Судья Курносенко Е.А. Дело № 33-587/2022 (33-11901/2021)
Докладчик Полуэктова Т.Ю. (2-1465/2021)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 8 февраля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Молчановой Л.А.
судей Полуэктовой Т.Ю., Сучковой И.А.
при секретаре Свининой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Ибрагимовой Ларисы Александровны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области-Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу Голубевой Н.Ю., действующей на основании доверенности, на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 26 октября 2021 года,
заслушав доклад судьи Полуэктовой Т.Ю.,
У С Т А Н О В И Л А:
Ибрагимова Л.А. обратилась с иском к Государственному Учреждению- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) (далее – ГУ-УПФР в г. Ленинске-Кузнецком) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ - УПФР в г. Ленинске-Кузнецком с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Ответчиком не включен в специальный стаж период работы в должности моториста электродвигателя 2 разряда:
В Управлении коммунальных котельных и тепловых сетей с 05.01.1994 по 22.06.1994, с 24.07.1994 по 11.07.1996;
в Муниципальном предприятии коммунальных котельных и тепловых сетей с 12.07.1996 по 11.08.1996, с 01.10.1998 по 16.05.1999, с 01.07.1999 по 31.08.1999, с 11.09.1999 по 30.07.2000, с 01.09.2000 по 13.05.2001, с 01.06.2001 по 05.08.2001, с 11.08.2001 по 26.07.2002, с 07.09.2002 по 22.06.2003, с 09.07.2003 по 05.08.2003, с 15.09.2003 по 31.03.2004,
в ОАО «Коммунальные котельные и тепловые сети» г.Ленинск-Кузнецкий с 01.04.2004 по 29.08.2004, с 11.09.2004 по 31.08.2005, с 10.09.2005 по 30.06.2006, с 11.09.2006 по 28.02.2007.
С решением УПФР не согласна, поскольку она работала на одном и том же месте, выполняла одну и ту же работу - работу машиниста топливоподачи котельной, но её должность неправильно была записана в трудовой книжке - моторист электродвигателя.
В указанные периоды предприятие неоднократно переименовывалось.
30.06.2004 Департаментом труда Кемеровской области внесено директору ОАО «ККиТС» г. Ленинска-Кузнецкого предписание об устранении нарушений закона в связи с неверным указанием профессии рабочих, занимающихся золоудалением и топливоподачей угля, предложено привести в соответствие наименование профессии рабочих в соответствии с ОКП 016-94, ЕТКС и фактически выполняемой работой. Нарушение устранено работодателем только 01.03.2007, когда на основании приказа № 73к от 26.03.2007 она переведена с должности моториста электродвигателя 2 разряда на должность машиниста топливоподачи 3 разряда.
Необоснованное изменение наименования ее профессии привело к тому, что стаж работы по профессии моторист электродвигателей не засчитан в стаж работы, дающей право на назначение ей досрочной пенсии по старости за работу во вредных условиях труда.
С учётом уточнения требований просит признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить вышеуказанные периоды работы моториста электродвигателя 2 разряда в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»; обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права - с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, на услуги представителя в размере 30 000 рублей.
Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 26 октября 2021 года постановлено исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ - УПФР РФ в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФИО1
Обязать ГУ - ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу (правопреемника ГУ - УПФР в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное)) включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости ФИО1 периоды работы в Управлении коммунальных котельных и тепловых сетей (УККиТС) с 05.01.1994 по 22.06.1994, с 24.07.1994 по 11.07.1996 в качестве моториста электродвигателя 2 разряда (как в трудовой книжке), в Муниципальное предприятие коммунальных котельных и тепловых сетей (МП «ККиТС г. Ленинска-Кузнецкого») с 12.07.1996 по 11.08.1996, с 01.10.1998 по 16.05.1999, с 01.07.1999 по 31.08.1999, с 11.09.1999 по 30.07.2000, с 01.09.2000 по 13.05.2001, с 01.06.2001 по 05.08.2001, с 11.08.2001 по 26.07.2002, с 07.09.2002 по 22.06.2003, с 09.07.2003 по 05.08.2003, с 15.09.2003 по 31.03.2004 в качестве моториста электродвигателя 2 разряда (как в трудовой книжке), в открытом акционерном обществе «Коммунальные котельные и тепловые сети» г. Ленинск-Кузнецкий (ОАО «ККиТС») с 01.04.2004 по 29.08.2004, с 11.09.2004 по 31.08.2005, с 10.09.2005 по 30.06.2006, с 11.09.2006 по 28.02.2007 в качестве моториста электродвигателя 2 разряда (как в трудовой книжке), и назначить досрочную страховую пенсию по старости ФИО1 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права, с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ - ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу (правопреемник ГУ - УПФР в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное)) в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, за услуги представителя в размере 12 000 рублей, а всего 12 300 рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе представитель ГУ - ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу ФИО2 просит решение суда отменить как принятое при неправильном применении норм материального права.
