ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11915/17 от 11.01.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Пелех М.Ю.

судья-докладчик Коваленко В.В. по делу № 33-241/2018

(№ 33-11915/2017)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 января 2018 года г.Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Александровой М.А.,

судей Коваленко В.В., Сальниковой Н.А.,

при секретаре Ситниковой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чунского района в защиту интересов Чунского районного муниципального образования к Тюменцеву Валерию Григорьевичу о взыскании сумм неосновательного обогащения

по апелляционным жалобам Тюменцева В.Г., администрации Чунского района на решение Чунского районного суда Иркутской области от 26 сентября 2017 года,

установила:

Прокурор Чунского района обратился в суд с иском в защиту интересов Чунского районного муниципального образования (в порядке ст.45 ГПК РФ) к Тюменцеву В.Г., указав в обоснование требований, что прокуратурой Чунского района проведена проверка законности начисления в 2015 г. и в 2016 г. оплаты труда мэру Чунского районного муниципального образования, в соответствии с которой в период 2015 - 2016 годы у мэра Чунского района Тюменцева В.Г. отсутствовали полномочия по замещению другой должности муниципальной службы, в том числе и той, основной функцией которой являлось обеспечение защиты государственной тайны.

Установление мэру района в нарушение требований законодательства надбавки к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны в размере 20%, а также применение повышающего коэффициента в размере 5,1 к надбавке за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 50% и к надбавке к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны в размере 20% привело к необоснованному превышению надбавок к должностному окладу мэра района за работу с секретными материалами.

За 2015 - 2016 годы, в результате необоснованного применения к надбавке за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 50% повышающего коэффициента 5,1 и процентной надбавки за стаж работы мэра в структурных подразделениях в размере 20% с учетом повышающего коэффициента 5,1, не предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 № 573 и Постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп необоснованно произведено начисление и выплата оплаты труда мэру района в общей сумме 523032,48 руб. (в т.ч. за 2015 г. – 327922,90 руб.; за 2016 г. – 195109,58 руб.).

Согласно реестрам денежных средств с результатами зачислений за 2015 - 2016 годы, вышеуказанные денежные средства перечислены администрацией Чунского районного муниципального образования на счет Тюменцева В.Г. в составе заработной платы.

В результате неправомерных выплат мэру Чунского района причинен ущерб Чунскому районному муниципальному образованию.

В силу своей деятельности ответчик Тюменцев В.Г. не мог не знать о том, что у него отсутствуют полномочия по замещению другой должности муниципальной службы, основной функцией которой являлось обеспечение защиты государственной тайны, равно как и то, что он не является сотрудником структурного подразделения по защите государственной тайны.

27.07.2016 в Институт законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского направлено письмо о разъяснении правомерности установления мэру района указанной надбавки.

Из ответа директора Института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского от 14.09.2016 следует, что выборное должностное лицо местного самоуправления не является сотрудником структурного подразделения по защите государственной тайны, соответственно он не имеет права на процентную надбавку к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны.

Меры по исключению из формулы расчета оплаты труда мэра района за стаж работы мэра в структурных подразделениях по защите государственной тайны в размере 20% прияты только в октябре 2016 г., при вынесении на рассмотрение Чунской районной Думы проекта решения «О внесении изменений в Приложение № 1 к Положению о гарантиях деятельности выборного должностного лица исполнительного органа местного самоуправления Чунского районного муниципального образования (мэра Чунского района)», утвержденное решением Чунской районной Думы от 25.12.2012 № 201 «Об утверждении о гарантиях деятельности выборного должностного лица исполнительного органа местного самоуправления Чунского районного муниципального образования (мэра Чунского района) в новой редакции».

28.06.2016 Первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области Битаровым А.С. в адрес всех глав муниципальных образований направлена информация о необходимости приведения муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в соответствие с нормами федерального и областного законодательства, одновременно с которой направлены разъяснения о применении Постановления Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп.

Как следует из данных разъяснений, повышающий коэффициент 5,1, предусмотренный в расчете формирования расходов на оплату труда главы муниципального образования (пункт 4 Нормативов, формула 3 в Постановлении Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп), не должен применяться при определении размера ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Данные требования Председателя Правительства Иркутской области ответчиком выполнены не были, разработанные Министерством труда и занятости Иркутской области рекомендации не учтены, повышающий коэффициент 5,1, предусмотренный в расчете формирования расходов на оплату труда мэра района, при определении размера ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, необоснованно применялся в течение 2016 года.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о неправомерных действиях ответчика, что привело к излишней выплате ему денежного содержания.

В связи с изложенным, уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, прокурор Чунского района просил суд взыскать с Тюменцева В.Г. в доход бюджета Чунского районного муниципального образования сумму неосновательного обогащения, полученной в виде надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 50% с учетом повышающего коэффициента 5,1 и надбавки за стаж работы мэра в структурных подразделениях по защите государственной тайны в размере 20% с учетом повышающего коэффициента 5,1 в размере 523032,48 руб. в том числе за 2015 год в сумме 327922,90 руб., за 2016 год в сумме 195109,58 руб.

Ответчик Тюменцев В.Г. и его представитель Федорук С.Г. исковые требования прокурора Чунского района не признали.

Решением Чунского районного суда Иркутской области от 26.09.2017 исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе ответчик Тюменцев В.Г. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что оплата труда мэра Чунского района устанавливается и выплачивается в соответствии с нормами действующего федерального и областного законодательства, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления Чунского района.

Чунской районной Думой принято решение от 25.12.2012 № 201 «Об утверждении Положения о гарантиях деятельности выборного должностного лица исполнительного органа местного самоуправления Чунского районного муниципального образования (мэра Чунского района) в новой редакции», на основании которого мэру Чунского района производится оплата труда в виде ежемесячного денежного вознаграждения, в которое также входит надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 50%, а также дополнительная надбавка за стаж работы в размере 20%, что по своей сути является заработной платой.

Вместе с тем, обязанность возвратить неосновательное обогащение может быть возложена только на лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица. Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения зарплата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию.

Считает необходимым отметить, что нормативы на оплату труда мэра Чунского района на 2015 год были направлены в декабре 2014 года, а норматив на оплату труда на 2016 год - в декабре 2015 года и каких-либо замечаний получено не было.

Кроме того, указывает на то, что суд не принял во внимание представленные стороной ответчика расчеты, а принял расчеты, представленные стороной истца, с которыми, он как ответчик, не согласен.

В апелляционной жалобе представитель администрации Чунского района Мицук А.А. также просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе ответчика Тюменцева В.Г.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы прокурор, участвующий в деле, Ракунова А.С. просит решение суда оставить без изменения, жалобы без удовлетворения.

На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения прокурора Мусаева А.Ф., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно ст.172 ТК РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

В силу абз.17 ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» мэр района, глава муниципального образования является выборным должностным лицом местного самоуправления, избираемым на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст.53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3).

В соответствии с ч.2 ст.2 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области», выборное лицо местного самоуправления не вправе пользоваться установленными гарантиями в ущерб авторитету другого выборного лица, выборного органа местного самоуправления и иных органов местного самоуправления.

Гарантии осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, настоящим Законом. Отдельные вопросы, связанные с установлением гарантий выборного лица, могут регулироваться иными муниципальными правовыми актами, если это предусмотрено уставом муниципального образования (ст.3 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 122-оз).

Выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе, за счет средств соответствующего местного бюджета производится оплата труда в виде ежемесячного денежного вознаграждения, а также денежного поощрения и иных дополнительных выплат, установленных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок, определенных в соответствии с законодательством.

Представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет размеры и условия оплаты труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, с соблюдением установленных законодательством требований (ст.8 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 122-оз).

В соответствии со ст.6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. В этой же норме содержится понятие дотаций, под которыми понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе.

В силу статей 15, 31, 86 БК РФ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют бюджетный процесс, принимают расходные обязательства, определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений.

Статьей 136 БК РФ установлены дополнительные требования по формированию расходов местных бюджетов для тех муниципальных образований, в которых на протяжении 3 лет собственных доходов было недостаточно для обеспечения решения вопросов местного значения (2-4 группы дотационные).

Согласно ст.21 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, установлена социальная гарантия в виде процентной надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ.

Статьей 4 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» к компетенции Правительства Российской Федерации отнесено установление порядка предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, а к полномочиям органов местного самоуправления относится установление размеров предоставляемых социальных гарантий данной категории граждан.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.09.2006 № 573 гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях, выплачивается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке), размер которой составляет: сведения со степенью секретности «особой важности» - от 50 до 75 %; со степенью секретности «совершенно секретно» - от 30 до 50 %; со степенью секретности «секретно» - от 10 до 15 %.

Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно выплачивается процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях в размерах до 20%.

Согласно положениям Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 19.05.2011 № 408-н структурными подразделениями по защите государственной тайны считаются созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные подразделения, а также отдельные должности, замещаемые специалистами, основной функцией которых является обеспечение защиты государственной тайны. На указанные подразделения и отдельные должности возлагается выполнение конкретных задач (функций) с учетом специфики проводимых работ по защите государственной тайны в качестве основных их функций. Выплата надбавки за стаж работы производится на основании приказа (распоряжения, указания).

В отношении муниципальных образований 3 группы ст.136 БК РФ установлены ограничения по формированию расходов местных на оплату труда. Органы местного самоуправления не вправе превышать нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе и (или) содержание органов местного самоуправления. Такие нормативы установлены Постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2014 г. №599-пп.

Помимо ограничений по формированию расходов по оплате труда для муниципалитетов 3 группы установлен запрет на принятие и исполнение расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Распоряжением Министерства финансов Иркутской области № 170-мр от 29.05.2014 утвержден Перечень муниципальных образований Иркутской области, в отношении которых в 2015 году применялись ограничения, установленные пунктами 2-4 ст.136 БК РФ (с изменениями, внесенными Распоряжением Министерства финансов Иркутской области № 575-мр от 11.12.2014).

В соответствии с данным распоряжением, Чунское районное муниципальное образование отнесено к 3 группе дотационности (п.3 ст.136 Бюджетного кодекса РФ), а именно: муниципальное образование, начиная с очередного финансового года, не имеет права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Поскольку Чунский район является дотационным, установление дополнительных гарантий, не предусмотренных действующим законодательством, противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит требованиям названного федерального законодательства.

Расходы на оплату труда мэров (глав) муниципальных образований определяются в соответствии с Нормативами формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, установленных Постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп.

Механизмы реализации нормативов формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, детализированы в разделе 3 «Условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам» Методических рекомендаций органам государственный власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2014 №06-04-11/01/69500).

Согласно разделу 3 Методических рекомендаций, под нормативом на оплату труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, понимается максимально допустимый общий объем средств на оплату труда указанных лиц.

На основании положений, определенных п.4 ст.86 БК РФ, ч.2 ст.8 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет размеры и условия оплаты труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, с соблюдением установленных законодательством требований.

В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, Решением Чунской территориальной избирательной комиссии № 160/1107 от 23.09.2015 мэром Чунского района зарегистрирован Тюменцев В.Г.

Из актов Службы государственного финансового контроля Иркутской области № 04/16 от 26.09.2016 «Проверка соблюдения законодательства при расходовании в 2015 году субсидии на выравнивание обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Иркутской области по реализации ими их отдельных расходных обязательств, связанных с выплатой денежного содержания с начислениями на него главам и мэрам муниципальных образований» и № 04/56 от 16.03.2017 «Проверка соблюдения законодательства при использовании в 2016 году субсидии на выравнивание обеспеченности муниципальных образований Иркутской области по реализации ими их отдельных расходных обязательств, связанных с выплатой денежного содержания с начислениями на него главам и мэрам муниципальных районов (городских округов)» следует, что при проведении проверки были выявлены нарушения при начислении в 2015 и в 2016 годах оплаты труда мэру Чунского районного муниципального образования Тюменцеву В.Г.

25.12.2012 Чунской районной Думой принято Решение № 201 «Об утверждении Положения о гарантиях деятельности выборного должностного лица исполнительного органа местного самоуправления Чунского районного муниципального образования (мэра Чунского района)».

Решением Чунской районной Думы № 312 от 24.12.2014, распоряжением мэра Чунского района № 3-ф от 12.01.2015 мэру Чунского района были установлены: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 50 % (допуск к сведениям, имеющим степень секретности «совершенно секретно» от 04.04.2013 № 8с); процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны в размере 20%.

Согласно справке о начисленной заработной плате мэра Чунского района в 2015 году, за 12 месяцев 2015 года мэру Чунского района начислены: надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 38367,55 руб. и надбавка за стаж работы мэра в структурных подразделениях по защите государственной тайны в размере 20% в сумме 15347,02 руб. Размер денежных средств в виде надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 50% с учетом повышающего коэффициента 5,1 и надбавки за стаж работы мэра в структурных подразделениях по защите государственной тайны в размере 20% с учетом повышающего коэффициента 5,1 за 2015 год полученных мэром Чунского района за период 2015 года составляет 327 922,90 руб.

Согласно справке о начисленной заработной плате мэра Чунского района в 2016 году, за 12 месяцев 2016 года мэру Чунского района начислены: надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере в сумме 24 401,81 руб., надбавка за стаж работы мэра в структурных подразделениях по защите государственной тайны в размере 20% в сумме 7866,18 руб. Размер денежных средств в виде надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 50% с учетом повышающего коэффициента 5,1 и надбавки за стаж работы мэра в структурных подразделениях по защите государственной тайны в размере 20% с учетом повышающего коэффициента 5,1 получены в 2016 г мэром Чунского района в сумме 195 109,58 руб.

Согласно письму Министерства труда и занятости Иркутской области от 26.02.2016 № 74-37-1367/16 «О нормативах оплаты труда мэра (главы)», администрация Чунского района была информирована в части определения нормативов формирования расходов на оплату труда мэра Чунского района, в том числе и необоснованности применения дополнительной надбавки за стаж работы мэра в структурных подразделениях по защите государственной тайны в размере 20% к надбавке за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 50%, было рекомендовано пересмотреть норматив формирования расходов на оплату труда мэра Чунского района с 01.01.2016.

Из ответа заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 06.07.2016 № 02-13-1424/16 на обращение, направленное 03.06.2016 мэром района Тюменцевым В.Г. в адрес первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области следует, что мэру Чунского района вновь доведено до сведения, что процентная надбавка за стаж работы по защите государственной тайны мэру (главе) установлена неправомерно.

28.06.2016 Первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области Битаровым А.С. в адрес всех глав муниципальных образований направлена информация о необходимости приведения муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в соответствие с нормами федерального и областного законодательства, одновременно с которой направлены разъяснения о применении Постановления Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп, согласно которым повышающий коэффициент 5,1, предусмотренный в расчете формирования расходов на оплату труда главы муниципального образования, не должен применяться при определении размера ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Решением Чунской районной Думы № 60 от 19.10.2016 в приложение № 1 к Решению Чунской районной Думы № 201 от 25.12.2012 внесены изменения: надбавка за стаж работы мэра в структурных подразделениях по защите государственной тайны в размере 20% исключена из формулы расчета.

Решением № 69 от 22.12.2016 утверждено штатное расписание мэра Чунского района на период с 01.12.2016 и «Положение об оплате труда мэра Чунского района», которым предусмотрено ежемесячное денежное вознаграждение, в состав которого входят: должностной оклад; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну - в размере 50%; ежемесячное денежное поощрение; районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за работу в южных районах Иркутской области в размерах, определенных федеральным и областным законодательством.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, на основании совокупности всех представленных доказательств, и руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований. При этом суд исходил и того, что в результате выплаты мэру Чунского района Тюменцеву В.Г. денежных сумм в виде неправомерно установленных процентных надбавок к должностному окладу с учетом повышающих коэффициентов Чунскому районному муниципальному образованию причинен ущерб, в связи с чем судом взыскана с ответчика сумма неосновательного обогащения в размере 523 032,48 руб.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных доказательств, применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

Вопреки доводам жалоб о том, что оплата труда мэра Чунского района устанавливается и выплачивается в соответствии с решением Чунской районной Думой от 25.12.2012 № 201, что по сути является заработной платой и не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения, материалами дела подтверждается, что в результате неправомерных действий ответчика Тюменцева В.Г., вследствие необоснованного применения повышающего коэффициента 5,1 к надбавке за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и процентной надбавки за стаж работы мэра в структурных подразделениях в размере 20% с учетом повышающего коэффициента 5,1, не предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 № 573 и Постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп в период 2015 года и январь-сентябрь 2016 года, необоснованно произведено начисление и выплачено 523032,48 руб.

При этом судебная коллегия отмечает, что ответчик занимал выборную должность и не являлся сотрудником структурного подразделения по защите государственной тайны. Являясь выборным должностным лицом органа местного самоуправления, обладая особым статусом и выполняя определенные публичные муниципальные функции, он не мог не знать о неправомерности установления надбавок к заработной плате.

Также судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, доводы апелляционных жалоб о том, что суд не принял во внимание представленные стороной ответчика расчеты, а принял расчеты, представленные стороной истца, с которыми ответчик не согласен, поскольку представленные сторонами расчеты являлись предметом судебного разбирательства, судом исследовались, и в решении им дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо обстоятельств, которые не были предметом судебного разбирательства и могли бы повлечь отмену судебного решения, а также доказательств, опровергающих изложенные в решении выводы суда, в жалобах не приведено, по существу изложенные доводы направлены на переоценку правильных выводов суда, оснований для которой не имеется. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку фактически повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, а лишь выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст.67 ГПК РФ, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст.330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.

Апелляционные жалобы не содержат иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Чунского районного суда Иркутской области от 26 сентября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Судья-председательствующий М.А. Александрова

Судьи В.В. Коваленко

Н.А. Сальникова