Судья: Любимов А.В. Дело № 33-1193/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 января 2015 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Шикуля Е.В.
судей: Утемишевой А.Р., Москаленко Ю.М.
при секретаре Лазаренко П.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Утемишевой А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Мокроельмутянского сельского поселения на решение Пролетарского районного суда Ростовской области от 10.11.2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пролетарского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском об обязании совершить действия в сфере исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, обращении с отходами производства и потребления, указав, что на территории ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА сельского поселения, сбор и вывоз твердых бытовых отходов надлежащим образом не организован. Вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется населением самостоятельно на несанкционированную свалку, расположенную на участке местности в НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН км в северо-западном направлении от хутора ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА на пустыре площадью около ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА га, непосредственно примыкающем к участку разведки и добычи полезных ископаемых (песка). Несанкционированная свалка представляет угрозу для жителей Мокроельмутянского сельского поселения и экологии. В период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года по ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА год указанный несанкционированный объект размещения отходов значился в Реестре муниципального имущества ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА и был закреплен на праве оперативного управления за администрацией ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, что фактически препятствовало администрации Мокроельмутянского сельского поселения осуществлять мероприятия по санитарной очистке соответствующей территории.
На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в части принятия эффективных мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, на участке местности в НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН км в северо-западном направлении от хутора ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Обязать администрацию АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в течение ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную по адресу: ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, на участке местности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА км в северо-западном направлении от хутора ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА
Решением Пролетарского районного суда Ростовской области от 10.11.2014 года исковые требования прокурора Пролетарского района Ростовской области удовлетворены частично. Суд обязал администрацию ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА сельского поселения ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в течение ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, хутор ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, на участке местности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА км в северо-западном направлении от хутора АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Ельмута.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что вопросы организации сбора и вывоза отходов и мусора в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся к вопросам местного значения городских, сельских поселений, то есть Мокроельмутянского сельского поселения.
В виду отсутствия доказательств, подтверждающих, что несанкционированная свалка является объектом муниципальной собственности Пролетарского района Ростовской области, что масштабы свалки таковы, что представляют опасность для жителей и экологии всего Пролетарского района Ростовской области, администрация Пролетарского района Ростовской области признана судом ненадлежащим ответчиком.
В апелляционной жалобе представитель администрации Мокроельмутянского сельского поселения – Глава сельского поселения [ФИО]4 просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не в полном объеме исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Апеллянт утверждает, что свалка, находящаяся на территории Мокроельмутянского сельского поселения, в период с 2007 года по 2014 год, значилась в реестре муниципального имущества администрации ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, была закреплена на праве оперативного управления за администрацией ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. Законных оснований для издания распоряжения о списании свалок не имеется. Указывает на то, что собственники объектов размещения отходов после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель. Ссылается, что администрация ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА не исполняет полномочия, возложенные действующим законодательством.
Выслушав главу Мокроельмутянского сельского поселения – [ФИО]4, прокурора отдела Ростовской областной прокуратуры, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, прокуратурой ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Мокроельмутянского сельского поселения. В ходе проведенной проверки была установлена несанкционированная свалка, расположенная на участке местности в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА км в северо-западном направлении от хутора ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции до 27.05.2014 года) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Статья 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает необходимость регулярной очистки территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ненадлежащая организация по сбору, вывозу бытовых отходов на территории муниципального образования является нарушением установленных санитарных правил, что нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучия населения.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы действующего законодательства, учитывая нахождение выявленной несанкционированной свалки на территории ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА сельского поселения, судебная коллегия считает правильным решение суда об удовлетворении заявленных требований и определении надлежащего ответчика по делу в лице администрации ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА сельского поселения.
Возлагая на администрацию обязанность ликвидировать свалку, суд первой инстанции исходил из того, что данный ответчик является обязанным ликвидировать свалку в рамках законодательно установленных полномочий, а именно в рамках организации деятельности по сбору и вывозу указанной несанкционированной свалки. Данный подход отвечает требованиям закона, и в частности части 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пункта 18 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Федеральным законом от 27.05.2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в статью 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского поселения и не относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федеральным законом от 27.05.2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Утверждение апеллянта о нахождении в муниципальной собственности мусорной свалки в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год, не опровергают выводов суда первой инстанции, так как на сегодняшний день происходит вывоз ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в месте, не отведенном для сбора мусора, что подтвердил в суде апелляционной инстанции Глава сельского поселения [ФИО]5 Обстоятельства же консервации мусорной свалки не подлежат оценки в рамках заявленных требований.
Таким образом, проведенная судебной коллегией проверка законности решения суда свидетельствует о том, что суд первой инстанции, с учетом анализа положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об охране окружающей среды» пришел к правильному выводу, что в обязанности администрации ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Ростовской области входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем принятия соответствующих мер по ликвидации свалки.
Судебная коллегия находит, что выводы суда соответствуют представленным доказательствам и требованиям закона.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам материального и процессуального права, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями закона.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пролетарского районного суда Ростовской области от 10.11.2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Мокроельмутянского сельского поселения, без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: