САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-11897/13
Судья: Тарасова О.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бакуменко Т.Н.
судей
ФИО1, ФИО2
при секретаре
ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 августа 2013 года апелляционную жалобу ФИО4 на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 06 мая 2013 года по делу №2-1863/13 по заявлению ФИО4 о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии филиал по Ленинградской области
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения заявителя – ФИО4, представителя заявителя ФИО4 – ФИО5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ в осуществлении государственного кадастрового учета части жилого дома Филиала федерального государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области от <дата>. В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что обратился к заинтересованному лицу с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и выдаче кадастрового паспорта на часть жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, <адрес>. <дата> «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области приняла решение об отказе в осуществлении государственного учета №.... Основанием для отказа послужило несоответствие заявления о государственном учете требованиям действующего законодательства, а также отсутствие документов предусмотренных п.21 Приказа Министерства Экономического развития РФ № 577 «О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений объектов, незавершенного строительства в переходный период применения Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства». Отказ заинтересованного лица ФИО4 считает незаконными, нарушающим права и свободы заявителя, а также создающими препятствия заявителю для осуществления его прав и свобод.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении заявленных требований ФИО4 – отказано.
В апелляционной жалобе ФИО4 просит решение отменить, принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции заинтересованные лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии филиал по Ленинградской области, ФИО6, ФИО7 не явились, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ. ФИО6, ФИО7 извещены посредством направления судебной повестки <дата>, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии филиал по Ленинградской области извещено <дата> посредством факсимильной связи. Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. О причинах своей неявки в судебное заседание заинтересованные лица не известили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
<дата> ФИО4 по договору купли-продажи, удостоверенного нотариусом г. Всеволожска Ленинградской обл. Ш. приобрел в собственность <...> доли жилого <адрес>, находящегося по адресу <адрес>.
Договор купли-продажи от <дата> зарегистрирован в ПИБ №... Администрации Всеволожского района Ленинградской области <дата> за №....
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости жилой дом по адресу <адрес> кадастровым номером №... прошел государственный кадастровый учет <дата> на основании технического паспорта от <дата>, переданного из филиала Ленинградского областного управления инвентаризации и оценки недвижимости - БТИ Сертолово.
Так же, осуществлен государственный кадастровый учет <...> части дома с кадастровым номером №... на основании технического паспорта от <дата> на часть жилого дома, подготовленного отделением ГУП «Леноблинвентаризация» БТИ Сертолово. Документы на оставшуюся часть здания, которая принадлежит заявителю, органу кадастрового учета представлены не были.
Согласно копиям свидетельств о государственной регистрации права от <дата> за ФИО6 и ФИО7 зарегистрировано право собственности на <...> часть жилого <адрес>, состоящей из комнаты 3(лит.а), кухни 4 (лит.а), комнаты 5 (лит.а), мансарды 6,7,8, пристройки (лит.а1), с двумя сараями ( лит.Г4,г5), жилое, площадь 73,5 кв.м., инв. №..., этажность1, условный номер №....
ФИО4 обратился к заинтересованному лицу с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет <...> части дома, находящегося по адресу <адрес>, представив технический паспорт домовладения от <дата>. После изучения документов заинтересованным лицом было принято обжалуемое решение со ссылками на требования п.п.2 п.70 Приказа Министерства Экономического развития РФ № 577 «О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений объектов, незавершенного строительства в переходный период применения Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства».
Так как в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об объекте капитального строительства с кадастровым номером №..., расположенном по адресу: <адрес> двухэтажном, <дата> года постройки, заявителю необходимо было представить документы, установленные п. 45,46 вышеуказанного Приказа, заявление о государственном учете всех образуемых объектов недвижимости, а также технические планы объектов, образованных в результате раздела.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно пункту 28 указанного Постановления и в соответствии с положениями ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
На основании абз.6 ч.2 ст. 20, Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно п.п 2 п.70 Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577 (ред. от 29.08.2012) основанием для отказа в осуществлении государственного учета является следующее: заявление о государственном учете или необходимые для государственного учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости государственный кадастровый учет прошел жилой дом и только <...> часть жилого дома, принадлежащая заинтересованным лицам ФИО6 и ФИО7
В соответствии с п. 45 и п.46 Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577 (ред. от 29.08.2012 в случае образования двух и более объектов учета представляются одно заявление о государственном учете всех образуемых объектов учета и необходимые для их государственного учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов учета осуществляется одновременно.
В случае образования объекта учета в результате выдела доли в натуре из объекта учета представляются только заявление о постановке на учет такого образуемого объекта учета и необходимые для его государственного учета документы, установленные п.21 Приказа (технические планы объектов, а также документы, устанавливающие или удостоверяющие право заявителей на соответствующие объекты учета).
Вывод суда первой инстанции о том, что решением заинтересованного лица не было создано препятствий к осуществлению прав и свобод заявителя, и на него не была возложена какая-либо обязанность, является неправильным, основанным на неправильном применении норм материального права.
Так, <дата> ФИО6 и ФИО7 зарегистрировали право собственности по наследству по закону на <...> часть жилого <адрес>,
Заинтересованным лицом произведен кадастровый учет <...> части одноэтажного жилого дома с кадастровым номером №..., общей площадью 73,5 кв.м., что подтверждается кадастровым паспортом от <дата>, выданным Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007г. « О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно п.35 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденного приказом Минрегионразвития РФ от 11.01.2011г. № 1 ( в редакции от 17.08.2011г.) основанием для включения в ГКН сведений об объектах технического учета, государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом о регистрации, является акт о включении в ГКН сведений о ранее учтенных объектах технического учета, содержащихся в ЕГРП (далее - Акт).
В связи с изложенным, к сложившимся правоотношениям не применимы п.п. 45,46 Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577 (ред. от 29.08.2012) поскольку постановка на кадастровый учет <...> части жилого дома уже произведена, и необходимости в одновременной постановке на учет образованных объектов недвижимости не имеется.
В решении заинтересованного лица заявителю предлагается способ устранения причин, послуживших основанием к отказу в постановке на кадастровый учет – представление в орган кадастрового учета заявления о постановке на государственный учет зданий, образованных в результате реального раздела, с предоставлением документов, предусмотренных п.21 Порядка (технических планов объектов, а так же документов, устанавливающих или удостоверяющих право заявителей на соответствующие объекты учета). Данное решение ущемляет права заявителя, т.к. ставит его в неравное положение с К-выми, которые уже произвели постановку части дома на кадастровый учет, и не имеют интереса с повторным обращением в орган кадастрового учета. Правило п. 45 Порядка должно было применяться изначально, при постановке на кадастровый учет <...> части жилого дома по заявлению К-вых. При сложившихся обстоятельствах, требования п. 45 Порядка объективно, не по вине заявителя не могут быть исполнены.
Как правильно указывает заявитель, правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права непосредственно на который у лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленном законом. Подтверждением проведения государственного кадастрового учета является кадастровый паспорт объекта недвижимости, который заявитель обязан представить в регистрирующий орган, отсутствие указанного паспорта является препятствием для закрепления за заявителем права на образованный объект недвижимости.
Заинтересованным лицом так же отказано в постановке части дома на кадастровый учет, ввиду того, что заявителем было представлено заявление о постановке на кадастровый учет здания, расположенного по адресу <адрес>, однако в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об объекте капитального строительства с кадастровым номером №..., расположенного по адресу <адрес>, с инвентарным номером №..., с общей площадью 125,4 кв.м., двухэтажное, <дата> года постройки.
Заявитель представил заинтересованному лицу технический паспорт на часть жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, выданный <дата> отделением ГУП « Леноблинвентаризация» « БТИ Сертолово), реестровый номер №..., условный номер №..., инвентарный номер №....
Как установлено судебной коллегией, реестровый и условные номера соответствуют номерам технического паспорта на жилой дом от <дата>, в указанном паспорте имеется указание на договор о реальном разделе жилого дома от <дата>, в данном паспорте адрес жилого дома соответствует адресу, указанному в техническом паспорте на часть дома, земельные участки обозначены, как №... В паспорте на жилой дом от <дата> имеются сведения о принадлежности объекта ФИО4, ФИО7, ФИО6, указаны правоустанавливающие документы. В паспорте на листах №... указан адрес <адрес>.
В договоре купли-продажи от <дата> так же указан адрес нахождения дома <адрес>. В свидетельствах о регистрации права собственности К-вых, кадастровом паспорте на <...> часть жилого дома указан адрес: <адрес>
Таким образом, каких-либо оснований считать, что заявитель просит произвести постановку на кадастровый учет части иного жилого дома не имеется.
В соответствии с п.6 Приказ Минюста РФ от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» в кадастровом паспорте указывается официально присвоенный (почтовый) адрес. Наименования субъекта Российской Федерации и муниципального образования заполняются в соответствии с уставом (конституцией) субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При заполнении строк "муниципальное образование", "населенный пункт" указываются также тип муниципального образования (муниципальный район, городской округ, поселение) и тип населенного пункта (город, село, деревня и т.д.). При заполнении строки "улица" указываются наименование улицы и ее тип (переулок, проезд, улица и т.д.). В строке "литера" указывается присвоенная органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации литера объекта.
Так, в кадастровом паспорте от <дата> на часть дома, принадлежащего ФИО8 в п.1.9 имеется примечание, согласно которому строки « Район», « Муниципальное образование», « населенный пункт» и «улица» заполнены в соответствии с Классификатором адресов России. В строке »Иное» описание местоположения указан адрес по документам с учетом административно-территориального устройства Ленинградской области.
Указание простого номера земельного участка ( №...) в кадастровом паспорте не требуется.
В статье 194 ГПК РФ указано, что решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19.12.2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ) (п. 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).
Постановленное судом в рамках настоящего спора решение не может быть признано отвечающим требованиям ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, в связи, с чем подлежащим отмене, а требования заявителя удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 06.05.2013 года – отменить.
Признать решение Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии- отдела по Всеволожскому району по Ленинградской области об отказе в осуществлении государственного учета части жилого дома от <дата> №... – незаконным.
Обязать Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области поставить на государственный учет часть жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, состоящую согласно технического паспорта от <дата> из жилой комнаты 8( лит.а), кладовой 9(лит.а), жилой комнаты 10(лит.а), гостиной 6(лит.а1). совмещенного санузла 7 (лит.а1), прихожей 1(лит.а2), холла 2(лит.а2), туалета 3(лит.а2), лестницы 4(лит.а2), коридора 11(лит.а3),жилой комнаты 12 ( лит.а3), жилой комнаты 13(лит.а3), жилой комнаты 14(лит.а3), подсобной 15(лит.а3), летней комнаты 16(лит.а3), кухни-столовой 5(лит.а4), тамбура 17(лит.а2), кладовой 18( лита.а2), тамбура 19(лит.а2), принадлежащего ФИО4 (пол мужской, <дата> г.р., урож. <...>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу <адрес>), паспорт гражданина РФ №... выдан <адрес> <дата> код подразделения №....
Председательствующий:
Судьи: