Судья: Гильманова Т.А.
Докладчик: Проценко Е.П. Дело № 33-1188
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 марта 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Проценко Е.П.,
судей: Чуньковой Т.Ю., Сорокина А.В.,
при секретаре Аникиной К.Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Проценко Е.П.
гражданское дело по апелляционной жалобе главы Мариинского городского поселения Кемеровской области Б.В.Д. на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 04 декабря 2012 года
по делу по заявлению С.В.Я. об оспаривании распоряжения главы Мариинского городского поселения Кемеровской области,
УСТАНОВИЛА:
С.В.Я. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать распоряжение главы администрации Мариинского городского поселения от … года № … незаконным, устранить допущенное нарушение и обязать Главу администрации Мариинского городского поселения Б.В.Д. исполнить распоряжение и.о. Главы администрации Мариинского городского поселения Г.Н.А.. от.. .года №.. ..
Требования мотивированы тем, что с.. .года до.. .года он занимал должность председателя Мариинского Совета народных депутатов... .года был уволен в связи с прекращением срока полномочий и с ним был произведен расчет согласно трудовому законодательству. В соответствии со ст.4 Закона Кемеровской области от 25.04.2008 года № 31-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности» Администрация Мариинского городского поселения обязана была также выплатить ему денежную компенсация в размере ежемесячного денежного вознаграждения по замещающей должности с момента прекращения полномочий по замещающей должности (с.. .года) в течение 6 месяцев, т.е в размере.. .рублей … копеек. Однако данная компенсация ему по настоящее время не выплачена... .года было издано распоряжение главы Мариинского городского поселения от №.. . о выплате ему названной выше денежной компенсации. Однако по истечении трех месяцев компенсация так и не была выплачена, в связи с чем он обратился в государственную инспекцию труда в Кемеровской области с обращением о невыплате денежной компенсации в связи с прекращением срока полномочий. По результату проведенной проверки, его обращение признано обоснованным и за нарушение Закона Кемеровской области «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности» и.о. главы администрации Мариинского городского поселения было выдано предписание, о чем он был информирован. Однако распоряжением главы Мариинского городского поселения от.. .года №.. .отменено ранее вынесенное распоряжение Главы Мариинского городского поселения от.. .года №.. . о выплате ему ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности с момента прекращения полномочий по замещающей должности (с.. .года) в течение 6 месяцев. Считает, что распоряжение главы Мариинского городского поселения Мариинского городского поселения от.. .года №.. .незаконно и нарушает его конституционные права и гарантии.
В судебном заседании заявитель заявленные требования поддержал.
Представитель должностного лица, чье решение оспаривается, - главы администрации Мариинского городского поселения – Ч.Е.Ю. требования не признала.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 04 декабря 2012 года требования С.В.Я. удовлетворены и постановлено:
«Признать распоряжение Главы администрации Мариинского городского поселения от.. .года № … незаконным.
Обязать главу администрации Мариинского городского поселения устранить допущенное нарушение - исполнить распоряжение и.о.главы администрации Мариинского городского поселения Г.Н.А. от.. .года №.. .».
В апелляционной жалобе глава Мариинского городского поселения Б.В.Д. просит решение суда отменить.
Полагает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права и при составлении мотивированного решения существенно нарушил нормы процессуального права. В нарушении ч.4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суд не указал установленные обстоятельства дела и доказательства, на которых основаны выводы об этих обстоятельствах, а также доводы, по которым суд отверг те или иные доказательства, и законы, которыми руководствовался.
В нарушении норм процессуального права суд не истребовал полный текст Устава Марийского городского поселения, тогда как в нем определена структура органов местного самоуправления и полномочия главы. Несмотря на указание в протоколе судебного заседания от 4.12.2012 года на оглашение Устава Мариинского городского поселения, он фактически не оглашался, так как к материалам гражданского дела он в полном объеме не приобщался. В деле имеется лишь выписка из Устава, касающаяся Совета народных депутатов Мариинского городского поселения, но и ее фактически суд не оглашал.
Согласно указанным в Уставе полномочиям в компетенцию главы Мариинского городского поселения не входит издание распоряжений по выплате денежной компенсации в размере ежемесячного денежного вознаграждения по замещающей должности председателю Мариинского городского Совета народных депутатов С.В.Я., который возглавлял это муниципальное казенное учреждение, являющееся согласно ст.32 этого же Устава самостоятельным юридическим лицом. В связи с этим, вновь избранный глава Мариинского городского поселения Б.В.Я., правомерно своим распоряжением №...от.. .года отменил распоряжение и.о. главы Мариинского городского поселения №... от.. .года, которым денежная выплата, на которую претендует С.В.Я., была назначена. К тому же это распоряжение и.о. главы Мариинского городского поселения не отвечало и требованиям нормативно-правового акта, регулирующего, возникшие правоотношения. Действительно, Законом Кемеровской области «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности», таким лицам, прекратившим полномочия, в т.ч. и досрочно, за исключением случая прекращения полномочий в связи со вступлением обвинительного приговора суда в законную силу, может быть выплачена денежная компенсация в размере ежемесячного денежного вознаграждения по замещающей должности, если эти расходы предусмотрены в местном бюджете. В соответствии с этим Законом Кемеровской области данная выплата не может быть произведена С.В.Я. и не только потому, что местным бюджетом не предусмотрена, а потому, что он прекратил свои полномочия председателя Мариинского городского Совета народных депутатов.. .года по окончании срока полномочий. По этому же основанию прокурором Кемеровской области принесен протест, с предложением отменить данную гарантию для депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности, так как она принята в противоречии с федеральным законодательством, создает необоснованные преимущества для лиц, утративших этот статус по окончании срока полномочий. Исполнение требований прокурора находится на контроле.
Таким образом, при отсутствии полномочий для издания распоряжения №... от.. .года и нормативно-правового обоснования к нему глава Мариинского городского поселения Б.В.Д. законно и обоснованно своим распоряжением №...от.. .года отменил его. Оснований для удовлетворения требований С.В.Я. у суда не было. Надлежащих доказательств, в обосновании правильности своих выводов суд в решении не привел. Выводы заместителя руководителя государственной инспекции труда в Кемеровской области П., который проводил проверку по заявлению С.В.Я. и установил, что заявителю не выплачена денежная компенсация, таковым доказательством не является, так как она проведена при неправильно установленных обстоятельствах и не повлекла никаких последствий. Тот факт, что С.В.Я. не трудоустроился до настоящего времени, так же не давало суду право для удовлетворения его требований. С.В.Я. является инвалидом второй группы, получает пенсию. В связи с этим, тот факт, что он до настоящего времени не трудоустроен, не является юридически значимым обстоятельством, влияющим на судьбу данного дела. Не является юридически значимым для данного дела и тот факт, что С.В.Я. получал заработную плату в бухгалтерии Мариинского городского поселения. Данный факт действительно имел место, но лишь потому, что С.В.Я., являясь руководителем самостоятельного юридического органа, не принял к организации его работы в соответствии со статусом, чего не отрицал сам. В настоящее время эти нарушения устранены.
Относительно апелляционной жалобы С.В.Я. принесены возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения
Изучив материалы дела, заслушав С.В.Я., просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и принесенных относительно последней возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений в соответствии с ч.1 ст.327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, и не оспаривалось сторонами, С.В.Я. с … г. по.. .года являлся председателем Мариинского городского Совета народных депутатов. При увольнении, по его мнению, с ним был произведен расчет не в полном объеме. После увольнения, он обратился в администрацию Мариинского городского поселения с требованием доплатить ему … руб. Как основание, привел ст. 4 Закона Кемеровской области «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности», в соответствие с которой, лицу, замещавшему муниципальную должность и прекратившему исполнение полномочий (в том числе досрочно)… может выплачиваться денежная компенсация в размере ежемесячного денежного вознаграждения по занимаемой должности. Денежная компенсация, указанная в п.1 настоящей статьи, выплачивается до устройства на новое место работы, но не более 6 месяцев с момента прекращения исполнения полномочий в порядке, предусмотренном нормативным актом представительного органа муниципального образования (в редакции от 31.01.2011г.). Аналогичная норма содержалась и в редакции приведенного закона от 25 апреля 2008г.
В соответствии со ст.2 Закона Кемеровской области от 25.04.2008 года №31-03 «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности» лицам, замещающим муниципальные должности, за исполнение их полномочий гарантируется своевременная выплата ежемесячного денежного вознаграждения за счет средств местного бюджета. Размер ежемесячного денежного вознаграждения лица, замещающего муниципальную должность, устанавливается представительным органом муниципального образования в соответствии с Федеральным и областным законодательством.
Как следует из материалов дела, и не оспаривалось сторонами, заявитель в период с … г. по.. .года, являлся председателем Мариинского Совета народных депутатов.
...года Распоряжением администрации Мариинского городского поселения за №... постановлено выплатить заявителю денежную компенсацию в размере ежемесячного денежного вознаграждения по занимаемой должности.
Распоряжением администрации Мариинского городского поселения от.. .года отменено распоряжение от.. .года (л.д.9) Как следует из распоряжения, основанием к отмене предыдущего распоряжения послужил Закон Кемеровской области №103-ОЗ «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы», Закон Кемеровской области от 25.04.2008г. №31-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности», Устав Мариинского городского поселения.
