Судья: Горина Л.М. дело № 33-11953/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 ноября 2013 года в городе Волгограде судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Кравцовой Е.В., Тертышной В.В.
при секретаре Маренковой В.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда, действующего в интересах ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение
по апелляционному представлению прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда Бойко В.Ю.
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 12 июля 2013 года, которым заявленные исковые требования прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав прокурора отдела обеспечения участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Волгоградской области Мамину Н.Л., не поддержавшую доводы апелляционного представления и представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области ФИО2, возражавшую по доводам апелляционного представления, Судебная коллегия
установила:
Прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда проведена проверка по обращению ФИО1, который является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которой установлено, что ФИО1 признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения. Вместе с тем, ФИО1 до настоящего времени жилое помещение не предоставлено. С 01.01.2013 года в ряд Федеральных законов внесены изменения, регламентирующие новый порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
ФИО1 должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда. Полномочиями по предоставлению жилого помещения в настоящее время обладает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то есть Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.
Просил обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда Бойко В.Ю. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Между тем таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу детей-сирот оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области № <...> от <.......>2006 г. за несовершеннолетними ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и О.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
На основании постановления администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области № <...> от <.......> 2007 года над несовершеннолетним ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека. Опекуном назначен П.И.В., проживающий по адресу: <адрес>. Определено место жительства ФИО1 по указанному адресу.
Постановлением администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области № <...> от <.......> 2010 года внесены изменения в постановление администрации Дубовского муниципального района № <...> от <.......>2006 г. «О закреплении жилья за несовершеннолетними ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., О.А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.», из текста постановления исключен ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением исполняющего обязанности главы Администрации Волгограда от № <...> <.......>.2010 года, ФИО1 принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, исходя из даты подачи заявления по списку согласно приложению.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Настоящим законом во взаимосвязи с соответствующими положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в числе иных гарантий по социальной поддержке государством детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривается возможность обеспечения последних жильем на безвозмездной основе.
Действовавшим до 01 января 2013 года законодательством в отношении детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма при достижении ими 18 лет и наличии определенных условий (ст. 57 ч.1 п.2 ЖК РФ).
Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в порядок предоставления жилья лицам указанной категории, пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ признан утратившим силу, внесены изменения в часть 1 статьи 92 ЖК РФ, глава 9 настоящего кодекса дополнена статьями 98.1 и 109.1, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изложена в новой редакции.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в действующей редакции) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях реализации вышеуказанных полномочий Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 5 февраля 2013 года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который содержит аналогичный вышеуказанному Федеральному закону порядок предоставления жилья детям-сиротам в Волгоградской области.
Таким образом, согласно вышеприведенных норм, для реализации права на получение жилого помещения лицами, относящимися к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, требуется не только достижения ими дееспособности и окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и т.д., но и личное волеизъявление лица, которое должно быть выражено в письменном заявлении о предоставлении жилого помещения, адресованном полномочному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Между тем, доказательств обращения ФИО1 с заявлением в письменной форме в орган, на который возложена обязанность предоставить жилое помещение, материалы дела не содержат.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных выше норм материального права судебная коллегия считает, что судом сделан правильный вывод о том, что нарушений права ФИО1 на жилище государственным органом в рассматриваемом деле не допущено, и принято правильное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы представления указывают на наличие предусмотренной законом обязанности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области принять решение о предоставлении ФИО1 жилого помещения, однако не опровергают установленного в судебном заседании отсутствия необходимой совокупности юридических фактов, подтверждающих нарушение права ФИО1, в связи с чем, основанием для отмены по существу принятого правильного решения служить не могут.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 12 июля 2013 года без изменения, апелляционное представление прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда Бойко В.Ю.– без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи: