ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11975/18 от 10.10.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Ковалева Т.В. Дело № 33-11975/2018

А-209г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Макаровой Ю.М.

судей Харитонова А.С., Кучеровой С.М.

при секретаре Мядзелец Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» о признании права собственности на судно

по апелляционной жалобе ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей»

на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 30 марта 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Признать за ФИО1 право собственности на судно «БП-204», регистровый , тип и назначение: несамоходное, баржа-площадка для перевозки колесной и гусеничной техники, класс Р 1.2, автор и № проекта: «ЦТКБ МРФ пр.», год и место постройки: 1986 г., Красноярская судоверфь/2017 г., г. Красноярск».

Заслушав доклад судьи Макаровой Ю.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» о признании права собственности на судно «БП-204», регистровый , тип и назначение: несамоходное, баржа-площадка для перевозки колесной и гусеничной техники, класс Р 1.2, автор и № проекта: «ЦТКБ МРФ », год и место постройки: 1986 г., Красноярская судоверфь/2017 г., г. Красноярск.

Требования мотивированы тем, что истец приобрел данное судно у ФИО2 по договору купли-продажи от 02.12.2015 как лом и отходы стальные негабаритные в виде демонтированного судна – сухогрузной баржи-площадки БП-204. С целью восстановления судна обратился в Енисейский филиал ФАУ «Российский речной регистр», которым по результатам переосвидетельствования был выявлен ряд недостатков, в связи с чем выдан проект на переоборудование и восстановление баржи; после окончания работ судно было поставлено на учет в речном регистре.

С целью оформления прав собственности истец обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации прав на вновь переоборудованное и восстановленное судно; ответом от 29.06.2017 ему было отказано, поскольку имеются два взаимоисключающих договора купли-продажи от одной даты, а также поскольку судно исключено из реестра в связи с его конструктивной гибелью. Истец полагает, что он на законных основаниях приобрел судно, восстановил его в установленном законом порядке, в связи с чем, приобрел право собственности на него, но учитывая имеющиеся сведения об исключении судна прежним собственником из реестра в связи его гибелью, зарегистрировать свои прав во внесудебном порядке не имеет возможности.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» ФИО3 просит отменить решение, вынести по делу новое, которым отказать в удовлетворении требований. Указывает на то, что в момент заключения договора купли-продажи между ФИО2 и ФИО1, право собственности ФИО2 (продавца) не было зарегистрировано в государственном судовом реестре, при этом, судно, являющееся предметом договора, исключено из государственного судового реестра как конструктивно погибшее, что не учтено судом. Указывает на то, что на государственную регистрацию были представлены два взаимоисключающих договора купли-продажи от 02.12.2015, данное обстоятельство не было оценено судом.

На поданную апелляционную жалобу представлены возражения представителем ФИО1 – ФИО4, в котором решение суда просит оставить без изменения.

Проверив решение суда по правилам апелляционного производства (ч.1 ст.327-1 ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» ФИО5, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца ФИО4, представителя ФАУ «Российский Речной Регистр» ФИО6, согласившихся с решением суда, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще уведомленных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия полагает необходимым отменить оспариваемое решение по следующим основаниям.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.

Согласно п. 2 ст. 15 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.

Исходя из п.п. 3, 5 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством; государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с п. 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Как следует из материалов дела, собственником судна – сухогрузной баржи-площадки «БП-204», 1986 года постройки идентификационный номер Е-6-0268 являлось АО «Норильский комбинат».

07 апреля 2016 года на основании заявления собственника АО «Норильский комбинат» от 06.04.2016 ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» исключило указанное судно из Государственного судового реестра в связи с его конструктивной гибелью.

Исключение из Государственного судового реестра произведено на основании представленных собственником документов: распоряжения собственника от 28.11.2014 о выводе из эксплуатации и списании объектов основных средств, приказа о создании комиссии по списанию объектов основных средств от 16.12.2014, акта технического состояния и оборудования судна от 20.12.2014, акта списания от 01.10.2015, акт о разборке баржи от 15.02.2016, утвержденный начальником Дудинского морского порта ФИО7, из которого следует, что комиссия подтверждает, что в процессе подготовки к списанию сухогрузной баржи-площадки «БП-204» идентификационный номер произведена разборка баржи, в результате чего она утратила качества судна и считается конструктивно погибшей.

Таким образом, с 07.04.2016 прекращено право собственности на судна – сухогрузной баржи-площадки «БП-204», 1986 года постройки идентификационный номер в связи с его конструктивной гибелью.

Также, из материалов дела следует, что указанная баржа была продана как лом и отходы черных металлов в виде недемонтированного судна по договору купли-продажи от 12.12.2015 ООО «Сальгари», впоследствии спорный объект был продан по договору от 12.10.2015 - ООО «Ирмет», по договору от 23.10.2015 – индивидуальному предпринимателю ФИО2

02 декабря 2015 года ФИО1 приобрел у ИП ФИО2 лом и отходы стальные негабаритные в виде недемонтированного судна – сухогрузной баржи-площадки БП-204.

30 июня 2016 года истцом проведено освидетельствование судна Енисейским филиалом ФАУ «Российский речной регистр», по результатам которого выдан акт первоначального освидетельствования судна, техническое состояние которого было определено как негодное, выставлены требования об устранении недостатков.

06 апреля 2017 года Енисейским филиалом ФАУ «Российский речной регистр» утвержден проект по переоборудованию судна в баржу-площадку для перевозки колесной и гусеничной техники «БП-204».

По результатам проведенных специализированной организацией ООО «Фарватер» работ по восстановлению и переоборудованию судна, Енисейским филиалом ФАУ «Российский речной регистр» осуществлено повторное внеочередное освидетельствование и 11.05.2017 составлен акт о годности корпуса судна, 09.06.2017 акт о годности корпуса и устройства судна, выдано свидетельство о годности судна к плаванию, а также свидетельство о классификации как на судно «БП-204», регистровый , тип и назначение: несамоходное, баржа-площадка для перевозки колесной и гусеничной техники, класс Р 1.2, автор и № проекта: ЦТКБ МРФ пр», год и место постройки: 1986 г., Красноярская судоверфь/2017 г., г. Красноярск.

27.04.2017 с целью оформления прав на восстановленное судно истец обратился в ФБУ «Администрация Енисейречтранс» с заявлением о переходе права собственности на судно «БП-204», приобретенное по договору от 02.12.2015 у ИП ФИО2

В регистрации права истцу было отказано, поскольку согласно представленному

ФИО1 на регистрацию договору от 02.12.2014 продавец ИП ФИО2 не обладал правом собственности на продаваемый объект сухогрузная баржа-площадка «БП-204», а в соответствии с п. 19 Правил государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 26.09.2001 государственная регистрация ограничений (обременений) права, ипотеки или иной сделки с судном возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данное судно в Государственном судовом реестре Российской Федерации. Впоследствии заявителем в регистрирующий орган был представлен договор от 02.12.2014, согласно которому ФИО1 приобрел не сухогрузную баржу-площадку «БП-204», а лом и отходы стальные негабаритные в виде недемонтированного судна: сухогрузная баржа-площадка «БП-204». Поскольку на регистрацию были представлены два взаимоисключающих договора купли-продажи от 02.12.2015, предметом которых являлось судно БП-204 и лом и отходы стальные негабаритные виде недемонтированного этого же судна, в регистрации было отказано.

Удовлетворяя требования ФИО1 о признании права собственности на судно, суд первой инстанции исходил из того, что действительность заключенного договора купли-продажи указанной баржи в качестве лома подтверждается представленными копиями договора купли-продажи от 02.12.2015, спецификации к договору от 23.10.2015, актом приема-передачи от 03.12.2015, распиской от 03.12.2015, и прежним собственником не оспаривается. А с учетом того, что предметом продажи был лом, регистрация договоров в государственном реестре не требовалась.

Однако с такими выводами суда согласиться нельзя в силу следующего.

Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно п. 1 ст. 551 ГК РФ, переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 статья 19 указанного Кодекса государственная регистрация судна в одном из реестров судов, за исключением маломерного судна, используемого в некоммерческих целях, осуществляется на основании заявления правообладателя и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами государственной регистрации судов.

Пунктом 19 вышеуказанных Правил государственной регистрации судов государственная регистрация ограничений (обременений) права, ипотеки или иной сделки с судном возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данное судно в Государственном судовом реестре Российской Федерации.

Исходя из п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г., если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.

Законы, предусматривающие необходимость государственной регистрации прав на недвижимое имущество, вступили в силу до момента совершения договора купли-продажи между истцом и ИП ФИО8 от 02.12.2014 года. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступил в силу с 31.01.1998 г., Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации вступил в силу 12.03.2001.

Поскольку истец по делу ссылается на возникновение у него прав на судно на основании договора купли-продажи, правовые основания для признания за ним права собственности по указанному основанию отсутствуют, также отсутствуют основания для применения в данном деле норм о возникновении прав на недвижимое имущество независимо от их регистрации.

Кроме того, истец указывает, что приобрел лом и отходы стальные негабаритные в виде недемонтированного судна – сухогрузной баржи-площадки БП-204, а впоследствии восстановил и в настоящее время владеет несамоходным судном, годным к плаванию, то есть фактически заявляет о своём праве на новую вещь.

Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Вместе с тем, доказательств тому, что истцом построено новое судно, организацией, имеющей право на постройку такого судна, истцом в материалы дела не представлено.

Истец указывает, что специализированной организацией ООО «Фарватер» были проведены работы по восстановлению и переоборудованию судна (ремонт), однако доказательств тому, что указанная организация имеет полномочия на постройку судов в дело не представлено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 30 марта 2018 года отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований ФИО1 к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» о признании права собственности на судно отказать.

Председательствующий

Судьи