Судья: Пойда А.Н. Дело № 33-11/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17января 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей Радикевич М.А., Уваровой В.В.,
при секретаре Мочаловой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Колпашевского городского прокурора Томской области в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования «Колпашевское городское поселение» к администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение», ФИО1 о признании незаконными торгов - продажи без объявления цены имущества, находящегося в собственности муниципального образования, и признании недействительным протокола комиссии по проведению аукционов (конкурсов)
по апелляционному представлению Колпашевского городского прокурора Томской области на решение Колпашевского городского суда Томской области от 11 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Радикевич М.А., объяснения прокурора Селезневой Е.А., представителя администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение» ФИО2 (доверенность от 07.02.2012), поддержавших доводы апелляционного представления, представителя ответчика ФИО1 ФИО3 (доверенность от 06.05.2013), возражавшего против доводов апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
Колпашевский городской прокурор Томской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования «Колпашевское городское поселение» к администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение», в котором с учетом последующего изменения исковых требований просил признать незаконными торги - продажу без объявления цены имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Колпашевское городское поселение», от 05.12.2012, а также признать недействительным протокол комиссии по проведению аукционов (конкурсов) № 2 об итогах продажи имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Колпашевское городское поселение», без объявления цены от 05.12.2012.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения законодательства, регулирующего порядок управления, распоряжения муниципальным имуществом в органах местного самоуправления, установлено, что 05.12.2012 комиссия по проведению аукционов (конкурсов), утвержденная постановлением администрации Колпашевского городского поселения от 17.05.2007 № 90 «Об организации продажи имущества на аукционе», в составе: Б., К., С., С. провела торги без объявления цены имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Колпашевское городское поселение», по результатам которых был составлен протокол № 2 об итогах продажи имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Колпашевское городское поселение» без объявления цены. Данный протокол подписан членами указанной комиссии, которая не была наделена правом организации продажи муниципального имущества и подписания соответствующих протоколов об итогах торгов по продаже имущества без объявления цены. Полагал, что принятым решением, отраженным в протоколе № 2 об итогах продажи имущества, нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасное и бесперебойное электроснабжение, поскольку объектом торгов являются воздушные линии электропередачи, кабельные линии электропередачи, трансформаторные подстанции с линиями электропередач, земельные участки для эксплуатации и обслуживания воздушных линий электропередачи, кабельных линий электропередачи, трансформаторных подстанций с линиями электропередачи. Изменение назначения указанных объектов не производилось. Обязательных условий по сохранению назначения использования имущества на определенный срок ни условия приватизации муниципального имущества, ни информационное сообщение о продаже муниципального имущества без объявления цены, ни протокол комиссии по проведению аукционов не содержат, что противоречит ст.30 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Определением Колпашевского городского суда Томской области от 29.05.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФИО1, которая ранее привлекалась к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании представитель процессуального истца прокурор Фомченко Н.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям.
Представитель ответчика администрации Колпашевского городского поселения ФИО2 в судебном заседании исковые требования признал.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика ФИО1 Её представители ФИО4 и ФИО3 в судебном заседании иск не признали в полном объеме, дополнительно пояснив, что в данном случае прокурор не обосновал, каким образом были нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Обжалуемым решением суд, руководствуясь положениями ст. 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 8, 34, ч. 1, 2 ст. 35, ст. 45, 46, 55, 130, 131 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 8, ст. 125, 215, 217, п. 2 ст. 218, п. 1 ст. 420, п. 5 ст. 448, п. 1, 2 ст. 449 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 13, п. 5 ст. 32, п. 5 ст. 124 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», п. 10 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены, утвержденного постановлением Правительства РФ № 549 от 22.07.2002, ст. 7, п. 3 ст. 8, ст. 44, 48 Устава Колпашевского городского поселения, принятого решением Совета Колпашевского городского поселения № 50 от 11.09.2012, ст. 4, п. 2 ст. 6, ст. 8, 15, п. 3 ст. 16, ст. 17 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО «Колпашевское городское поселение», принятого решением Совета Колпашевского городского поселения № 8 от 28.02.2012, п. 4, 9, ст. 16, п. 4 ст. 17, ст. 33 Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества в МО «Колпашевское городское поселение», утвержденного постановлением Главы Колпашевского городского поселения № 84 от 08.05.2007, отказал Колпашевскому городскому прокурору в удовлетворении исковых требований.
В апелляционном представлении Колпашевский городской прокурор просит решение суда отменить, вынести новое об удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование представления указывает, что суд фактически признал и установил, что продажа муниципального имущества, а именно, воздушных линий электропередачи, кабельных линий электропередачи, трансформаторных подстанций с линиями электропередачи, земельных участков для эксплуатации и обслуживания воздушных линий электропередачи и для эксплуатации и обслуживания трансформаторных подстанций проведена с нарушением Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», с нарушением установленной процедуры, не уполномоченным лицом, с нарушением процессуальных сроков.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ объекты коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению, в частности, объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения. Этим же законом предусмотрена возможность изменения назначения указанных объектов, которое осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления, но изменение назначения указанных объектов (вывод из эксплуатации, связанный с изменением системы или принципов электроснабжения городского поселения) не производилось.
Кроме того, на продавца, в случае принятия решения о приватизации указанных объектов с соблюдением вышеприведенной процедуры, согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» возлагается обязанность по установлению обязательного условия их приватизации - сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации.
В нарушение положений ст. 30 рассматриваемого закона ни условия приватизации муниципального имущества, ни информационное сообщение о продаже муниципального имущества без объявления цены, ни протокол комиссии по проведению аукционов (конкурсов) № 2 об итогах продажи имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Колпашевское городское поселение», от 05.12.2012 не содержали условий по сохранению назначения использования имущества на определенный срок.
В резолютивной части решения суд первой инстанции пришел к выводу, который противоречит установленным в суде обстоятельствам, изложенным выше, в связи с чем полагает, что имеет место несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению апеллянта, вывод суда о том, что, будучи проведенными с нарушением правил, установленных законом, торги могут быть признаны не незаконными, а недействительными по иску заинтересованного лица, является несостоятельным, поскольку считает, что указанные слова являются синонимами, так как торги, проведенные с нарушением закона, являются незаконными, а принятое по их итогам решение- недействительным и наоборот.
В возражениях на апелляционное представление ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения.
В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть представление в отсутствие извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившейся в зал суда ответчика ФИО1
Обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст.168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с п.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно ч.3 ст.30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в редакции, действующей на момент проведения оспариваемых торгов, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1, 2 ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» ( в действующей на момент оспариваемых торгов редакции) объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению: объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
Из дела следует и не оспаривается сторонами, что объектом оспариваемых торгов являлись используемые по назначению для обеспечения жителей Колпашевского городского поселения Томской области электроэнергией воздушные линии электропередачи, кабельные линии электропередачи, трансформаторные подстанции с линиями электропередачи, земельные участки для эксплуатации и обслуживания воздушных линий электропередачи, кабельных линий электропередачи, трансформаторных подстанций с линиями электропередачи.
Из изложенного следует, что имущество, являющееся объектом оспариваемых торгов, приватизации как используемое по назначению не подлежало. В силу вышеприведенных требований закона оно подлежало передаче в муниципальную собственность и приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» быть не могло.
При таких обстоятельствах торги – продажа без объявления цены имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Колпашевское городское поселение», от 05.12.2012 проведены с нарушением требований вышеприведенного закона, являются недействительными в силу ничтожности, а протокол комиссии по проведению аукционов (конкурсов) №2 в соответствии с п.1 ст.167 ГК РФ – незаконным.
Кроме того, суд не учел, что обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации ( ч.4 ст.30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
Такого решения условия приватизации объектов энергетики, проведенной путем отчуждения на оспариваемых торгах, не содержат.
Таким образом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, а принятое решение об отказе в иске как не отвечающее требованиям ч.1 ст.195 ГПК РФ, предусматривающей, что решение суда должно быть законным и обоснованным, - отмене.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Колпашевского городского суда Томской области от 11 июня 2013 года отменить. Принять новое решение, которым исковые требования Колпашевского городского прокурора Томской области удовлетворить. Признать недействительными торги – продажу без объявления цены имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Колпашевское городское поселение», от 05.12.2012, признать незаконным протокол комиссии по проведению аукционов (конкурсов) №2 об итогах продажи имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Колпашевское городское поселение», без объявления цены от 05.12.2012.
Председательствующий
Судьи: