ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-119/2014 от 04.02.2014 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

 ** Дело №33-119/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Кызыл 04 февраля 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

 председательствующего Кунгаа Т.В.,

 судей Болат-оол А.В., Дамдын Л.Д.,

 при секретаре Мангыр С.Т.,

 прокурора Ойдуп У.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. гражданское дело по иску ФИО1 к администрации сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва о признании незаконными решений Хурала представителей сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва от 01 августа 2013 года № 30 и от 19 сентября 2013 года № 34, восстановлении в должности председателя администрации сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Овюрского районного суда Республики Тыва от 15 ноября 2013 года,

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 обратился в суд с иском к администрации сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва о признании незаконными решений Хурала представителей сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва от 01 августа 2013 года № 30 и от 19 сентября 2013 года № 34, восстановлении в должности председателя администрации сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что 13 декабря 2011 года распоряжением главы сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва № 19 он назначен исполняющим обязанности председателя администрации сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ. 29 ноября 2012 года решением Хурала представителей сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ № 10 назначен председателем администрации сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ. 03 января 2013 года с нимзаключен служебный контракт на должность председателя администрации сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ. 01 августа 2013 года в его отсутствие без его извещения решением Хурала представителей сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ № 30 он назначен временно исполняющим обязанности председателя администрации сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ. 19 сентября 2013 года решением Хурала представителей сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ № 34 истец освобожден с указанной должности. Данные решения считает незаконными, поскольку они приняты при отсутствии кворума для принятии решения, без соблюдения установленной Уставом сельского поселения процедуры назначения и проведения заседания Хурала представителей. Основанием решения Хурала представителей сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ № 34 от 19 сентября 2013 года указано решение конкурсной комиссии, однако конкурс на занятие вакантной должности фактически не проводился. Просил суд признать незаконными решения Хурала представителей сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва от 01 августа 2013 года № 30 и от 19 сентября 2013 года № 34, восстановить его в должности председателя администрации сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере ** руб.

 Решением Овюрского районного суда Республики Тыва от 15 ноября 2013 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано полностью.

 В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, указывает на то, что оснований для его освобождения от должности, предусмотренных федеральными законами или Уставом сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ, не имелось. Представитель ответчика в качестве основания его увольнения указал на подп. 4 п. 11 ст. 20 Устава сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва, однако процедура отрешения от занимаемой должности в отношении него не проводилась. При решении вопроса о его увольнении отсутствовал кворум депутатов, 3 человека из 10, тогда как согласно п.4 ст.17 Устава сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ заседание Хурала представителей сумона не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 % от числа избранных депутатов.

 В своем возражении прокурор указал на то, что поскольку истец ФИО1 не имеет высшего профессионального образования, требуемого к руководящим должностям муниципальной службы, то дальнейшее замещение ФИО1 должности председателя администрации сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ не представляется возможным. Просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

 В заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 и его представитель ФИО2, действующий на основании ордера, апелляционную жалобу поддержали полностью.

 Представитель ответчика – администрации сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва ФИО3 с апелляционной жалобой не согласилась, пояснив, что решением суда решение Хурала представителей сельского поседения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва от 29 ноября 2012 года №10 о назначении истца на должность председателя администрации сельского поседения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва признано недействительным. Истец был освобожден от занимаемой должности в связи с отсутствием высшего профессионального образования, предусмотренного законом для замещения указанной должности.

 Выслушав стороны, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение законным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 Согласно п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, основаниями прекращения трудового договора является нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).

 В соответствии со ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в том числе, в случае отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

 В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

 Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Росс

 Частью 1 ст. 8(1) Закона Республики Тыва от 12 января 2000 года № 389 «О муниципальной службе» установлено, что для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований, определенных в приложении 1 к настоящему Закону.

 В соответствии с п. 1 приложения к указанному Закону Республики Тыва для замещения должностей муниципальной службы определяются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования: для высших, главных, ведущих, старших должностей муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования.

 Согласно Уставу сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ, структуру органов местного самоуправления составляют Хурал представителей сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ, Глава сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ, администрация сумона Саглынский Овюрского кожууна, контрольный орган (контрольно- ревизионная комиссия) сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ.

 Из материалов дела усматривается, что распоряжением Главы сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва от 13 декабря 2011 года № 19 ФИО1 временно назначен исполняющим обязанности председателя администрации сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ.

 Решением Хурала представителей сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва от 29 ноября 2012 года № 10 ФИО1 назначен председателем администрации сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва.

 Согласно Реестру муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Тыва, утв. Законом Республики Тыва от 4 мая 2009 г. N 1244 ВХ-2, должность ФИО1 отнесена к категории "руководители" и входит в группу главных должностей муниципальной службы.

 Вступившим в законную силу решением Овюрского районного суда РТ от 30 июля 2013 года п.1 раздела 2 Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности председателя администрации сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ, утвержденного решением Хурала представителей сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ от 05 ноября 2012 года № 6, признан противоречащим требованиям ч.1 ст.2, ч.4 ст.5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч.2 ст.9 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч.2 ст.8.1, п.2 ч.1 раздела 3 приложения 1 Закона Республики Тыва от 12 января 2000 № 389 «О муниципальной службе». На Хурал представителей сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ возложена обязанность привести п.1 раздела 2 Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности председателя администрации сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва, утвержденного решением Хурала представителей сельского поседения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва от 05 ноября 2012 года №6, в соответствие вышеуказанным требованием законодательства. Признано недействительным решение Хурала представителей сельского поседения сумон Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва «О назначении на должность председателя администрации сельского поседения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва от 29 ноября 2012 года №10. На Хурал представителей сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва возложена обязанность провести конкурс на замещение должности муниципальной службы председателя администрации сельского поседения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва.

 Решением Хурала представителей сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ от 01 августа 2013 года №28 отменено решение Хурала представителей сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва №6 от 04 ноября 2012 года «Об объявлении конкурса на замещение вакантной должности председателя администрации сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна по контракту», также указанным решением отменено решение Хурала представителей сельского поседения сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ от 29 ноября 2012 года №10 «О назначении председателя администрации сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ».

 Решением Хурала представителей сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва от 01 августа 2013 года № 30 ФИО1 временно назначен исполняющим обязанности председателя администрации сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва.

 Решением Хурала представителей сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва от 28 августа 2013 года № 32 объявлен конкурс на замещение вакантной должности председателя администрации сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва.

 Решением Хурала представителей сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва от 19 сентября 2013 года № 34 ФИО1 освобожден от занимаемой должности – исполняющего обязанности председателя администрации сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва на основании решения конкурсной комиссии об отказе в допуске к участию в конкурсе в связи с отсутствием у ФИО1 документа о высшем профессиональном образовании.

 Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, установив, что истец ФИО1 не имеет высшего профессионального образования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при назначении на должность председателя администрации сумона Саглынский Овюрского кожууна РТ истец ФИО1 по уровню своего профессионального образования не отвечал требованиям, предъявляемым законом к лицу, занимающему указанную должность муниципальной службы, отсутствие соответствующего образования исключает возможность продолжения истцом работы в должности председателя администрации сельского поселения сумона Саглынский Овюрского кожууна Республики Тыва, в связи с чем освобождение истца от занимаемой должности является законным.

 При этом судебная коллегия учитывает, что принятие на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования, поскольку на указанную должность органа местного самоуправления назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих, установленных ст. 4 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

 Доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка освобождения истца от занимаемой должности не имеют правового значения, сводятся к переоценке доказательств, не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы истца.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Овюрского районного суда Республики Тыва от 15 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

 Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 февраля 2014 года.

 Председательствующий

 Судьи