ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11893/19 от 04.09.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Козлов И.И. Дело № 33-11893/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Волгоград 04 сентября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего судьи Куратовой Л.В.,

судей Горкушенко Т.А., Пашковой Т.В.,

при секретаре Потемкиной В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района города Волгограда, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ООО «ПромИнвест» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства,

по апелляционной жалобе ООО «ПромИнвест»

на решение Центрального районного суда города Волгограда от 22 июня 2016 года, которым постановлено:

«Исковое заявление прокурора Центрального района г. Волгограда в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «ПромИнвест» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.

Обязать ООО «ПромИнвест» (<.......>, юридический адрес: <адрес>) в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет платы и перечисление платежа за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3 кварталы ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, а также представить в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области документы и материалы, определенные п.6 Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 05.12.2014 №541, для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды.

Взыскать с ООО «ПромИнвест» в доход муниципального бюджета города-героя Волгограда государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.»

Заслушав доклад судьи Горкушенко Т.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Центрального района города Волгограда обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к ООО «ПромИнвест» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства.

В обоснование заявленных требований истец указал, что согласно действующему законодательству на ответчике, зарегистрированном на территории Центрального района г. Волгограда, лежит обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и предоставлению такого расчета в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Между тем, по информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ года №№ <...>, ответчиком расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал ДД.ММ.ГГГГ в управление не представлен и не произведена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2-3 кварталы ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ основным видом деятельности ООО «ПромИнвест» является оптовая торговля черными металлами в первичных формах, дополнительным видом деятельности является оптовая торговля лесоматериалами и санитарно­техническим оборудованием. Согласно выписке движения денежных средств по расчетному счету организации, деятельность во 2-3 квартале ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась, операции по счету проводились.

По информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, ответчик за подтверждением класса опасности образующихся в результате хозяйственной деятельности отходов также не обращался.

Неисполнение со стороны ответчика обязанности по предоставлению расчета и платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также обязанности по отнесению образующихся отходов к конкретному классу опасности, по мнению истца, нарушает интересы государства и неопределенного круга лиц на реализацию права на благоприятную окружающую природную среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил обязать ООО «ПромИнвест» в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет платы и перечисление платежа за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3 кварталы ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, представить в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области документы и материалы, определенные п.6 Порядка отнесения I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 05.12.2014 №541, для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды.

Судом постановлено указанное выше решение, которым иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе ООО «ПромИнвест», оспаривая законность и обоснованность принятого судом решения, просит его отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя ООО «ПромИнвест» - Бильдянова Ш.Р., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Стрельникову В.В., возражавшую по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 11 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, обязанности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно части 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Частью 1 названной нормы предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия на окружающую и природную среду установлен постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632.

Указанный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года № 204, действовавшим в период спорных правоотношений, предусмотрено, что организациями, осуществляющим любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, оформляется расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» - установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Указом Президента РФ от 23 июня 2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) переданы полномочия в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической.

С 1 августа 2014 года действует Порядок ведения государственного кадастра отходов, утвержденный приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792, и Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июля 2014 года № 445.

Приказом Минприроды России от 05 декабря 2014 № 541 утвержден Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, который устанавливает процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы (далее - хозяйствующие субъекты), документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

На основании пункта 6 указанного Порядка, для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности следующие документы и материалы:

- заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности (далее - Заявление), в котором указываются:

фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, место его жительства, адрес(а) мест(а) осуществления хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

полное и сокращенное наименование (в случае, если имеется), в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адрес(а) мест(а) осуществления деятельности, в процессе которой образуются отходы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

идентификационный номер налогоплательщика;

- сведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), об агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов;

- документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава:

копия акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6977, 2014, N 26, ст. 3366) заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), а также копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, которая(-ый) устанавливал(-а) химический и (или) компонентный состав вида отходов посредством соответствующих измерений, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), - в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений;

копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, - в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в данных документах;

- документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанными в пункте 3 Порядка, - при установлении класса опасности вида отходов на основании данных Критериев;

- копии акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), - при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует;

- предложение о включении данного вида отходов в ФККО и в БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования - при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка.

Перечень документов и материалов, установленных в пункте 6 настоящего Порядка, является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов и материалов не допускается.

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «ПромИнвест» осуществляет основную деятельность в области оптовой торговли черными металлами в первичных формах.

Поскольку деятельность ответчика связана с негативным воздействием на окружающую среду, то на него законом возложена обязанность по предоставлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Между тем, ответчиком не был представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за второй и третий квартал ДД.ММ.ГГГГ, что следует из сообщения Управления Росприроднадзора по Волгоградской области и ответчиком не оспаривается.

Суд первой инстанции, установив, что ООО «ПромИнвест», являясь организацией, осуществляющей деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду, не предоставило расчет платы за такое воздействие и не перечислило соответствующие платежи за второй и третий кварталы ДД.ММ.ГГГГ, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором Центрального района г. Волгограда исковых требований.

Данные выводы суда мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не был извещен о месте и времени рассмотрения дела судом, отклоняются как необоснованные, поскольку опровергаются материалами дела.

В части 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации перечислены формы судебных извещений и вызовов. Согласно данной норме лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

На основании части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Из материалов дела следует, что о времени и месте судебного заседания суда первой инстанции, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, ответчик судом извещался. Из уведомления о вручении почтовой корреспонденции следует, что судебное извещение о месте и времени рассмотрения настоящего спора с приложением искового заявления и иных документов было вручено представителю ООО «ПромИнвест» Бильдянову Ш.Р. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <.......>).

ДД.ММ.ГГГГ от представителя ООО «ПромИнвест» Бильдянова Ш.Р. в суд поступили письменные возражения на исковое заявление (л.д. <.......>).

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что в силу статьи 167 ГПК РФ суд первой инстанции был вправе рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не обязан предоставлять расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и вносить такую плату, поскольку не осуществляет деятельность, оказывающую вредное влияние на окружающую среду, не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона об охране окружающей среды, отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (в редакции Приказа Ростехнадзора от 27 марта 2008 года № 182), следует, что в случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных расчетом, в строке соответствующей графы ставится прочерк.

Таким образом, при отсутствии каких-либо показателей, предусмотренных расчетом, ответчиком должна быть представлена соответствующая форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, что им сделано не было.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

При указанных обстоятельствах оснований к отмене постановленного решения судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда города Волгограда от 22 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «ПромИнвест» - без удовлетворения.

Председательствующий:/ подпись/

Судьи:/подписи/

Копия верна.

Судья Волгоградского областного суда Т.А. Горкушенко