ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11858/20 от 20.01.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья – Лобастова О.Н.

Дело № 33-87/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Лапухиной Е.А.,

судей Крюгер М.В., Лобанова В.В.,

при секретаре Мусулевой Н.А.,

рассмотрела 20 января 2021 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми на решение Свердловского районного суда г.Перми от 02 октября 2020 года, которым постановлено:

«Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Свердловском районе г.Перми произвести Булгакову Николаю Прокопьевичу, ** года рождения, единовременную выплату в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в размере 10000 рублей, предусмотренную Указом Президента РФ от 06.05.2018 года № 195 в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

«Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Свердловском районе г.Перми произвести Булгакову Николаю Прокопьевичу, ** года рождения, ежегодную денежную выплату ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов за 2019, 2020 года в размере 20000 рублей, предусмотренную Указом Президента РФ от 24.04.2019 года № 186 в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Свердловском районе г.Перми произвести Булгакову Николаю Прокопьевичу, ** года рождения, доплату единовременной выплаты в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в размере 25000 рублей, предусмотренную Указом Президента РФ от 07.02.2020 года № 100 в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу».

Заслушав доклад судьи Крюгер М.В., пояснения представителя ответчика Управления Пенсионного фонда в Свердловском районе г.Перми Жаворонковой Л.И., настаивавшей на доводах жалобы, истца Булгакова Н.П., прокурора Пермской краевой прокуратуры Третьяковой О.В., возражавших относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Свердловского района г.Перми в интересах Булгакова Н.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Перми (далее - УПФ в Свердловском районе г.Перми) о возложении обязанности произвести выплаты.

В обоснование требований указано, что прокуратурой района была проведена проверка по обращению Булгакова Н.П. о неправомерном отказе УПФ в Свердловском районе г.Перми произвести выплату в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов, предусмотренную Указом Президента от 06.05.2018 № 195, ежегодной денежной выплаты в 2019, 2020 годах ко Дню Победы, предусмотренную Указом Президента РФ от 24.04.2019 № 186; единовременной выплаты в размере 75000 руб. к 75-й годовщине Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов, предусмотренную Указом Президента от 07.02.2020 № 100, поскольку Булгаков Н.П. является участником боевых действий по ликвидации националистического подполья на территории Украины в 1950, 1951 годах. Просил возложить обязанность на УПФ в Свердловском районе г.Перми произвести Булгакову Н.П. в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу единовременную выплату на основании Указа Президента РФ от 06.05.2018 № 195 в размере 10000 руб., ежегодную денежную выплату за 2019, 2020 года на основании Указа Президента РФ от 24.04.2019 № 186 в размере 20000 руб., доплату единовременной денежной выплаты на основании Указа Президента РФ от 07.02.2020 № 100 в размере 25000 руб.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований просит ответчик, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального права. В жалобе указывает, что вывод суда первой инстанции о «едином статусе участника Великой Отечественной войны» и участников других боевых действий по защите Отечества, об одинаковом объеме мер, оказываемых всем категориям, имеющим статус участника Великой Отечественной войны в соответствии со ст.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), социальной поддержки не соответствует обстоятельствам дела, ведет к нарушению норм материального права. Кроме того, суд первой инстанции не принял во внимание и не дал оценки доводам Управления относительно того, что ни материалы пенсионного дела Булгакова Н.П., ни иными документами не подтвержден район участия Булгакова Н.П. в боевых действиях в 1950-1951 годах, в связи с чем полагают, что факт участия Булгакова Н.П. в 1950-1951 годах в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии не доказаны.

В возражениях на доводы жалобы прокуратура Свердловского района г.Перми просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

В соответствии с п. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В пункте 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» указано, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума).

Удовлетворяя исковые требования и применяя положения Указа Президента Российской Федерации от 06.05.2018 № 195 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», Указа Президента Российской Федерации от 24.04.2019 № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан ко Дню Победы», Указа Президента Российской Федерации от 07.02.2020 № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», нормы подп. 1 п. 1 ст. 2, ст. 28 Федерального закона «О ветеранах», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку истец имеет статус ветерана-участника Великой Отечественной войны и относится к участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», то он имеет право на указанную выше выплату, поскольку Указы Президента Российской Федерации 06.05.2018 № 195, от 24.04.2019 № 186, от 07.02.2020 № 100 не ограничивают круг лиц, имеющих право на ежегодную и единовременную выплаты, лицами, которые непосредственно проходили военную службу и принимали участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, исходя из следующего.

Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство, к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.

Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом «О ветеранах», который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Статьей 2 Федерального закона «О ветеранах» определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).

В силу подпункта «е» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 01.01.1944 по 31.12.1951. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22.06.1941 по 09.05.1945.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 № 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в частности относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в период с 1941 года по 1945 год.

Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.

Из материалов дела следует, что Булгаков Н.П. имеет удостоверение ветерана - участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных статьями 14, 15 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно информации военного комиссариата г. Перми Пермского края Булгаков Н.П. принимал непосредственное участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины в период с сентября 1950 года по декабрь 1951 года в составе в/ч ** и в/ч **. Булгакову установлен стаж для зачисления в выслугу лет в льготном исчислении: 1950 год – 21 сутки, 1951 год – 108 суток.

Булгакову Н.П., как гражданину, проработавшему в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 не менее шести месяцев на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.02.2020 № 100, в апреле 2020 года произведена денежная выплата к Дню Победы в сумме 50000 руб.

Обращаясь в суд в интересах Булгакова Н.П. с требованиями к УПФ в Свердловском районе г.Перми о возложении обязанности произвести выплаты по Указам Президента Российской Федерации от 06.05.2018 № 195, от 24.04.2019 № 186, от 07.02.2020 № 100, прокурор Свердловского района г.Перми в исковом заявлении ссылался на то, что что Булгаков Н.П., как участник боевых действий по ликвидации националистического подполья на территории Украины в составе войсковой части в 1950 – 1951 года, отнесен к категории военнослужащих, поименованных в подпункте «е» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах».

Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.04.2006 № 89-О указал, что Федеральный закон «О ветеранах» с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах «а» - «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2.

При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в частности ее статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.10.2006 № 390-О и 398-О, от 12.11.2008 № 1051-О-О и другие).

Пунктом 1 Указа Президента от 06.05.2018 № 195 постановлено произвести в мае - июне 2018 г. единовременную выплату в размере 10000 руб. гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах».

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 24.04.2019 № 186 постановлено начиная с 2019 года гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», производится ежегодная денежная выплата в размере 10000 руб. Названная выплата приурочивается к Дню Победы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.02.2020 № 100 постановлено произвести в апреле - мае 2020 года единовременную выплату следующим категориям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике:

а) инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам (вдовцам) умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны - в размере 75000 руб.;

б) ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто - в размере 50000 руб.

Таким образом, из буквального толкования содержания названных Указов Президента Российской Федерации следует, что они распространяются только на граждан, относящихся к инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны из категорий, поименованных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которыми в рамках реализации этого Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год.

Нормой подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны отнесен определенный круг лиц, которые являлись непосредственными участниками и инвалидами Великой Отечественной войны.

Участники других боевых действий, в том числе участники боевых действий по защите СССР в 1950, 1951 годах, к такому кругу лиц не относятся.

Таким образом, положения вышеуказанных Указов Президента Российской Федерации от 06.05.2018 № 195, от 24.04.2019 № 186, от 07.02.2020 № 100, имеющих своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названных указах.

Поскольку период участия Булгакова Н.П. в боевых действиях по защите СССР в 1950, 1951 годах не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации названных Указов Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, право истца на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом «О ветеранах», не может быть реализовано в соответствии с положениями названных Указов Президента Российской Федерации.

Ввиду того, что положениями Указов Президента Российской Федерации от 06.05.2018 № 195, от 24.04.2019 № 186, от 07.02.2020 № 100, в соответствии с которыми осуществляются указанные выше выплаты за счет средств федерального бюджета, участникам Великой Отечественной войны, поименованным в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», не предусмотрены иные категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону «О ветеранах», вывод суда первой инстанции о том, что Булгаков Н.П., как обладающий статусом ветерана-участника Великой Отечественной войны, относится к участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» и имеет право на получение единовременной выплаты на основании Указа Президента РФ от 06.05.2018 года № 195 в размере 10000 руб., ежегодной денежной выплаты за 2019, 2020 года на основании Указа Президента РФ от 24.04.2019 № 186 в размере 20000 руб., доплаты единовременной денежной выплаты на основании Указа Президента РФ от 07.02.2020 № 100 в размере 25000 руб., основан на неверном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

При этом, как установлено судом и следует из материалов дела, Президентом Российской Федерации 02.09.2020 принят Указ № 544, которым постановлено произвести в 2020 году единовременную выплату в размере 75000 руб. гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 01.01.1944 по 31.12.1951, за исключением граждан, которым единовременная выплата произведена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.02.2020 № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов».

Во исполнение данного Указа на основании решения УПФ в Свердловском районе г.Перми от 24.12.2020 Булгакову Н.П. произведена доплата в размере 25000 руб.

На основании пункта 2 части 1 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В связи с изложенным обжалуемое решение суда нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов, что согласно статье 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда и отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Свердловского районного суда г.Перми от 02 октября 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Свердловского района г.Перми в интересах Булгакова Николая Прокопьевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г.Перми о возложении обязанности произвести выплаты отказать в полном объеме.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи