ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1200/19 от 21.03.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Румянцева Л.Н.

Дело № 33-1200/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Равинской О.А.

судей Гушкана С.А., Ваниной Е.Н.

при секретаре Никитниковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

21 марта 2019 года

гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа город Рыбинск на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 26 ноября 2018 года, которым постановлено:

«Обязать Администрацию городского округа г. Рыбинск в срок до 31 декабря 2019 г. выполнить следующий перечень мероприятий по приведению участков автомобильной дороги общего пользования, расположенных на <адрес>) и участка автомобильной дороги, расположенного на <адрес> в соответствие с требованиями, предусмотренными п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения»:

разработать и утвердить проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования по <адрес>, участок от <адрес> до <адрес>;

установить основные и дополнительные дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличками 8.2.1 «Зона действия» перед участком дороги, проходящим вдоль <Учреждение1> (<адрес>), в соответствии с п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»;

установить основные и дополнительные дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличками 8.2.1 «Зона действия» перед участком дороги, проходящим вдоль <Учреждение2> (<адрес>), в соответствии с п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»;

обустроить искусственные неровности по всей зоне действия знака 1.23 «Дети» у <Учреждение2> (<адрес>) в соответствии с п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения».

Заслушав доклад судьи Гушкана С.А., судебная коллегия

установила:

Рыбинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации городского округа город Рыбинск, в котором, с учетом уточнений, просил возложить на Администрацию городского округа г. Рыбинск обязанность в срок до 31 декабря 2019 г. выполнить следующий перечень мероприятий по приведению участков автомобильной дороги общего пользования, расположенных на <адрес> в районе <адрес> (<Учреждение2>) и в районе <адрес> (<Учреждение1>) в соответствие с требованиями, предусмотренными п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения»: разработать и утвердить проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования по <адрес>, участок от <адрес> до <адрес>; установить основные и дополнительные дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличками 8.2.1 «Зона действия» перед участком дороги, проходящим вдоль <Учреждение1> (<адрес>), в соответствии с п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; установить основные и дополнительные дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличками 8.2.1 «Зона действия» перед участком дороги, проходящим вдоль <Учреждение2> (<адрес>), в соответствии с п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; обустроить искусственные неровности по всей зоне действия знака 1.23 «Дети» у <Учреждение2> (<адрес>) в соответствии с п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения».

Требования мотивированы тем, что отсутствие проекта, указанных дорожных знаков, искусственных неровностей противоречит указанным ГОСТам и нарушает права неопределённого круга лиц, в том числе, несовершеннолетних.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового, определив срок для исполнения мероприятий, указанных в решении, до 31 декабря 2020 года. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда установленным по делу обстоятельствам, нарушению норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, заслушав возражения прокурора Лазаревой Е.А., полагавшей жалобу необоснованной, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что жалоба не содержит оснований к отмене или изменению решения суда и поэтому подлежит оставлению без удовлетворения.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из того, что участки дороги на <адрес> в <адрес> не отвечают требованиям пункта 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», пункта 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», что создает опасность причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних воспитанников образовательных учреждений, расположенных в непосредственной близости от данных участков дороги, в связи с чем на администрацию городского округа, как лицо, обязанное обеспечить безопасность дорожного движения на данном участке дороги, подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения.

С данным выводом суда судебная коллегия соглашается, считает его правильным, основанным на материалах дела и законе – статьях 3, 5, 6, 17 Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьях 6, 12, 22, 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 210 ГК РФ, положениях пункта 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», пункта 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения».

Довод жалобы о том, что положения пункта 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» не является обязательным, аварийность на данном участке дороги отсутствует, не может быть основанием для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

1) добровольность применения документов по стандартизации;

2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

ГОСТ Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения". Раздел 4 (пункты 4.1.3, 4.2.2, 4.2.3, 4.3.6, 4.4, 4.6, 4.7) включен в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 4 ноября 2017 года № 2438-р.

В соответствии с положениями пункта 6.2 ГОСТ Р 52605-2006, утв. утв. Приказом Ростехрегулирования от 11 декабря 2006 года N 295-ст, искусственные неровности устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.

Искусственные неровности допускается устраивать на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий:

- в начале опасного участка перед детскими и юношескими учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах [1];

- перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до 40 км/ч и менее, установленное знаками 3.24 "Ограничение максимальной скорости", 5.3.1 "Зона с ограничением максимальной скорости", 5.21 "Жилая зона";

- перед нерегулируемыми перекрестками с необеспеченной видимостью транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге, на расстоянии от 30 до 50 м до знака 2.5 "Движение без остановки запрещено";

- по всей зоне действия знака 1.23 "Дети" через 50 м друг от друга.

Пункт 6.2 находится в разделе 6 выше названного ГОСТа Р и поэтому формально не является обязательным для исполнения всеми лицами и органами, ответственными за безопасность дорожного движения.

Вместе с тем, распоряжением Правительства РФ от 8 января 2018 года № 1-р утверждена Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы (далее - Стратегия). Согласно данному документу целями Стратегии являются повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году.

Основными направлениями реализации Стратегии являются изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения; повышение защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов; совершенствование улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения, включая развитие работ по организации дорожного движения.

Основными задачами по реализации направления, связанного с повышением защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов, являются осуществление комплекса мер по обеспечению безопасности детей в ходе их участия в дорожном движении; совершенствование организации движения пешеходов на улично-дорожных сетях с целью минимизации опасности их движения в условиях высокоинтенсивных транспортных потоков путем использования современных методов анализа, моделирования и прогнозирования; комплексное обустройство пешеходных переходов (надземных, подземных, наземных), учитывающих потребности оптимальной организации пешеходного движения. Обустройство пешеходных переходов необходимым набором технических средств организации дорожного движения с применением инновационных методов и технологий.

Основными задачами по реализации направления, связанного с совершенствованием улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения, включая работы по организации дорожного движения, являются совершенствование дорожных условий и дорожной инфраструктуры в части повышения безопасности дорожного движения за счет малозатратных, но эффективных мероприятий (устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, нанесение дорожной разметки, установка дорожных знаков и указателей, безопасное размещение и оборудование мест остановок маршрутных транспортных средств).

Реализация Стратегии основывается на следующих принципах: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; концентрация усилий на малозатратных, но эффективных мероприятиях по снижению уровня дорожно-транспортного травматизма; приоритет обеспечения безопасности уязвимых участников дорожного движения (дети, пешеходы, инвалиды), пассажирских и грузовых перевозок.

В материалы дела по требованию судебной коллегии представлен акт проверки эксплуатационного состояния <адрес> от 14 марта 2019 года, составленный сотрудниками прокуратуры г. Рыбинска и ОГИБДД МУ МВД России Рыбинское», согласно которому проект организации дорожного движения на <адрес> отсутствует, интенсивность движения транспортных средств на данном участке дороги составляет 193 автомобиля в сутки, пешеходов – 426 человек в сутки, ближайшие светофорные объекты расположены на расстоянии более 440 метров от детского образовательного учреждения, место для перехода проезжей в районе детских образовательных учреждений части не обустроено.

Таким образом, из материалов дела видно, что в месте повышенной концентрации детей рядом с проезжей частью автомобильной дороги органом местного самоуправления не созданы условия для обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения - детей.

С учетом совокупности имеющихся факторов – расположения детских образовательных учреждений вблизи проезжей части дороги, интенсивности автомобильного и пешеходного движения, отдаленностью существующих светофорных объектов и пешеходных переходов, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что обязанность обустроить указанные в иске участки проезжей части средствами принудительного снижения скорости движения автотранспорта отвечает требованиям действующего законодательства и в данном конкретном случае является необходимым.

Непредставление в дело информации о состоянии аварийности на данном участке не свидетельствует об отсутствии необходимости принятия мер для обеспечения безопасности дорожного движения в вблизи детских образовательных учреждений.

Установленный судом срок исполнения возложенной на ответчика обязанности – до конца 2019 года, является разумным. Доказательств недостаточности данного срока для исполнения решения суда в дело не представлено.

Довод жалобы о нехватке бюджетного финансирования, судебная коллегия отклоняет.

Недостаточность у лица, не исполняющего возложенную на него законом обязанность, денежных средств не является основанием доля освобождения его данной обязанности.

В целом доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда и не содержат оснований к отмене или изменению решения суда.

По изложенным причинам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 26 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Рыбинск без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи