ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1193/19 от 23.01.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело № 33-1193/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 января 2019 г. г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

судей Субхангулова А.Н. и Якуповой Н.Н.,

при секретаре Арутюнянц К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 07 ноября 2018 года, которым постановлено:

исковые требования Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к ФИО1, ФИО2, индивидуальному предпринимателю ФИО3 о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и(или) межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза, удовлетворить частично.

Взыскать индивидуального предпринимателя ФИО3 в доход бюджета Республики Башкортостан сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесных грузов, в размере 100260 руб.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО3 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3205,20 руб.

В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к ФИО1, ФИО2 о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза – отказать.

Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО8, ФИО9, индивидуальному предпринимателю ФИО4 о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и(или) межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза.

В обоснование исковых требований указало, что 09 апреля 2016 года при осуществлении весового контроля на 79 км автодороги Дюртюли-Нефтекамск сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства тягач, марки Volvo, модель F12, регистрационный номер №..., полуприцепа марки Van Hool, модель ЗВ2001, регистрационный номер №..., принадлежащие ответчикам, под управлением водителя ФИО10 Факт принадлежности транспортных средств ответчику подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства на грузовой седельный тягач 02 ХК № 945747, на прицеп <...>. Взвешивание производилось на весовом оборудовании фирмы Тензо-М. модификации (модель) ВА-20П, заводской номер № 41333. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены 09 июня 2015 года, что подтверждается отметкой о поверке № 078668392 в паспорте, что подтверждает достоверность результатов взвешивания. В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного ч. 2 ст. 31 Федерального Закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ. По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт № 182 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 09 апреля 2016 года. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 100 260 рублей. Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была.

Определением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 13 сентября 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привечен индивидуальный предприниматель ФИО4

Истец просил суд взыскать солидарно с ответчиков ФИО8, ФИО9, индивидуального предпринимателя ФИО4 в пользу государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан в размере 100 260 рублей, согласно акту № 182 от 09 апреля 2016 года о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ИП ФИО4 ставится вопрос об отмене решение суда, как незаконного и необоснованного. В обоснование жалобы указывает, что истцом не представлено суду доказательств полномочий специалиста ППВК ФИО6 на подписание акта и проведение взвешивания, а также доказательств пройденного автомобилем пути, указанного в акте. Истцом не представлено доказательств определения в качестве места дислокации ППВК 6 именно 10 км указанной дороги.

Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан поданы письменные возражения относительно апелляционной жалобы.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан не явились, сведений о причинах неявки не представили.

На основании статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу требований статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с ней деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (пункт 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах).

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 30 данного Закона временные ограничение или прекращение движения транспортных средств в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года № 50 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения.

С учетом данного порядка распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 года № 1321 – Р на автомобильных дорогах Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 01 апреля по 30 апреля 2016 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси согласно приложениям 1, 2, 3 к указанному распоряжению.

Согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 15 февраля 2013 года № 166-р Государственное казенное учреждение «Служба весового контроля Республики Башкортостан» является владельцем дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления.

В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, утвержденного председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27 ноября 2012 года, Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан приняло на себя обязанности по осуществлению полномочий Государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан на праве оперативного управления согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02 февраля 2012 года № 28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».

Согласно подп. а п. 1.1 указанного Соглашения Учреждение принимает предусмотренные п. 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 27 апреля 2011 года (редакция, действующая по состоянию на 09 апреля 2016 года), полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.

Таким образом, государственное казенное учреждение «Служба весового контроля Республики Башкортостан» является уполномоченным органом, осуществляющим управление автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения, переданными учреждению в управление, исполняющему функции балансодержателя и заказчика дорожных работ, наделенного полномочиями по выдаче специальных разрешений на провоз тяжеловесных грузов в с взиманием соответствующей платы в бюджет.

В силу частей 1, 6 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.

Порядок выдачи специальных разрешений на перевозку по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов установлен Приказом Минтранса Российской Федерации от 24 июля 2012 года № 258.

Согласно п.п. 11 и 13 ст. 11 Закона об автомобильных дорогах установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов без специального разрешения.

Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 12 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах).

В соответствии с п.п. 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств; размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений, в том числе: а) предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.

В таблице 2 Приложения к названным Правилам возмещения вреда установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.

Как следует из пункта 7 ст. 12 Закона об автомобильных дорогах, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01 марта 2010 года № 59 установлены показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения. Такие показатели определены в приложении №1 к названному Постановлению.

Согласно этим показателям размер вреда автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения также определяется в зависимости от превышения значений предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.

Исходя из приведенных положений, превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства наряду с превышением значения предельно допустимой массы транспортного средства являются самостоятельными основаниями для возмещения вреда автодорогам.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела 09 апреля 2016 года при осуществлении весового контроля на автодороге Нефтекамск – Дюртюли сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: тягач марки Volvo, модель F12, регистрационный номер №..., полуприцеп марки Van Hool, модель ЗВ2001, регистрационный номер №..., принадлежащие на праве собственности ответчикам ФИО8 и ФИО2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации транспортного средства 02 ХК 945747 и <...> (л.д. 19).

При этом, на момент передвижения транспортных средств по автодороге Нефтекамск – Дюртюли данные автотранспортные средства находились во владении ИП ФИО4 на основании договоров аренды транспортных средств без экипажа от 01 января 2016 года.

Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-20П – весы автомобильные переносные) фирмы ТЕНЗО-М, заводской номер № 41333.

По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт № 182 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.

Согласно расчету размера вреда, причиненного автомобильным дорогам, согласно акту № 182 о 09 апреля 2016 года, сумма ущерба, составила 100 260 рублей.

Таким образом, транспортными средствами: тягачом марки Volvo, модель F12, регистрационный номер <***> и полуприцепом марки Van Hool, модель ЗВ2001, принадлежащими на праве аренды ИП ФИО4, осуществлена перевозка тяжеловесного груза с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства без специального разрешения на перевозку и платы за провоз, что подтверждается вышеуказанным актом.

Доказательств, свидетельствующих о недостоверности сведений, содержащихся в названном акте, ответчиком ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, установив факт перевозки транспортным средством, находящимся в аренде у ИП ФИО4, тяжеловесного груза с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства без специального разрешения на перевозку и платы за провоз, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ИП ФИО4 причиненного автомобильным дорогам ущерба.

Учитывая, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

Судебная коллегия полагает несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что акт № 182 от 09 апреля 2016 года не может быть признан надлежащим доказательством по делу, так как не содержит данных о путевом листе, в связи с этим невозможно установить маршрут и протяженность передвижения транспортного средства, а также характер и вес перевозимого груза, поскольку как в суде первой, так и апелляционной инстанции ответчиком не было представлено допустимых и достоверных доказательств, опровергающих обстоятельства, указанные в данном акте.

Кроме того, ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие доказательств полномочий специалиста ППВК ФИО6 на подписание акта и проведение взвешивания, не может повлечь отмену оспариваемого решения, поскольку акт подписан специалистом ППВК ФИО6 в присутствии, как инспектора ГИБДД ФИО7, так и самого водителя ФИО5, доказательств нарушения процедуры взвешивания, ответчиком не представлено, акт недействительным в установленном порядке не признан.

Довод апелляционной жалобы о недоказанности истцом места определения дислокации ППВК 6 на 10 км автодороги Дюртюли-Нефтекамск, не является основанием для отказа истцу в удовлетворении исковых требований, а также не влияет на расчет ущерба.

Так, согласно разделу 2. Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 28 от 02 февраля 2012 года, автодорога Дюртюли-Нефтекамск имеет протяженность 83,9 км. Данный показатель указан также в акте.

Таким образом, расчет ущерба зависит от протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства, а не от расстояния, фактически пройденного автомобилем. Данные о маршруте движения транспортного средства определяются на основании документов, имеющихся у водителя. Акт № 182 от 09 апреля 2016 года не содержит возражений водителя относительно маршрута.

Учитывая изложенное, доводы ФИО4, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов суда первой инстанции по обстоятельствам спора.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе), судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 07 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ИП ФИО4. – без удовлетворения.

Председательствующий Ф.Ф. Сафин

Судьи А.Н. Субхангулов

Н.Н. Якупова

Справка: судья Рахимова С.К.