифные разряды", утвержденным Постановлением Госкомстандарта СССР от 27 августа 1986 г. N 016 были предусмотрены как должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, так и должность педагога-организатора воспитательной работы с детьми и подростками.
Следовательно, законодательство, действовавшее в оспариваемый период, различало должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и педагога-организатора.
Наименование должности ФИО1 соответствовало нормативно-правовым актам того времени, поэтому суд не вправе решать вопрос о тождественности выполняемых истицей функций (условий и характера деятельности) и трудовой функции организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 367, предусмотрено самостоятельное наименование должности «педагог-организатор». При этом ни в Список должностей и учреждений от 29 октября 2002 года № 781, ни в ранее действовавшие Списки профессий и должностей должность «педагог-организатор» включена не была.
Постановлением Минтруда РФ от 11 ноября 1992 года № 33 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации» отдельно предусмотрена должность «педагога-организатора».
Согласно тарифно-квалификационным характеристикам в должностные обязанности педагога-организатора входит содействие развитию личности, талантов, умственных и физических способностей, формированию общей культуры личности, педагогизации окружающей среды, а также организация работы клубов, кружков, секций, любительских объединений.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит выводу о том, что должностные обязанности «педагога-организатора» заключаются в выполнении организационных мероприятий, обеспечивающих деятельность учреждения, то есть в организации досуга учащихся и не связана с педагогической деятельностью.
Доказательств того, что работодателем неправильно поименована указанная должность, истицей суду не представлено.
С учетом изложенного, решение районного суда о включении данного периода работы в специальный стаж нельзя признать законным.
Как следует из материалов дела, в период с 01 сентября 1988 года по 23 апреля 1995 года истица работала в штатной должности старшей пионервожатой.
В период указанной трудовой деятельности истицы действовало Постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утвержденное которым Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения предусматривало, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время работы в школах в качестве штатных пионервожатых (п. 1, абз. 5 п. 2 данного Положения). При этом, в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пункте 2 Положения (в том числе, работы пионервожатой), подлежало зачету в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Изложенное свидетельствует, что законодательство, действующее в период работы истицы по данной должности, предусматривало, что работа в качестве пионервожатой подлежала включению в стаж не сама по себе, а лишь при условии наличия у нее ко времени обращения за пенсией 2/3 стажа, дающего право на такую пенсию (16 лет 8 месяцев).
При указанных обстоятельствах предусмотренных законом оснований для зачета в специальный стаж истицы и периодов ее работы в должности старшей пионервожатой и педагога-организатора в Нижнее-Искубашской средней школе, а также возложения на ответчика обязанности по назначению истице досрочной пенсии с 08 декабря 2011 года так же не имеется, поскольку, суммируя периоды осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей, в том числе и включенные Пенсионным фондом РФ 1 год 10 месяцев и 1 день, специальный стаж истицы на момент обращения в пенсионные органы, в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» недостаточен, что не дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах, принятое судом решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кукморского районного суда Республики Татарстан от 31 августа 2012 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи