ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1192/14 от 09.06.2014 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

           СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА КОПИЯдело № 33-1192/14    судья Балакина С.В.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 9 июня 2014 года                                 г. Салехард

 Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого АО в составе:

 Председательствующего Наумова И.В.,     

 судей коллегии Домрачева И.Г. и Ощепкова Н.Г.,

 при секретаре Щекуровой И.Н.,         

 рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора Шурышкарского района Пищ Т.Д. на решение Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 28 марта 2014 года, которым постановлено:

 Признать за Кельчиной О.Г. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях социального найма, обязав администрацию МО Горковское заключить с Кельчиной О.Г. договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>.

 В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г., судебная коллегия    установила:

 Прокурор Шурышкарского района Носарев А.А. в интересах Кельчиной О.Г. предъявил иск к Администрации муниципального образования Горковское (далее - Администрация) об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям вне очереди, обосновывая требование тем, что Кельчина с 2001года проживает в жилом помещении, которое согласно акту обследования жилого помещения межведомственной комиссией от 16.10.2008 признано аварийным, подлежащим сносу. Проживание в нём более 5 лет нарушает жилищные права Кельчиной. Также просил признать за ней право пользования занимаемого жилого помещения на условиях договора социального найма.

 Участвующий в деле прокурор Пищ Т.Д. иск поддержал.

 Кельчина О.Г. просила об удовлетворении иска, пояснив, что состоит в очереди на получение жилья по программе «Коренные малочисленные народы Севера», а также по общей программе как нуждающаяся в помещении, ранее Администрацией предоставлялось другое жилое помещение, но она отказалась в него переселяться, в связи с меньшим размером, кроме того, предоставляемое жилое помещение не устраивало взрослого сына; семья малоимущей не является и не признавалась.

 Третье лицо Кельчин А.В. иск поддержал, указав на те же, что и истец, обстоятельства.

 Представитель Администрации Рожков П.В. иск не признал. Из его доводов следует, что в настоящее время в доме проживает две семьи, правоустанавливающие документы на дом отсутствуют, распоряжение по переселению граждан в связи со сносом дома не издавалось. Кельчина состоит в очереди как нуждающаяся в жилом помещении с 2009 года, всего по населенному пункту состоит в той же очереди 327 человек, жилой фонд поселения на 70% аварийный. Иск в другой части признал. При его удовлетворении Кельчина будет включена в список по переселению из ветхого, аварийного жилья по федеральной программе.

 Представитель третьего лица - Администрации МО Шурышкарский район - Казаков Н.Н. в иске просил отказать, полагая, что основания для его удовлетворения отсутствуют.

 Рассмотрев дело по существу, суд удовлетворил иск в части.

 В апелляционном представлении прокурор Пищ Т.Д. поставил вопрос об отмене решения в части и удовлетворении иска в полном объеме заявленных требований, полагая, что оснований к отказу в этой части иска суд не имел.

 В возражениях представитель Администрации Казаков Н.Н. указал на законность решения, а также на то, что Администрацией распоряжения о сносе дома и сроках отселения (переселения) жильцов не выносилось.

 Стороны о рассмотрении дела судам апелляционной инстанции извещены, Администрация просила рассмотреть дело без участия представителя, другие участники в суд апелляционной инстанции не явились, отложить рассмотрение дела не просили.

 Проверив материалы дела, прокурора Давыдову Л.А. по доводам апелляционного представления, изучив их и доводы возражений, судебная коллегия нашла представление обоснованным.

 Согласно правилу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении и возражениях относительно представления.

 Из материалов дела следует, что Кельчиной О.Г. прибывшей на место жительства в с.Горки было предоставлено жилое помещение - <адрес>, в нём она зарегистрирована вместе с сыном Кельчиным А.В. с 15.04.2001 г. и проживает по настоящее время. Дом состоял на балансе Администрации МО Шурышкарский район, в последующем был передан в муниципальную собственность МО Горковское.

 С 26.03.2009 Кельчина О.Г. и её семья состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории Коренные малочисленные народы Севера.

 Многоквартирный <адрес> комиссии от 16.10.2008 признан аварийным и подлежащим сносу.

 В силу статьей 85 и 86 ЖК РФ в случае признания дома аварийным гражданину должно быть предоставлено другое жилое помещение.

 Статья 28-4 Закона Ямало-Ненецкого АО от 30.05.2005 N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", также предусматривает, что гражданину, являющемуся нанимателем и проживающему по договору социального найма в жилом помещении, подлежащем сносу, предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Основанием для предоставления таких жилых помещений является распоряжение Правительства автономного округа или муниципальный правовой акт о сносе жилого помещения с указанием сроков отселения граждан.

 С отказом в иске, мотивированным тем, после признания дома аварийным и подлежащим сносу, не было издано распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения, судебная коллегия не соглашается в силу следующего.

 Согласно основных начал жилищного законодательства в статье 1 ЖК РФ -жилищное законодательство основывается, в том числе на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.

 В соответствии со статьёй 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

 Согласно статей 1 и 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации; к вопросам местного значения поселения, в том числе отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

 Статья 16 (пункт 2) Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" указывает на то, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования.

 При рассмотрении дел данной категории необходимо исходить из того, что

 если установлено, что помещение в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия у администрации необходимых финансовых средств, наличия плана и срока сноса дома, а так же от того, что в данный момент производиться расселение домов, признанных аварийными и подлежащими сносу ранее.

 Как следует из имеющегося в материалах дела заключения Межведомственной комиссии от 16.10.2008, в доме, в котором проживает семья истца фундамент, стены, несущие конструкции кровли имеют деформации и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, год постройки дома 1948.

 Исходя из смысла абз. 2 п. 51Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 08.04.2013) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее Положение) указание о том, что дом признан непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния или по основаниям, предусмотренным пунктом 36, так же должно содержаться в заключении Межведомственной комиссии.

 Следовательно, на орган местного самоуправления обязан предоставить другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

 По рассматриваемому делу Администрация допустила нарушения жилищных прав семьи истца, которое выразилось в не принятии свыше 4 лет, после признания дома аварийным, обязательных для неё действий на основании вышеприведённых норм.

 Таким образом, разрешая иск, суд неправильно истолковал закон, что согласно п.3 ч.1 ст. 330 ГПК РФ является основанием к отмене решения.

 Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

 Статьей 18 ЗАО № 36, указанного выше, предусмотрено, что при предоставлении жилого помещения по договору социального найма, норма предоставления составляет для семьи из двух человек - 42 квадратных метра общей площади жилого помещения на семью.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия

               определила:

 Решение Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 28 марта 2014 года части отказа в иске о предоставлении жилого помещения отменить и вынести новое, которым иск удовлетворить.

 Обязать администрацию муниципального образования Горковское предоставить Кельчиной О.Г. благоустроенное жилое помещение в пределах границ муниципального образования Горковское, общей площадью не менее 42 кв.м. на условиях договора социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, вне очереди.

 В остальном решение оставить без изменения, апелляционное представление удовлетворить.

 Председательствующий Наумов И.В.    

 Судьи:       Ощепков Н.Г.

         Домрачев И.Г.