Судья Распопин В.В. Строка – 57, госпошлина: 0 руб.
Докладчик Рожин Н.Н. Дело № 33-118/2015 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нарьян-Мар 30 июня 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи Гомола С.Н.,
судей Рожина Н.Н., Обориной В.М.,
при секретаре судебного заседания Корзовой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе и.о. главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО1 на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 6 мая 2015 г., которым постановлено:
исковые требования заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», муниципальному унитарному предприятию «Комбинат по благоустройству и бытовому обслуживанию» о понуждении оборудовать вход в здание бани специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа в него инвалидов и других маломобильных групп населения удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» оборудовать вход в здание бани, расположенное по адресу: Ненецкий автономный округ, <...> «а», специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа в него инвалидов и других маломобильных групп населения.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Заслушав доклад судьи Рожина Н.Н., объяснения представителя администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Воронина Е.В. и представителя МУП «Комбинат по благоустройству и бытовому обслуживанию» ФИО3, полагавших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Ненецкого автономного округа, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее по тексту - администрация г. Нарьян-Мара), муниципальному унитарному предприятию «Комбинат по благоустройству и бытовому обслуживанию» (далее по тексту – МУП «КБ и БО») о возложении обязанности оборудовать вход в здание бани специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа в него инвалидов и других маломобильных групп населения.
Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в нарушении действующего законодательства здание бани № 2, расположенное по адресу: <...> «а», не оборудовано специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа в него инвалидов и других маломобильных групп населения.
Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился и.о. главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО1 В апелляционной жалобе просит отменить решение как незаконное, и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. Считает, что обязанность оборудования входа в здание бани специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа в него инвалидов и других маломобильных групп населения должна быть возложена на МУП «КБ и БО». Ссылается на то, что суд в нарушении норм процессуального права не ознакомил представителя администрации г. Нарьян-Мара с отзывом МУП «КБ и БО» на иск.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного постановления, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что прокуратурой Ненецкого автономного округа проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно данным проверки, в нарушение требований действующего законодательства, вход в здание бани № 2, расположенной по адресу: <...> «а», не оборудован специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа в него инвалидов и других маломобильных групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в результате чего доступ указанных лиц к данному объекту социальной инфраструктуры ограничен. Данное обстоятельство подтверждается актом осмотра, фототаблицей, и не оспаривается ответчиками.
Свидетельством о государственной регистрации права, постановлением администрации г. Нарьян-Мара от 16 мая 2007 г. № 691, Уставом МУП «КБ и БО» подтверждается, что здание бани № 2 находится в муниципальной собственности, передано в хозяйственное ведение МУП «КБ и БО», учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование «Городской округ «Город Нарьян-Мар».
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из положений Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, правовой позиции Конституционного Суда РФ (определение от 13 мая 2010 г. № 689-О-О), строительных норм и правил, Устава МУП «КБ и БО» и обоснованно пришел к выводам о том, что здание бани № 2 является объектом социальной инфраструктуры, и собственник данного объекта - администрация г. Нарьян-Мара, должна оборудовать его специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа в него инвалидов и других маломобильных групп населения.
Доводы жалобы о необоснованном возложении обязанности по установке пандусов на администрацию г. Нарьян-Мара судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 г. № 689-О-О, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.
В силу ст.ст. 2, 16, 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. В целях решения вопросов местного значения органы городских округов обладают полномочиями создания муниципальных предприятий, осуществление финансового обеспечения их деятельности.
Согласно п. 3 ст. 215 ГК РФ, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст.ст. 294, 296 ГК РФ.
Унитарное предприятие не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником (п. 1 ст. 113 ГК, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
В силу ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ недвижимым имуществом муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.
В соответствии с Уставом МУП «КБ и БО» данное учреждение создано для оказания услуг населению, осуществление благоустройства г. Нарьян-Мара (п. 2.1.) Финансирование осуществляется из средств городского бюджета и полученной прибыли, которая перечисляется в бюджет г. Нарьян-Мара или может быть направлена только на увеличение уставного фонда, покрытие убытков и материальное стимулирование работников предприятия (раздел 3).
Учитывая изложенное, публичная обязанность по обеспечению доступности зданий социальной инфраструктуры (находящихся в муниципальной собственности) для инвалидов и других маломобильных групп населения с ограниченными возможностями возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, если нормативно не установлено иное.
В данном случае нормативного акта, предусматривающего обязанность МУП «КБ и БО», в хозяйственном ведении которого находится здание, обеспечить доступность зданий для инвалидов и других маломобильных групп населения не имеется.
Ссылка в жалобе на то, что суд в нарушении норм процессуального права не ознакомил представителя администрации г. Нарьян-Мара с отзывом МУП «КБ и БО» на исковое заявление, является несостоятельной, поскольку данный отзыв на исковое заявление был вручен представителю администрации г. Нарьян-Мара в судебном заседании 6 мая 2015 г. (л.д. 40), и был исследован судом (л.д. 41).
Решение суда в остальной части предметом обжалования не является, соответствующих доводов в апелляционной жалобе не содержится, оснований для выхода за пределы рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, как об этом ставится вопрос в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 6 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Гомола
Судьи Н.Н. Рожин
В.М. Оборина