Считает, что не имеется достаточных доказательств и оснований для включения в специальный стаж истца спорных периодов работы. В выписке из лицевого счета застрахованного лица периоды работы ФИО1 с 01.01.1998 по 31.03.2004, с 01.04.2004 по 28.02.2007 отражены как обычные условия труда.
Профессия истца «моторист эл.двигателя» не предусмотрена Списком № 2 от 26.01.1991.
Считает неправомерной ссылку суда на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, содержащему сведения о предписании государственного инспектора труда руководителю предприятия ОАО «КК и ТС» о неправильном наименовании профессии рабочих, занятых на топливоподачи угля.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем ФИО1 - ФИО3 принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Кемеровского областного суда, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Исходя из положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии надлежаще извещенных участников процесса.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подп. "б" п. 1 Постановления N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются в том числе :
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее Список N 2 от 26.01.1991).
В подразделе "а" "рабочие" раздела XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 10, предусмотрена профессия "машинисты топливоподачи" (код позиции 2140000а-14261).
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет").
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно абзацу 2 и 3 пункта 3 Порядка до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) трудовой книжкой, другими документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимого льготного стажа.
При этом в льготный стаж не зачтены периоды работы в качестве моториста электродвигателя 2 разряда (как в трудовой книжке): Управление коммунальных котельных и тепловых сетей (УККиТС) с 05.01.1994 по 22.06.1994, с 24.07.1994 по 11.07.1996; Муниципальное предприятие коммунальных котельных и тепловых сетей (МП «ККиТС г. Ленинска-Кузнецкого») с 12.07.1996 по 11.08.1996, с 01.10.1998 по 16.05.1999, с 01.07.1999по 31.08.1999, с 11.09.1999 по 30.07.2000, с 01.09.2000 по 13.05.2001, с 01.06.2001 по 05.08.2001, с 11.08.2001 по 26.07.2002, с 07.09.2002 по 22.06.2003, с 09.07.2003 по 05.08.2003, с 15.09.2003 по 31.03.2004 ; ОАО «Коммунальные котельные и тепловые сети» г.Ленинск-Кузнецкий (ОАО «ККиТС») с 01.04.2004 по 29.08.2004, с 11.09.2004 по 31.08.2005, с 10.09.2005 по 30.06.2006, с 11.09.2006 по 28.02.2007, поскольку такая профессия не предусмотрена льготными Списками №2 от 1956г. и 1991г., и работодателем не отражены особые условия труда (т.1 л.д.10).
Льготный стаж ФИО1 на момент обращения в Пенсионный фонд за назначением досрочной страховой пенсии по старости составляет 9 лет 5 месяцев 23 дней, страховой стаж - 29 лет 8 месяцев 15 дней, что подтверждается сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.8-9).
Согласно записи в трудовой книжке ФИО1, архивным справкам, личным карточкам, копиям приказов, ведомостей начисления заработной платы, в спорные периоды ФИО1, работала мотористом электродвигателя 2 разряда в УККиТС, МП «ККиТС г. Ленинска-Кузнецкого», ОАО «ККиТС», с 01.03.2007 переведена машинистом топливоподачи 3 разряда (т.1 л.д.11-14, 27-33).
ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из сведений о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица по состоянию на 01 октября 2021, спорные периоды работы ФИО1 поданы работодателями УККиТС, МП «ККиТС г. Ленинска-Кузнецкого», ОАО «ККиТС» как обычные условия.
В соответствии с Инструкцией по охране труда мотористов электродвигателей №13 моторист электродвигателей во время работы обязан проверять наличие угля, шлака в бункерах, проверять работу конвейеров, следить за состоянием дробилки, исправностью деталей в конвейерах золоудаления, сообщать о всех неисправностях мастеру смены, не допускать попадания шлака, угля в приямок шлакового насоса и т.д. (т.1 л.д.22-24).
Из материалов дела следует, что в результате проверки государственным инспектором труда С. руководителю предприятия ОАО «ККиТС» выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений, поскольку установлено, что профессия рабочих, занимающихся золоудалением и топливоподачей угля, названа мотористами электродвигателя, что не соответствует ЕТКС, и предписано привести наименование профессии этих рабочих в соответствие с ЕТКС и фактически выполняемой ими работой (т.1 л.д.17).
Согласно ответу Министерства труда и занятости населения Кузбасса РО4219 -02- 37691 от 28.07.2021 и заключению №42 от 30.06.2004, вышеуказанное предписание №13 от 30.06.2004 об устранении выявленных нарушений составлено по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в период с 24.06.2004 по 30.06.2004, и её результаты отражены в заключении государственной экспертизы условий труда от 30.06.2004 №2 (т.1 л.д.70-72).
В соответствии с представленным заключением, на момент проверки представлена инструкция по охране труда №13 от 04.04.2004 на моториста электродвигателя, которая не соответствует фактически выполняемой работы, а именно, ремонтом оборудования занимаются не мотористы, а слесари. Рабочие, именуемые мотористами электродвигателя, выполняют работу машиниста топливоподачи и машиниста (кочегара) котельной. В соответствии со списком №2 производственных работ, профессий, должностей, и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением кабинета Министра СССР от 26.01.1991 г. №10, машинист топливоподачи имеет льготную пенсию по разделу XII «Паросиловое хозяйство» позиция 2140000а-14261, а машинист (кочегар) по разделу XXXIII «общие профессии» позиция 23200000-13786. В ОАО «ККиТС» по истечении месяца по табелю выходов рассчитывается количество отработанных смен и в следующем месяце выдается на эту определенную сумму сгущенное молоко, на момент проверки выдавалось молоко за май. В МП «КК и ТС г.Ленинска-Кузнецкого» в 2002 году принят коллективный договор сроком на 3 года, в котором разработаны нормы выдачи СИЗ, которые соответствуют отраслевым, утвержденным постановлением Минтруда от 29.12.1997 №68 (с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 17.12.2001 №85).
Комиссией принято решение о переименовании профессии моториста электродвигателей в связи с фактически выполняемой ими работой в машинистов топливоподачи, которая соответствует требованиям ЕТКС (т.1 л.д.15-16).
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что представленными доказательствами подтверждена работа истицы в спорный период в течение полного рабочего дня в котельной, которая работала на твердом топливе (угле), выполняемые истицей функции, условия и характер деятельности в профессии моториста электродвигателя соответствует функциям и характеру работы машиниста топливоподачи, то есть истица фактически работала машинистом топливоподачи, что дает ей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости, а неправильное указание профессии в трудовой книжке и не представление работодателем сведений о льготности профессии в Пенсионный фонд не может ограничивать права ФИО1 на пенсионное обеспечение, в связи с чем признал незаконным решение ГУ – УПФР в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При этом судом принято во внимание, что внести какие-либо изменения в трудовую книжку и предоставить какие-либо уточняющие справки работодателя в настоящее время истица не имеет возможности в связи с ликвидацией предприятий.
Установив, что льготный стаж ФИО1 на момент обращения в пенсионный орган составляет 18 лет 10 месяцев 27 дней, страховой стаж - более 25 лет, истица достигла возраста 50 лет - ДД.ММ.ГГГГ, суд обязал ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости истцу в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права - с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании статей 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию стороны ответчика о завышенном размере судебных расходов, а также все юридически значимые обстоятельства: степень сложности дела, количество судебных заседаний, в которых участвовал представитель, объем выполненной представителем истицы работы, ценность защищаемого права, принципы разумности и справедливости, судом первой инстанции частично удовлетворены требования о взыскании судебных расходов в размере 12 000 рублей, в том числе за составление искового заявления в размере 3 000 рублей, за участие в судебных заседаниях в размере 9 000 рублей, и по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, мотивированы и подтверждены совокупностью представленных доказательств и установленными судом обстоятельствами, имеющими значение для дела.
Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж истца, поскольку периоды работы ФИО1 с 01.01.1998 по 31.03.2004, с 01.04.2004 по 28.02.2007, так как сведения на индивидуальный лицевой счет переданы работодателем как обычные условия, а профессия «моторист эл.двигателя» не предусмотрена Списком № 2 от 26.01.1991, поскольку данные доводы являлись предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а указанные доводы направленны на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Эти требования процессуального закона, как усматривается из текста судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела выполнены.
Поскольку по своему смыслу позиция 2140000а-14261 раздела XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2, предусматривает возможность льготного пенсионного обеспечения для машинистов топливоподачи, требуется подтверждение занятости работника на производстве и в должности, поименованных в данном Списке.
Как следует из обжалуемого судебного постановления, судом первой инстанции дана правовая оценка тому, что из представленных в материалы дела доказательств усматривается фактическое выполнение истцом работ, предусмотренных Списком N 2 от 26.01.1991 N 10, в течение полного рабочего дня в производстве, предусмотренном Списком N 2.
При этом, судом первой инстанции обоснованно принято в качестве доказательства заключение №42 от 30.06.2004, которым установлено, что рабочие, именуемые мотористами электродвигателя, выполняют работу машиниста топливоподачи и машиниста (кочегара) котельной; профессия рабочих, занимающихся золоудалением и топливоподачей угля, названа мотористами электродвигателя, что не соответствует ЕТКС, в соответствии с которым предписано привести наименование профессии этих рабочих в соответствие с ЕТКС и фактически выполняемой ими работой.
Как правильно указано в решении суда первой инстанции, должностные обязанности истицы в спорные периоды времени в профессии моториста электродвигателя, согласно должностным инструкциям, соответствовали работе машиниста топливоподачи, то есть истец выполняла работы, соответствующие по условиям труда (вредности трудового процесса) характеристике работ, выполняемых в профессии машинист топливоподачи, предусмотренной Списком N 2 от 26.01.1991 N 10, и спорные периоды могут быть засчитаны в стаж в соответствии с разделом XIII "Электростанции, электропоезда, паросиловое хозяйство" данного Списка.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона N 173-ФЗ).
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в Постановлении Правительства РФ от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 года N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Пунктом 5 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрена обязанность страхователя представлять ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда.
На основании п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, такая ответственность предусмотрена п. 1 ст. 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Из положений ст. 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз. 1абз. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу п. п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд РФ осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд РФ о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд РФ вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, так как спорные периоды работы истца с 05.01.1994 по 22.06.1994, с 24.07.1994 по 11.07.1996 в качестве моториста электродвигателя 2 разряда (как в трудовой книжке), в МП «ККиТС г. Ленинска-Кузнецкого» с 12.07.1996 по 11.08.1996, с 01.10.1998 по 21.12.1998 имели место до даты регистрация качестве застрахованного лица, следовательно, данные периоды работы не могут быть подтверждены выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учёта.
В отношении остальных спорных периодов работы ФИО1 работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ предоставлялись сведения как обычные условия, однако данные сведения не соответствуют действительности, что следует из заключения №42 от 30.06.2004, которым установлено, что рабочие, именуемые мотористами электродвигателя, выполняют работу машиниста топливоподачи и машиниста (кочегара) котельной, то есть работу, предусмотренную Списком N 2 от 26.01.1991 N 10.
При этом судебной коллегией учтено, что работодателем после 01.03.2007 при неизменности трудовой функции истца поданы сведения с учетом Списка № 2.
Согласно протоколу заседания квалификационной комиссии ОАО «ККиТС» от 15.03.2007 при повторном рассмотрении вопроса о переименовании профессии моторист электродвигателей, принято решение о переименовании профессии моторист электродвигателей с фактической выполняемой работой в машинистов топливоподачи, которая соответствует требования ЕТКС.
Из истребованных судебной коллегией архивных сведений, справке архивного отдела администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа следует, что должность ФИО1 спорные периоды времени значится как моторист электродвигателей, при этом табели учета рабочего времени, должностные инструкции, штатные расписания, уставы работодателей, карты аттестации рабочих мест на хранение в архивный отдел не поступали.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает несостоятельной ссылку апеллянта на то, что работодатель для указания тяжелых условий труда истца на его лицевом счете не возвращается к 2004 году, так как судом установлено и материалами дела подтверждено, что работодателем предоставлены недостоверные сведения, а истец не несет ответственности за достоверностью сведений, представляемых страхователем (работодателем) для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерной ссылается на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, содержащему сведения о предписании государственного инспектора труда руководителю предприятия ОАО «КК и ТС» о неправильном наименовании профессии рабочих, занятых на топливоподачи угля, не служит основанием для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Приведенные положения процессуального закона и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации направлены на обеспечение обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений и законности выносимых судом постановлений в условиях действия принципа состязательности.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности. Таким образом, не допускается оспаривание установленных вступившим в законную силу судебным постановлением обстоятельств, равно как и повторное определение прав и обязанностей стороны спора, путем предъявления новых исков.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в деле, установленные решением Ленинск-Кузнецкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № обстоятельства.
Доводы апелляционной жалобы, равно как и само по себе несогласие с выраженными в решении выводами, основанием для отмены решения не являются, так как данные доводы не основаны на законе и направлены на переоценку выводов суда. При этом, судебная коллегия отмечает, что суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Доводы жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, не содержат правовых оснований для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам дела и истцом не опровергнуты.
Таким образом, при рассмотрении дела, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам в их совокупности, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 26 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного Учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу ФИО2 – без изменения.
Председательствующий Л.А. Молчанова
ФИО4
ФИО5