На момент прекращения полномочий заявителя действовал Закон Кемеровской области о внесении изменений в Закон Кемеровской области «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности» Принят Советом народных депутатов Кемеровской области 22 сентября 2010 года, опубликован в законодательном вестнике Совета народных депутатов Кемеровской области за 2010 год за №100.
Указанным законом внесены изменения в закон Кемеровской области от 25.04.2008г. №31 ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности».
Статья 4 Закона Кемеровской области №31-ОЗ была изложена в следующей редакции: Лицу, замещающему муниципальную должность и прекратившему исполнение полномочий ( в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий в связи с вступлением в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда, может выплачиваться денежная компенсация в размере ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности, в случае если соответствующие расходы предусмотрены в местном бюджете.
С принятием изменений 22 сентября 2010 года статья 4 приведенного закона изложена в следующей редакции: лицу, замещающему муниципальную должность и прекратившему исполнение полномочий… выплачивается денежная компенсация в размере ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности за счет средств местного бюджета.
То есть, в редакции закона, действующего на момент прекращения полномочий заявителя как председателя Совета народных депутатов, и издания оспариваемого распоряжения, действовала редакция закона, которой предусматривалась выплата денежной компенсации, вне зависимости от того, предусмотрены ли были деньги на эти цели в местном бюджете.
Таким образом, коллегия, как и суд 1 инстанции полагает, что оспариваемое распоряжение является незаконным, поскольку не соответствует закону Кемеровской области №31-ОЗ. Статьей 4 приведенного закона предусмотрено право заявителя на выплату денежной компенсации в связи с прекращением полномочий, так как заявитель не трудоустроен.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, в случаях установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные нормы международного права, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий федеральный закон, другие федеральные законы…, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 1,4 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации».
Структуру местных органов самоуправления Мариинского городского поселения составляют : Совет народных депутатов, глава Мариинского городского поселения, администрация Мариинского городского поселения. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления поселения осуществляется за счет собственных доходов бюджета Мариинского городского поселения (ст.18 Устава Мариинского городского поселения)
Глава Мариинского городского поселения организует исполнение бюджета Мариинского городского поселения, распоряжается средствами бюджета Мариинского городского поселения в соответствии с утвержденным Советом народных депутатов Мариинского городского поселения бюджетом Мариинского городского поселения и действующим бюджетным законодательством. Глава Мариинского городского поселения осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законодательством, законодательством Кемеровской области и настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Совета народных депутатов Мариинского городского поселения. ( п.п.14 ч.1, ч.2 ст.29 Устава)
Из норм, закрепленных в Уставе Мариинского городского поселения и в Федеральном законе от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» следует, что глава Мариинского городского поселения может распоряжаться бюджетными средствами только в соответствие с федеральным законом, законами Кемеровской области и нормативными правовыми актами Совета народных депутатов Мариинского городского поселения.
В Уставе Мариинского городского поселения, в ч.3 ст. 27 указывается, что депутату Совета народных депутатов…., прекратившему свои полномочия…, выплачивается денежная компенсация в размере ежемесячного денежного вознаграждения по занимаемой должности, выплачивается до устройства на новое место работы, но не более 6 месяцев с момента прекращения исполнения полномочий. Оговорки о том, что средства на эти цели должны быть предусмотрены в бюджете нет.
В ст.5-1 Закона Кемеровской области от 30.06.2007г. №103-ОЗ «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы» указывается, что муниципальным служащим выплачивается единовременное пособие в связи с выходом на пенсию, другие виды надбавок и выплат, предусмотренные федеральными законами, законами Кемеровской области.
Таким образом, 2 закона Кемеровской области и Устав Мариинского городского поселения, на которые имеется ссылка в оспариваемом распоряжении, не содержат оснований к отмене распоряжения о производстве выплаты денежной компенсации муниципальному служащему, при прекращении полномочий.
Оспариваемое распоряжение является незаконным еще и потому, что в нем фактически не указано, какие именно нормы приведенных законов или пункты Устава Мариинского городского поселения послужили основанием для отмены распоряжения о выплате денежной компенсации заявителю.
Доводы апелляционной жалобы, по мнению коллегии не содержат оснований к отмене решения суда.
То обстоятельство, что к материалам дела не приобщен полный текст Устава муниципального образования, не привело к неправильному разрешению спора, поскольку полный текст Устава имеется в открытом доступе в сети «Интернет».
Доводы относительно того, что в компетенцию главы Мариинского городского поселения не входит издание распоряжений о выплате денежной компенсации, поскольку именно глава муниципального образования распоряжается средствами местного бюджета ( пункт Устава приведен выше). Доводы относительно протеста прокурора несостоятельны, поскольку ни самого протеста, ни распоряжения об отмене выплаты денежной компенсации при прекращении полномочий депутата апеллянтом не представлено.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда в обжалуемой части, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 04 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы Мариинского городского поселения без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи