Судья: Иванькова Е.Н. № 33-11978/2019 (2-909/2019)
Докладчик: Ветрова Н.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 ноября 2019 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе председательствующего Кандаковой Л.Ю.
судей: Ветровой Н.П., Ворожцовой Л.К.
при секретаре Куренковой Е.В.,
с участием прокурора Волковой А.Г.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ветровой Н.П.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Новокузнецка – ФИО1 на решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 15 августа 2019 года,
по делу по иску прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка, в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени В.К. Демидова», Администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Куйбышевского района г. Новокузнецка обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени В.К. Демидова» (далее МБОУ «СОШ № 9»), Администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района установлен факт неисполнения ответчиками законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности. В 2018 году МБОУ «СОШ № 9» разработан и утвержден паспорт безопасности объекта (территории), установлена вторая категория опасности объекта. В соответствии с пп. «а» п.23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 г. № 1253 (далее Требования) в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 22 Требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Однако в нарушение указанных норм МБОУ данные мероприятия не выполнены, поскольку охрана осуществляется сторожем и дежурными, что не позволяет обеспечить требуемый уровень физической защиты образовательного учреждения по причине отсутствия у них специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств. Надлежащая физическая охрана образовательной организации необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, работников и посетителей учреждения. Ранее в 2018 г. прокурором вносилось представление об осуществлении мероприятий по обеспечению охраны школы сотрудниками частных охранных организаций, однако данное требование до настоящего времени не исполнено в виду отсутствия финансирования. Кроме того, в нарушение: пп. «б» п.23, п.27 Требований критический элемент, указанный в паспорте безопасности (электрощитовая), не оборудован системой видеонаблюдения; пп. «л» п. 22, 28 Требований на объекте отсутствует система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации – автономная ретрансляционная система оповещения на объекте (территории) об угрозе совершения или о совершении террористического акта; пп. «б» п. 23 Требований объект не оснащен охранной сигнализацией. Кроме того, при изменении сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории), необходимо актуализировать Паспорт безопасности объекта (территории) МБОУ. Также установлено, что эксплуатация МБОУ осуществляется с нарушением правил пожарной безопасности, а именно: - в здании класса Ф 4.1 выход на чердак из лестничной клетки не выполнен через противопожарный люк 2 типа – нарушение п.2 ч.1 ст.6 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п. 8.4* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; - лестница 3 типа не имеет площадки на уровне эвакуационного выхода (2 этаж) – нарушение п.2 ч.1 ст.6 ФЗ № 123, п. 4.4.2 СП 1.13130.2009 «Свод правил «Системы противопожарной защиты». Эвакуационные пути и выходы». В силу действующего законодательства исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности, является обязанностью не только образовательной организации, но и органа местного самоуправления. Администрация г.Новокузнецка, являющаяся учредителем МБОУ и осуществляющая бюджетные полномочия по осуществлению финансового обеспечения при формировании расходов муниципального бюджета на образование обязана обеспечить финансирование работ по устранению выявленных нарушений. Просит обязать МБОУ совершить следующие действия:
- обеспечить охрану объекта и территории МБОУ, расположенных по адресу: <адрес>, путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
- оборудовать системой видеонаблюдения критический элемент МБОУ, указанный в паспорте безопасности (электрощитовая).
- оборудовать здание и территорию МБОУ системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
- оборудовать здание и территорию МБОУ системой охранной сигнализации.
- при изменении сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории), иных учетных данных, актуализировать Паспорт безопасности объекта (территории) МБОУ.
- в здании класса Ф 4.1 МБОУ «СОШ № 9» выход на чердак из лестничной клетки выполнить через противопожарный люк 2 типа в соответствии с п.2 ч.1 ст.6 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п. 8.4* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
- в здании МБОУ «СОШ № 9» на лестнице 3 типа установить площадку на уровне эвакуационного выхода (2 этаж) – в соответствии с п.2 ч.1 ст.6 ФЗ № 123, п. 4.4.2 СП 1.13130.2009 «Свод правил «Системы противопожарной защиты». Эвакуационные пути и выходы».
- возложить на администрацию г.Новокузнецка обязанность по финансированию исполнения МБОУ «СОШ № 9» вышеуказанных требований.
- в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить администрации г. Новокузнецка и МБОУ «СОШ № 9» срок до 31.12.2019, в течение которого указанные действия должны быть совершены.
В ходе рассмотрения дела истцом требования уточнены, а именно из исковых требований исключены требования об актуализации Паспорта безопасности объекта (территории) МБОУ, в остальной части исковые требования оставлены без изменения.
Решением Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 15.08.2019 постановлено:
Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени В.К. Демидова», обязанность выполнить следующие действия:
- обеспечить охрану объекта (территории) антитеррористической защищенности МБОУ, расположенного по адресу: <адрес>, путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
- оборудовать системой видеонаблюдения критический элемент МБОУ, указанный в паспорте безопасности (электрощитовая).
- оборудовать объект – здание (территорию) антитеррористической защищенности МБОУ системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
- оборудовать здание и территорию МБОУ системой охранной сигнализации.
- в здании класса Ф 4.1 МБОУ выход на чердак из лестничной клетки выполнить через противопожарный люк 2 типа в соответствии с п.2 ч.1 ст.6 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п. 8.4* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
- в здании МБОУ на лестнице 3 типа установить площадку на уровне эвакуационного выхода (2 этаж) – в соответствии с п.2 ч.1 ст.6 ФЗ № 123, п. 4.4.2 СП 1.13130.2009 «Свод правил «Системы противопожарной защиты». Эвакуационные пути и выходы».
Возложить на администрацию г.Новокузнецка обязанность по финансированию вышеуказанных мероприятий.
Установить администрации г.Новокузнецка и МБОУ «СОШ №9» срок до 01.09.2020, в течение которого указанные действия должны быть совершены.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Новокузнецка – ФИО1 просит решение суда отменить в части возложения на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 9 имени В.К. Демидова» обязанности выполнить в срок до 01.09.2020 следующие действия:
обеспечить охрану объекта (территории) антитеррористической защищенности Школы № 9, расположенного по адресу: <адрес>, путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
оборудовать системой видеонаблюдения критический элемент Школы № 9, указанный в паспорте безопасности (электрощитовая);
оборудовать объект - здание (территорию) антитеррористической защищенности Школы № 9 системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
- оборудовать здание и территорию Школы № 9 системой охранной сигнализации;
2) возложения на администрацию города Новокузнецка обязанности по финансированию в срок до 01.09.2020 мероприятий, указанных в решенииКуйбышевского районного суда от 15.08.2019.
Указывает на то, администрация города Новокузнецка является ненадлежащим ответчиком.
Надлежащим ответчиком является Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка. Комитет является отраслевым органом администрации г. Новокузнецка, входит в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления Новокузнецкого городского округа; наделен правами юридического лица, является главным распорядителем средств бюджета Новокузнецкого городского округа, а также администратором доходов бюджета Новокузнецкого городского округа, закрепляемых в решении о бюджете Новокузнецкого городского округа. Комитету подведомственны муниципальные образовательные организации и иные муниципальные учреждения, осуществляющие функции по их обслуживанию.
Комитет является главным распорядителем средств бюджета Новокузнецкого городского округа, а также администратором доходов бюджета Новокузнецкого городского округа, закрепляемых в решении о бюджете Новокузнецкого городского округа, в сфере образования.
По своей организационно-правовой форме Школа № 9 является бюджетным учреждением в соответствии с пунктом 1.4 Устава Школы №9. Как следует из буквального толкования пункта 1.2 Устава Школы № 9 учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Новокузнецкий городской округ. Функции и полномочия Учредителя осуществляются Комитетом образования и науки администрации города Новокузнецка.
Комитет, как главный распорядитель бюджетных средств от имени Новокузнецкого городского округа в части расходов в сфере образования, является надлежащим ответчиком, на который возложено осуществление финансирования расходов на проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности.
Суд необоснованно возложил на МБОУ «СОШ № 9» выполнение мероприятия по оборудованию здания и территории Школы № 9 системой охранной сигнализации.
В Учреждении имеется кнопка экстренного вызова полиции с выводом на пульт централизованной охраны отдела вневедомственной охраны. Учреждением заключены договор с федеральным государственным казенным учреждением «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области» на реагирование на сигналы «Тревога», поступающих с объектов, с подразделениями вневедомственной охраны посредством использования кнопки полиции с передачей тревожных сообщений по каналу GSM, договор с федеральным государственным унитарным предприятием «Охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» на оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса технических средств охраны на объектах.
Согласно паспорту безопасности МБОУ «СОШ № 9», утвержденному директором 23.05.2018, в МБОУ «СОШ № 9» имеются система видео контроля с записью событий (7 камер видеонаблюдения, из них 1 внутри здания на первом этаже в холле и 6 камер наружных, расположенных по периметру здания школы, системы оповещения и аварийного освещения.
Кроме того, в паспорте безопасности МБОУ «СОШ № 9», утвержденном директором 23.05.2018, отсутствует рекомендация в оборудовании здания и территории МБОУ «СОШ № 9» системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Суд не указал, какая система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, должна быть установлена в Учреждении.
Суд не указал какая система охранной сигнализации, существующая в перечне инженерно-технических средств охраны должна быть установлена и в каком помещении школы, а также на какой территории.
На апелляционную жалобу прокурором Куйбышевского района г. Новокузнецка Мироновой А.Н. поданы возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон «О противодействии терроризму») правовую основу противодействию терроризму составляет Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на таких основных принципах как обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма.
Согласно п. 3.1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» юридические лица должны обеспечивать выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п. 4 ч.2 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством РФ принято Постановление от 07.10.2017 г. N 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно подп. «а» п. 17 Требований № 1235 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в частности, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается в том числе посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (подп. «г» п.18 Требований №1235).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п.4 Требований №1235).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с Уставом, МБОУ СОШ № 9 является юридическим лицом, создано в целях реализации прав граждан на получение гарантированного государством общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего образования, среднего общего образования, дополнительного образования. Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Новокузнецкий городской округ, функции и полномочия учредителя осуществляются Комитетом образования и науки Администрации г.Новокузнецка (п. 1.1-1.5, 2.1) (л.д. 47-61).
На основании приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Новокузнецка от 02.02.2011 № 42, акта приема-передачи, здание школы, расположенное по адресу <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за МБОУ «СОШ № 9» (л.д.25,26). Право оперативного управления на отдельно стоящее нежилое здание школы по указанному адресу, общей площадью 2874,1 кв.м. зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.27-31).
Согласно паспорту безопасности объекта (территории) МБОУ СОШ № 9 установлена вторая категория опасности объекта (л.д. 36-46).
13.06.2019 прокуратурой Куйбышевского района г.Новокузнецка с привлечением специалистов Новокузнецкого филиала ФГКУ Управления вневедомственной охраны Войск национальной гвардии РФ по Кемеровской области, отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Новокузнецка и Новокузнецкого района проверено исполнение законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности, направленного на обеспечение безопасности детей, обучающихся в МБОУ «СОШ № 9» в ходе которой выявлены нарушения: пп. «а» п.23, пп. «л» п. 22, 28, пп. «б» п. 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235. Кроме того, нарушены требования пожарной безопасности, а именно: - в здании класса Ф 4.1 выход на чердак из лестничной клетки не выполнен через противопожарный люк 2 типа – нарушение п.2 ч.1 ст.6 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п. 8.4* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; - лестница 3 типа не имеет площадки на уровне эвакуационного выхода (2 этаж) – нарушение п.2 ч.1 ст.6 ФЗ № 123, п. 4.4.2 СП 1.13130.2009 «Свод правил «Системы противопожарной защиты». Эвакуационные пути и выходы». Данные обстоятельства подтверждаются актом от 13.06.2019, справкой Новокузнецкого филиала ФГКУ Управление вневедомственной охраны Войск национальной гвардии РФ по Кемеровской области (л.д.13,18-19).
Согласно пп. «а» п. 23 указанного Требования в отношении объектов (территорий) второй категории опасности (к которым относятся школы и детские сады) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 22 требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Из материалов дела следует, что в МБОУ «СОШ № 9» в 2018 приняты положения об организации пропускного режима в МБОУ, положение о пропускном режиме (л.д.32-46, 62-64). В соответствии с данным положением пропускной режим в школе осуществляется за счет усилий дежурного, дневного и ночного сторожей.
Согласно п.п. «а» п. 23 указанного Постановления в отношении объектов (территорий) второй категории опасности (к которым относятся школы и детские сады) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Представленными прокурором доказательствами подтверждается, что в МБОУ «СОШ № 9» данные требования не выполнены, в связи с чем, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что в целях исполнения пп. «а» п. 23 Требований МБОУ «СОШ № 9» должен быть заключен соответствующий договор и обеспечено физическое нахождение охранников в данном образовательном учреждении.
Разрешая исковые требования суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о возложении на МБОУ «СОШ № 9» обязанности по оборудованию объекта системой оповещения, системой охранной сигнализации, системой видеонаблюдения на критических элементах объекта (электрощитовая).
Так согласно пп. «л» п. 22 Требований предусматривает, что объекты (территории) должны быть оборудованы системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 28 Требований система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на объекте (территории).
Пп. «б» п.23 Требований предусматривает, что объекты (территория) должны быть оборудованы инженерно-техническими средствами и системами охраны (охранной сигнализацией).
П.27 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Доказательств того, что в МБОУ имеется система экстренного оповещения работников о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, система охранной сигнализации, система видеонаблюдения на критических элементах объекта (электрощитовая), ответчиками не представлено.
В паспорте безопасности МБОУ в выводах и рекомендациях указано: рекомендовано оборудование МБОУ инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой контроля и управления доступом, охранной сигнализацией).
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что в МБОУ «СОШ № 9» данное требование Постановления Правительства не выполнено.
На основании ст.1 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации: соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.6 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении условий, в том числе, если: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с п.8.4 «СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений" (ред. от 19.07.2002) выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 х 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м.
В соответствии с п. 4.4.2 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (ред. от 09.12.2010), лестницы 3-го типа следует выполнять из негорючих материалов и размещать у глухих (без световых проемов) частей стен класса пожарной опасности не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже REI(EI)30. Эти лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой не менее 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м от плоскости оконных проемов.
Актом проверки от 13.06.2019, отчетом о проверке отделом надзорной деятельности и профилактической работы г.Новокузнецка и Новокузнецкого района МБОУ по исполнению требований пожарной безопасности от 12.06.2019, подтверждается и не оспорено ответчиками, что эксплуатация МБОУ осуществляется с нарушением законодательства о пожарной безопасности, а именно: п.2 ч.1 ст.6 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.8.4 «СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений", п. 4.4.2 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
Согласно показаний ответчика МБОУ следует, что директор обращалась в апреле 2019 в Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка с ходатайством о выделении денежных средств на устранение нарушений требований пожарной безопасности, однако денежные средства до настоящего времени не выделены, нарушения не устранены.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно возложил на ответчика МБОУ «СОШ № 9» обязанность по исполнению требований пожарной безопасности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрации г. Новокузнецка является ненадлежащим ответчиком по делу являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно п. 4.1.1 Устава МБОУ«СОШ № 9», источником финансовых ресурсов МБОУ «СОШ № 9» являются субсидии и бюджетные инвестиции. Согласно п.1.2 Устава учредителем и собственником и имущества МБОУ является муниципальное образование Новокузнецкий городской округ. Функции и полномочия Учредителя осуществляются Комитетом образования и науки администрации города Новокузнецка
В соответствии со ст.45 Устава города Новокузнецка Администрация города и ее органы обладают всеми полномочиями по осуществлению исполнительно-распорядительных функций на территории городского округа, отнесенных законодательством к компетенции органов местного самоуправления.
В силу пунктов 7.1 и 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из анализа указанных норм права следует, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности образовательных организаций является обязанностью органа местного самоуправления.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба являются необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 15 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации г. Новокузнецка – ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: