Судья Распопин В.В. Строка 42, госпошлина 0 руб.
Докладчик Гомола С.Н. Дело № 33-11/2021 г.
УИД 83RS0001-01-2020-001450-87
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нарьян-Мар 26 января 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи Гомола С.Н.,
судей Аршинова А.А., Рожина Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Чепахине К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 30 октября 2020 года, которым постановлено:
исковое заявление ФИО1 к Аппарату Администрации Ненецкого автономного округа о признании распоряжения о применении дисциплинарного взыскания незаконным, компенсации морального вреда удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 15 июня 2020 года № 2465-лс «О дисциплинарном взыскании».
Взыскать с Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Заслушав доклад судьи Гомола С.Н., объяснения представителя истца ФИО2, полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Аппарату Администрации Ненецкого автономного округа о признании распоряжения о применении дисциплинарного взыскания незаконным, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что распоряжением Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 15 июня 2020 года № 2465-лс к ней было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в несвоевременном согласовании штатного расписания Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа руководителем Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа. Считает данное распоряжение незаконным и необоснованным, поскольку текст распоряжения не содержит сведений о конкретных служебных обязанностях и пунктов должностного регламента, нарушение которых повлекло применение дисциплинарного взыскания. Служебным контрактом и должностным регламентом обязанность по подготовке штатного расписания и передаче его для согласования на нее не возложена, порядок согласования штатного расписания отсутствует. Кроме того, на момент утверждения штатного расписания она находилась в трудовом отпуске.
Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился представитель ответчика - ФИО12 В апелляционной жалобе она просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Указывает, что исходя из буквального толкования п. 3 Порядка формирования штатной численности органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 6 октября 2015 года № 321-п, учитывая, что штатное расписание Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа было утверждено руководителем Департамента 30 декабря 2019 года, то оно должно быть направлено на согласование руководителю Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа не позднее 30 декабря 2019 года. Отсутствие указания на конкретный срок согласования и утверждения штатного расписания в вышеуказанном Порядке, не свидетельствует о возможности исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа направлять штатное расписание на согласование руководителю Аппарата после утверждения руководителем исполнительного органа государственной власти Ненецкого автономного округа.
Считает, что подготовка штатного расписания Департамента, его согласование с руководителем Аппарата и утверждение руководителем Департамента является ежегодным мероприятием, истец ознакомлена с Порядком, но являясь начальником управления, в нарушение подпунктов 1, 2 п. 13 должностного регламента, надлежащим образом не организовала исполнение гражданскими служащими управления должностных обязанностей, что повлекло несвоевременное согласование штатного расписания Департамента.
Обращает внимание на то, что в связи с изданием распоряжения губернатора Ненецкого автономного округа от 9 декабря 2019 года № 395-рг, которым предельная численность государственных гражданских служащих Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа была уменьшена на 1 единицу, штатное расписание на 2020 год должно было быть согласовано с руководителем Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа и утверждено руководителем Департамента в конце 2019 года или начале нового календарного года. А также на то, что ФИО1 во время служебной проверки, а также при рассмотрении данного дела не оспаривала, что на нее, как руководителя управления, возложена обязанность по организации согласования и утверждения штатного расписания Департамента.
В своих возражениях на апелляционную жалобу представитель истца ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 6 октября 2015 года № 321-п утвержден Порядок формирования штатной численности органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа, согласно которому штатная численность органов исполнительной власти округа утверждается руководителями этих органов в форме штатного расписания по согласованию с руководителями органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию и реализации государственной политики в сфере управления государственной гражданской службой Ненецкого автономного округа.
Согласно постановлению Администрации Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2014 года № 484-п «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа» Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа является исполнительным органом государственной власти Ненецкого автономного округа. Предельная численность и фонд оплаты труда государственных гражданских служащих Ненецкого автономного округа и работников Департамента устанавливаются Администрацией Ненецкого автономного округа по предложению руководителя Департамента.
Руководитель Департамента утверждает в установленном порядке штатное расписание, а также бюджетную смету на финансирование деятельности Департамента в пределах ассигнований, предусмотренных окружным бюджетом на соответствующий период; организует исполнение окружных законов, нормативных и ненормативных правовых актов Администрации Ненецкого автономного округа и губернатора Ненецкого автономного округа по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения; несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий, обеспечивает соблюдение финансовой, учетной, трудовой дисциплин.
Структурные подразделения Департамента осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых руководителем Департамента.
Согласно Положению об организационном управлении Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа распределение должностных обязанностей между сотрудниками Управления осуществляется начальником Управления и закрепляется в должностных регламентах и трудовых договорах.
Распоряжением Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 27 февраля 2017 года № 959-лс ФИО1 назначена с 1 марта 2017 года на должность государственной гражданской службы Ненецкого автономного округа – начальник организационного управления Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа.
В соответствии с п. 2, 6 служебного контракта № 4/67 от 27 февраля 2017 года заключенного с ФИО1 она обязалась исполнять должностные обязанности по занимаемой должности в соответствии с должностным регламентом.
Согласно Должностному регламенту в должностные обязанности начальника организационного управления Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа входит соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Ненецкого автономного округа, законов Ненецкого автономного округа, иных нормативных актов и обеспечение их исполнения, исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, исполнение поручений вышестоящих руководителей и т.д.
В целях осуществления задач и функций Управления начальник организационного управления Департамента осуществляет руководство деятельностью Управления, распределяет обязанности между служащими, осуществляет планирование деятельности, организовывает исполнение служащими Управления их должностных обязанностей, осуществляет контроль за исполнением заданий и поручения и т.д.
В соответствии с распоряжениями Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2019 года № 6289 –лс, 30 декабря 2019 года № 6597-лс ФИО1 в период с 23 по 31 декабря 2019 года находилась в отпуске, 9,10,13 и 14 января 2020 года – неоплачиваемые дни отдыха.
Согласно распоряжению руководителя Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2019 года № 157л/с утверждено штатное расписание Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа с 1 января 2020 года.
Согласовано утвержденное штатное расписание Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа 12 мая 2020 года.
Распоряжением Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 26 мая 2020 года № 2197-лс в отношении ФИО1 назначена служебная проверка по факту нарушения постановления администрации Ненецкого автономного округа от 6 октября 2015 года № 321-п «Об утверждении порядка формирования штатной численности органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа» в связи с несвоевременной подготовкой штатного расписания Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа на 2020 год, поступившего в Аппарат Администрации Ненецкого автономного округа для согласования 12 мая 2020 года.
Согласно заключению комиссии по результатам проведения служебной проверки в отношении ФИО1 от 11 июня 2020 года в действиях истца установлено не исполнение обязанностей государственного гражданского служащего, установленных ч. 1 ст. 15, п. 1 ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а именно, не осуществила надлежащее руководство деятельностью Управления, не организовала надлежащим образом исполнение гражданскими служащими управления должностных обязанностей (подп. 1, 2 п. 13 Должностного регламента).
На основании указанного заключения распоряжением Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 15 июня 2020 года № 2465-лс к ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение государственным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, выразившееся в ненадлежащей организации исполнения гражданскими служащими организационного управления должностных обязанностей, повлекшей несвоевременное согласование штатного расписания Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа на 2020 год руководителем Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа.
С приказом истец ознакомлена 17 июня 2020 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сомнения в достоверности не вызывают.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что Порядок формирования штатной численности органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 6 октября 2015 года № 321-п не содержит в себе указания на сроки его утверждения и согласования, в связи с чем вменение истцу ненадлежащего исполнения возложенных на нее служебных обязанностей, выразившееся в ненадлежащей организации исполнения гражданскими служащими организационного управления должностных обязанностей, повлекшего несвоевременное согласование штатного расписания Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа на 2020 год руководителем Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа является незаконным. Также суд установил, что обязанность по направлению для согласования штатного расписания руководителю Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа ни на Управление, ни на начальника Управление не возложена, поручение не давалось, в связи с чем отсутствует состав дисциплинарной ответственности.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам, подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал оценку в соответствии с правилами, установленными ст. 67 ГПК РФ. Юридически значимые обстоятельства по делу установлены верно. Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в результате ненадлежащей организации ФИО1 исполнения гражданскими служащими организационного управления должностных обязанностей произошло несвоевременное согласование штатного расписания Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа на 2020 год руководителем Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа, судебная коллегия находит несостоятельными.
Согласно ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы.
Порядок применения дисциплинарного взыскания установлен ст. ст. 58, 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который включает проведение служебной проверки, в ходе которой должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, а также о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из недоказанности ответчиком неисполнения или ненадлежащего исполнения ФИО1 по её вине возложенных на неё служебных обязанностей.
Порядок формирования штатной численности органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа, утвержденный постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 6 октября 2015 года № 321-п не содержит в себе ссылки на сроки утверждения и согласования штатного расписания. Иных документов, регламентирующих сроки направления и согласования штатных расписаний органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа, суду не представлено.
Доказательств поручения гражданским служащим организационного управления направить утвержденное 30 декабря 2019 года штатное расписание на 2020 год для согласования в определенный срок и его неисполнение не имеется.
Положением об организационном управлении Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа, служебным контрактом и должностным регламентом начальника организационного управления Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа, вопросы по разработке, утверждению, направлению для согласования штатного расписания Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа не урегулированы.
Ответчиком не представлено доказательств ненадлежащей организации начальником организационного управления Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа исполнения гражданскими служащими организационного управления их должностных обязанностей.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности вменяемого истцу дисциплинарного проступка, ответственность за совершение которого может быть возложена на государственного гражданского служащего.
Установив факт нарушения трудовых прав истца при привлечении его к дисциплинарной ответственности, что свидетельствует о неправомерности действий ответчика и причинении нравственных страданий истцу, суд первой инстанции на основании ст. 237 ТК РФ правомерно взыскал в его пользу компенсацию морального вреда. Размер компенсации морального вреда определен судом первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств дела, объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, принципов разумности и справедливости.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, в которой ответчик излагает позицию, высказанную в суде первой инстанции, и доводы которой сводятся к несогласию с выводами суда и оценкой представленных по делу доказательств, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 30 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа – без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Гомола
Судьи А.А. Аршинов
Н.Н. Рожин