судья Миронова С.Н. | дело № 33-11972/2020 УИД 66RS0060-01-2020-000126-96 2-142/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург | 09.09.2020 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего | Ильиной О.В., |
судей | Абрашкиной Е.Н., |
Деменевой Л.С., |
при ведении протокола помощником судьи Семерневой К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова Максима Александровича к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Администрации городского округа Староуткинск Свердловской области о восстановлении срока для постановки в очередь на жилье и возложении обязанности предоставить жилое помещение как ветерану боевых действий
по апелляционным жалобам ответчиков Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд Жилищного строительства» на решение Шалинского районного суда Свердловской области от 22.06.2020.
Заслушав доклад судьи Абрашкиной Е.Н., объяснения истца, представителей Министерства инфраструктуры строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Савинова М.В., действующего на основании доверенности № от ( / / ), действительной по ( / / ), Роговой О.С., действующей на основании доверенности № от ( / / ), действительной по ( / / ), представителя Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд Жилищного строительства» Беликовой Е.В., действующей на основании доверенности от ( / / ), действительной по ( / / ), судебная коллегия
установила:
Мельников М.А. обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее ГКУ «Фонд жилищного строительства»), Администрации городского округа Староуткинск Свердловской области (далее Администрация ГО Староуткинск Свердловской области), в котором просил с учетом уточнений в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения для истца как ветерана боевых действий; обязать ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения для истца; обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области издать приказ о распределении жилого помещения истцу; обязать Администрацию Городского округа Староуткинск Свердловской области предоставить истцу как ветерану боевых действий жилое помещение на условиях социального найма не ниже установленных социальных норм, действующих на момент предоставления жилья с момента передачи жилого помещения в муниципальную собственность; восстановить срок для постановки в очередь в качестве ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрации ГО Староуткинск Свердловской области и считать датой обращения в органы местного самоуправления с заявлением о постановки на учет- 18.06.2003.
В обоснование иска указано, что согласно сведений военного билета в период с 30.04.2000 по 25.07.2001 истец принимал участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона (Чеченской республики). 11.04.2003 истец обратился в орган местного самоуправления по месту своего жительства с заявлением о постановке на учет с целью обеспечения жилищных прав как участника боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, до настоящего времени истец жильем как ветеран боевых действий не обеспечен, что послужило поводом для обращения с настоящим иском в суд.
Возражая против иска ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» и Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в ходе рассмотрения дела в отзывах указывало, что истец в сводном списке ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005. по Свердловской области не значится, при этом удостоверение ветерана боевых действий, дающего право на соответствующую льготу было получено Мельниковым М.А. только в 2012 году.
Обжалуемым решением Шалинского районного суда Свердловской области от 22.06.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме, постановлено: «Восстановить Мельникову М.А. срок для постановки в очередь на получение жилья как ветерану боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий, с 18.06.2003.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения для Мельникова Максима Александровича как ветерана боевых действий.
Обязать ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения для Мельникова Максима Александровича.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области издать приказ о распределении жилого помещения Мельникову Максиму Александровичу.
Обязать Администрацию Городского округа Староуткинск Свердловской области предоставить Мельникову М.А. как ветерану действий жилое помещение на условиях социального найма не ниже установленных социальных норм, действующих на момент предоставления жилья с момента передачи жилого помещения в муниципальную собственность.».
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что истец реализовал свое право, обратившись с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий до 01.01.2005, вместе с тем данный вопрос не был разрешен в виду отбывания им наказания в местах лишения свободы в период с 23.04.2003 по 21.04.2017, при этом судом установлена нуждаемость Мельникова М.А. в улучшении жилищных условий.
С таким решением не согласились ответчики Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», принесли на него апелляционные жалобы в которых просили решение отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В доводах апелляционной жалобы Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области указало, что в соответствии п. 3 ч. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий распространяется на ветеранов, вставших на учет до 01.01.2005, тогда как вставшие на учет после 01.01.2005 обеспечиваются в соответствии с жилищным законодательством. Поскольку истец не был поставлен на учет в качестве нуждающегося, как ветеран боевых действий до 01.01.2005, оснований для удовлетворения его исковых требований не имелось. Полагает, что суд пришел к ошибочному выводу о наличии у истца статуса ветерана боевых действий с 2001 года, то есть с момента участия в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона, поскольку статус ветерана боевых действий присваивается с момента выдачи соответствующего удостоверения, которое получено истцом в 2012, то есть после 2005 года.
Ошибочными находит апеллянт выводы суда о восстановлении срока на обращение с заявлением о постановке на учет в виду отбывания наказания в период с 2003 по 2017, поскольку доказательств того, что истец был лишен был возможности реализовать свои права материалы дела не содержат.
На момент обращения в 2003 году с заявлением о постановке на учет истец не обладал статусом ветерана боевых действий и, соответственно, не мог быть поставлен на учет в качестве такового, что не было учтено судом при вынесении решения.
Восстанавливая истцу срок для постановки на учет органом местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, суд преждевременно удовлетворил исковые требования к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» приводит аналогичные доводы апелляционной жалобы, дополнительно указывает, что вывод суда о направлении Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения для Мельникова М.А. противоречит действующему законодательству, поскольку истец имеет право на обеспечение жильем путем получения единовременной выплаты, при этом судом не установлено внеочередное право истца на обеспечение жильем.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения. Указывает, что суд пришел к верному выводу о наличии уважительных причин пропуска срока обращения с заявлением о постановке на учет, поскольку к спорным правоотношениям не могут быть применены положения Приказа Министерства Юстиции России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», поскольку они приняты после его обращения в орган местного самоуправления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец дополнительно пояснил, что не получил во время удостоверение ветерана боевых действий по независящим от него причинам в связи с отсутствием бланков.
Представители ответчиков поддержали доводы и требования апелляционных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, являющиеся юридическими лицами, надлежащим образом извещены о дате и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» путем размещения информации на официальном сайте Свердловского областного суда.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия, действуя в пределах, предусмотренных ч. 1 и абз. 1 ч. 2 ст. 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к следующему.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 данного постановления Пленума).
Обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно постановлено с нарушением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что 11.04.2003 Мельников М.А. обратился в Администрацию ГО Староуткинск Свердловской области с заявлением о принятии на очередь на улучшение жилищных условий как участник боевых действий на территории Чеченской республики в период с 30.04.2000 по 25.07.2001. (л.д. 13, 15).
10.08.2012 истцу выдано удостоверение ветерана боевых действий, дающее право на льготы, установленные п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» (л.д. 17).
Перечень категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым жилые помещения предоставляются в первую очередь, содержался в ст. 36 ЖК РСФСР. В указанной статье отсутствовало указание на первоочередное обеспечение жильем ветеранов боевых действий, однако в ч. 2 ст. 36 ЖК РСФСР было прямо указано, что законодательством Российской Федерации возможность первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлена и другим категориям граждан, к которым, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», относились ветераны боевых действий.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции действовавшей на период обращения истца с заявлением в орган муниципального самоуправления ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде первоочередного бесплатного предоставления жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 23.2 Закона о ветеранах обеспечение жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 № 236-О разъяснено, что передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, нарушением конституционных прав таких граждан не является. Граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которые по состоянию на 01.01.2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем, истец на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений как ветеран боевых действий не принимался, удостоверение, как указывалось выше, получено им только в 2012 году.
На дату обращения истца с заявлением о принятии на учет, вопросы учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регулировались Жилищным кодексом РСФСР; Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 № 335; Областным законом от 04.05.1995 № 14-ОЗ «О предоставлении жилища в Свердловской области» (далее – Областной закон № 14-ОЗ).
В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР, п. 12 названных Примерных правил, ст.ст. 13, 15 Областного закона № 14-ОЗ принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, носило заявительный характер. Реализация прав и льгот ветеранов осуществлялась по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации (ст. 28 Закона о ветеранах в редакции, действовавшей на период обращения истца с заявлением – 11.01.2003).
Установленный законом порядок предоставления мер социальной поддержки не может рассматриваться как препятствие для реализации прав.
Пунктом 3 ст. 3 Закона о ветеранах установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному федеральному закону.
Федеральным законом от 27.11.2002 № 158-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» в подп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ и в раздел III приложения к этому Федеральному закону были внесены вступившие в силу с 01.01.2004 изменения, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Следовательно, лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях, признавались уполномоченными органами ветеранами боевых действий с 01.01.2004.
Истец обратился в Администрацию с заявлением о принятии его на учет 11.04.2003, то есть до внесения в Закон о ветеранах вышеуказанных изменений. Какое – либо удостоверение на получение льгот на момент обращения у истца отсутствовало.
С 01.01.2004 у истца возникло право на получение удостоверения ветерана боевых действий, которое он реализовал только в 2012 году.
Доводы о том, что удостоверение является правоудостоверяющим документом, а не правоустанавливающим в связи с чем момент его выдачи не может влиять на право получения мер социальной поддержки судебной коллегией отклоняется, поскольку в данном случае это противоречит ст. 28 ФЗ «О ветеранах».
Таким образом, поскольку истец после 01.01.2004 с заявлением о постановке на учет с целью обеспечения жильем как ветерана боевых действий с предоставлением документа, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки – удостоверения, не обращался, в сводном списке ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 по Свердловской области Мельников М.А. не числится, суд удовлетворяя исковые требования, принял решение без учета положений ст. ст. 1, 3, 16, 23.2, 28, а также раздела III приложения Закона о ветеранах, что привело к вынесению незаконного судебного акта.
Поскольку у истца не возникло право на обеспечение жильем как ветерана боевых действий, иные доводы апелляционных жалоб не имеют правового значения.
В связи с освобождением ответчиков от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционных жалоб с ответчика в доход Муниципального образования «Город Екатеринбург» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 327,1, п. 2 ст. 328, ст. 329, ч. 6 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шалинского районного суда Свердловской области от 22.06.2020 отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Мельникова Максима Александровича к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Администрации городского округа Староуткинск Свердловской области о восстановлении срока для постановки в очередь на жилье и возложении обязанности предоставить жилое помещение как ветерану боевых действий – оставить без удовлетворения.
Взыскать с Мельникова Максима Александровича в доход Муниципального образования «Город Екатеринбург» государственную пошлину в размере 150 руб.
Председательствующий Ильина О.В.
Судьи Абрашкина Е.Н.
Деменева Л.С.