Судья Токарева Ж.Г. Дело № 33-1193/17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 февраля 2017 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Варнавского В.М.,
судей Тертишниковой Л.А., Александровой Л.А.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных денежных средств
по апелляционной жалобе истца ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 22 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 проходила военную службу в войсковой части ***. Приказом командира указанной части ответчик исключена из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГ.
Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее также – ФКУ «ЕРЦ МО РФ», Единый расчетный центр) осуществляет финансовое обеспечение войсковой части ***.
ФКУ «ЕРЦ МО РФ» обратилось с иском о взыскании с ФИО1 излишне выплаченных денежных средств в размере *** руб.
В обоснование иска указано, что в ДД.ММ.ГГ году Счетной палатой Российской Федерации проведена проверка законности, эффективности и целевого использования средств федерального бюджета, направленных в 2011ДД.ММ.ГГ годах и истекшем ДД.ММ.ГГ года на реформирование и функционирование системы финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, актом от ДД.ММ.ГГ установлено, что в бюджетном учете ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не учтен причиненный государству ущерб в виде сумм излишне выплаченного денежного довольствия военнослужащим, возникший по причине изменения ранее введенной кадровыми органами информации в специальном программном обеспечении (СПО) «Алушта». Эта информация включает не соответствующие действительности сведения об ответчике, как проходящей военную службу по контракту (статус военнослужащего "активный"). В связи с этим ей ошибочно начислялось и было перечислено на банковский счет с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ года денежное содержание в общей сумме *** руб., что отражено в приложении *** к акту проверки.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 22 августа 2016 года иск оставлен без удовлетворения.
Истец в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Не соглашаясь с выводом суда о пропуске срока исковой давности, истец указывает, что был лишен возможности представить возражения на заявление ответчика о пропуске этого срока. Вместе с тем полагает, что узнал о нарушении права и причинении ущерба государству лишь после ознакомления с результатами проверки, проведенной Счетной палатой, которые и послужили основанием для предъявления иска, поскольку согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» вынесение Счетной палатой представления от ДД.ММ.ГГ повлекло возникновение обязанности по принятию мер для устранения выявленных нарушений. Поэтому истец полагает, что срок исковой давности необходимо исчислять с даты вынесения указанного представления. У Единого расчетного центра отсутствует возможность вносить изменения в базу данных (СПО) «Алушта». Излишние выплаты явились следствием системной ошибки в программном продукте, выразившейся в регистрации уволенного военнослужащего в Единой базе данных как проходящего военную службу по контракту. Единый расчетный центр лишен возможности проверить эти сведения и выявить ошибку. Полученные ответчиком денежные средства поле его увольнения с военной службы не могут рассматриваться в качестве денежного довольствия, так как оно не выплачивается лицу, не являющемуся военнослужащим. Поэтому указанные суммы не являлись средством к существованию ответчика. Эти выплаты подлежат возврату на основании ст.ст. 2, 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также в соответствии с Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих, утв. приказом Минобороны России от 30.12.2011 № 2700. Таким образом, истец полагает, что отказывая в удовлетворении иска, суд неправильно применил материальный закон, что привело к невозможности возмещения ущерба, причиненного федеральному бюджету и Российской Федерации в целом.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела без их участия.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда установленным по делу обстоятельствам (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 проходила службу в войсковой части ***, была уволена приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГ*** по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, с ДД.ММ.ГГ исключена из списков личного состава части, всех видов обеспечения (л.д. 86).
Несмотря на это, на счет ответчика в период с января по ДД.ММ.ГГ года перечислялось денежное довольствие, всего было перечислено *** руб..
В соответствии с п. 1 ст. 196, п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Отказывая в удовлетворении иска в связи с пропуском срока исковой давности, суд исходил из того, что информация об исключении ответчика из списков личного состава войсковой части была внесена в Специализированное программное обеспечение «Алушта» ДД.ММ.ГГ, тогда как иск предъявлен истцом в суд ДД.ММ.ГГ, спустя более трех лет.
При этом суд не принял во внимание доводы истца о том, что факт нарушения был выявлен лишь в результате проверки, проведенной Счетной палатой Российской Федерации в ДД.ММ.ГГ года, поскольку полагал, что наличие проверки подтверждает лишь, что в ДД.ММ.ГГ году соответствующая информация стала известна Счетной палате, а истец, как лицо, осуществляющее выплаты, знал о факте ошибочного осуществления выплат в тот момент, когда они были отменены. А также суд указал, что в ДД.ММ.ГГ года истцу безусловно было известно о факте переплаты, поскольку из расчетного листка за ДД.ММ.ГГ года, составленного именно ФКУ «ЕРЦ МО РФ» следует, что спорная сумма была переведена в долг ФИО1.
Судебная коллегия, проанализировав представленные доказательства и правовые нормы, регулирующие отношения по обеспечению военнослужащих денежным довольствием, приходит к выводу о том, что решение суда об отказе в иске в связи с пропуском срока исковой давности нельзя признать законным и обоснованным.
Судом необоснованно не учтены доводы истца о том, что истец, являясь финансовым органом, осуществляющим выплаты денежного довольствия в ДД.ММ.ГГ году, не имел правовой и технической возможности установить факт неположенной выплаты.
Правоотношения, связанные с обеспечением военнослужащих денежным довольствием, регулируются Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в соответствии с частью 32 статьи 2 которого порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
С 01.01.2012 расчет денежного довольствия и иных выплат, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации № 306-ФЗ от 07.11.2011 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», производится в порядке, предусмотренном Приказом Министра обороны Российской Федерации № 2700 от 30.12.2011 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», осуществляется ФКУ Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации с использованием специализированного программного обеспечения «Алушта» (СПО «Алушта»).
В целях проведения мероприятий по расчетам с военнослужащими 27 июля 2011 года Министром обороны Российской Федерации был утвержден «Временный порядок взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в Едином расчетном центре Министерства обороны Российской Федерации", которым закреплено, что с целью подготовки к полнофункциональной работе ФКУ «ЕРЦ МО РФ» на предварительном этапе производится формирование единой базы данных ФКУ «ЕРЦ МО РФ».
В соответствии с Положением о Федеральном казенном учреждении «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» одним из основных видов деятельности Центра является своевременное начисление и обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления на лицевые счета в банках, банковские карты либо иным установленным в Минобороны России порядком.
Первичным этапом формирования единой базы являлось слияние конвертированных данных Управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Сведения о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вносились в СПО «Алушта» путем электронной передачи данных из Управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с использованием специального конвертера.
При передаче данных в ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» кадровыми органами в специализированное программное обеспечение «Алушта» были внесены сведения об ответчике как о военнослужащем войсковой части ***, статус «активный», в связи с чем на банковский счет ответчика были перечислены денежные средства.
Согласно положению о ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» учреждение осуществляет начисление и обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления на лицевые счета в банках, банковские карты либо иным установленным в Министерстве обороны Российской Федерации порядком, а также взаимодействие с Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации, другими центральными органами военного управления и кадровыми органами военных округов для обеспечения предусмотренными выплатами личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.
Временный порядок взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в Едином расчетном центре Министерства обороны Российской Федерации предусматривает обязанность органов военного управления вносить в базу данных сведения о военнослужащих в полном объеме изданных приказов с помощью программного обеспечения, на Единый расчетный центр возложено выполнение работ по выгрузке и загрузке данных в личный кабинет офицера из базы данных.
В соответствии с Положением об осуществлении контроля финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 02.05.2012 № 1065 (документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минобороны России от 05.12.2013 № 867) органами финансового контроля осуществляется учет выявленных нарушений в сфере финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил. Основными задачами финансового контроля являются в частности контроль за законным, эффективным, целевым использованием средств федерального бюджета; соблюдением бюджетной, налоговой, платежно-расчетной, кассовой и штатно-тарифной дисциплины при использовании финансовых, материальных и трудовых ресурсов; состоянием и ведением бюджетного учета, своевременным и достоверным отражением финансовых обязательств и хозяйственных операций; обеспечением сохранности материальных и денежных средств; устранением нарушений, своевременным и полным возмещением причиненного ущерба в сфере финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил.
Финансовый контроль осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.