ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1200/2022 от 10.02.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-1200/2022 председательствующий судья суда первой инстанции Киселев Е.М.

УИД 91RS0012-01-2021-002714-87

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи И.И. Мотиной

судей Т.С. Готовкиной, Н.Н. Заболотной

при секретаре Ю.С. Ушак

рассмотрела 10 февраля 2022 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, о включении периодов работы в специальный стаж, о назначении досрочной страховой пенсии,

по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 19 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым

УСТАНОВИЛА:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи. С учетом уточнения исковых требований истец просил суд признать незаконным отказ УПФР от 12.04.2021года в назначении досрочной страховой пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы в должности водолаза, занятого работой под водой: в Керченской спасательной службе с 01 октября 1988 года по 31 декабря 1988 года, с 01 сентября 1989 года по 21 сентября 1989 года, с 01 апреля 1991 года по 30 апреля 1991 года, в Керченской группе АСПТР с 27 сентября 1989 года по 31 октября 1989 года, в Керченской спасательной службе с 01 апреля 1991 года по 30 апреля 1991 года, в Керченской кустовой спасательной станции на водах с 01 апреля 1992 года по 31 ноября 1992 года, с 01 января 1993 года по 25 сентября 1993 года, в ООО «Крымподводсервис» с 01 мая 2003 года по 31 мая 2003 года, в ООО «Укрпромгазстрой» с 12 июня 2007 года по 31 октября 2007 года, с 01 декабря 2007 года по 31 января 2009 года, с 01 апреля 2009 года по 31 августа 2009 года, с 01 мая 2010 года по 31 ноября 2010 года. Так же истец просил обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 октября 2020 года.

В обоснование требований истец указал, что с 1989 года работает водолазом, имеет специальный стаж по Списку№1, однако при обращении в пенсионный орган ему оказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 19 июля 2021 года с учетом определения об исправлении описки от 23 сентября 2021года исковые требования ФИО1 удовлетворены, признано незаконным и отменено решение УПФР в г. Керчи от 12.04.2021 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, на ответчика возложена обязанность по включению в специальный стаж периодов работы в Керченской спасательной службе с 01 октября 1988 года по 31 декабря 1988 года, с 01 сентября 1989 года по 21 сентября 1989 года, с 01 апреля 1991 года по 30 апреля 1991 года; в Керченской группе АСПТР с 27 сентября 1989 года по 31 октября 1989 года; в Керченской кустовой спасательной станции на водах с 01 апреля 1992 года по 31 ноября 1992 года, с 01 января 1993 года по 25 сентября 1993 года; в ООО «Крымподводсервис» с 01 мая 2003 года по 31 мая 2003 года; в ООО «Укрпромгазстрой» с 12 июня 2007 года по 31 октября 2007 года, с 01 декабря 2007 года по 31 января 2009 года, с 01 апреля 2009 года по 31 августа 2009 года, с 01 мая 2010 года по 31 ноября 2010 года. Кроме того, суд обязал ответчика назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 октября 2020 года.

Ответчик не согласился с принятым решением суда, подал на него апелляционную жалобу, в которой просил отменить обжалуемое решение в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Настаивает на отсутствии у ФИО1 необходимого стажа работы по Списку №1.

Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 13 января 2022 года при подготовке дела к слушанию была произведена замена ответчика ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Керчи Республики Крым на правопреемника - ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым.

Истец ФИО1 в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель ответчика ГУ ОПФР по Республике Крым в судебном заседании участия не принимал, был уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без участия представителя.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения истца на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2019 года).

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением Правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2015 года, досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет.

В соответствии с пп. «а» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 (ред. от 05.12.2018) «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

В силу абзаца первого подпункта «а» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10.

При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 года работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Правом на досрочную пенсию по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённому Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10, раздел XXIII - общие профессии, код 12100000-11465 (в редакции Постановления Совмина РСФСР от 02.10.1991 года N 517) пользуются водолазы и другие работники, занятые работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц).

Согласно Разъяснениям Минтруда Российской Федерации от 11.05.1993 года N 6 «О порядке применения Списков N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10 и дополнений к этим спискам, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 09.08.1991 N 591», по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать водолазам и другим работникам, занятым работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц), либо, время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более (раздел XXIII «Общие профессии» Списка N 1, позиция 12100000-11465).

Судом установлено, что 01 октября 2020 года ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) обратился в ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с работой с вредными условиями труда в качестве водолаза (Список N 1).

Решением УПФР в г. Керчи от 12 апреля 2021 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа, требуемой продолжительности в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.1013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Из отказа ответчика следует, что стаж истца работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по Списку №1, принятый к зачету, составляет 03 года 03 месяца 22 дня, страховой стаж составляет 22 года 10 месяцев 11 дней.

В специальный стаж пенсионным органом не включены периоды работы истца в должности водолаза, занятого работой под водой в Керченской спасательной службе с 01 октября 1988 года по 31 декабря 1988 года, с 01 сентября 1989 года по 21 сентября 1989 года, с 01 апреля 1991 года по 30 апреля 1991 года, с 01 мая 2003 года по 31 мая 2003 года; в Керченской группе АСПТР с 27 сентября 1989 года по 31 октября 1989 года; в Керченской кустовой спасательной станции на водах с 01 апреля 1992 года по 31 ноября 1992 года, с 01 января 1993 года по 25 сентября 1993 года; в ООО «Укрпромгазстрой» с 12 июня 2007 года по 31 октября 2007 года, с 01 декабря 2007 года по 31 января 2009 года, с 01 апреля 2009 года по 31 августа 2009 года, с 01 мая 2010 года по 31 ноября 2010 года, поскольку время пребывания на глубине составляет менее 25 часов в месяц, отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Украины, отсутствуют сведения из Пенсионного фонда Украины подтверждающие право ФИО1 на досрочное пенсионное обеспечение за период с 2007 года по 2011год, сведения о пребывании под водой за 1993 год, указанные в Книжке водолаза №26 периоды работы с 02 октября 1991 года по 25 сентября 1993 года заверены печатью с аббревиатурой УССР, в то время как с 24 августа 1991 года было создано государство Украина.

Разрешая требования истца и удовлетворяя их, суд правильно исходил из того, что время пребывания истца под водой, согласно данным личных книжек водолаза, за весь период водолазной практики составило более требуемых 2 750 часов.

В соответствии с личной книжкой водолаза ФИО1 приказом № 48 от 29.09.1988 года присвоена квалификация водолаза 3 класса III группы спец. работ (л.д.34).

Согласно записям, сделанным в личной книжке водолаза, водолазный стаж истца, подтвержденный в указанной личной книжке водолаза составляет: 1988 год – 20 часов 48 минут, 1989 года- 280 часов 15 минут, 1990 год – 1412 часов 55 минут, 1991 год -190 часов 20 минут, 1992 год- 145 часов 31 минута, 1993 год- 174 часа, 1999 год – 303 часа 45 минут, 2000 год – 263 часа 35 минут, 2003 год – 207 часов 15 минут, 2004 год – 211 часов 30 минут, 2007 год -211 часов 24 минуты, 2008 год – 393 часа 09 минут, 2009 год – 190 часов 55 минут, 2010 год – 296 часов 15 минут, а всего 4049 часов 36 минут (л.д. 14-22).

Согласно записям, сделанным в личной книжке водолаза, выданной 30.06.2004 года Севастопольским военно-морскими ордена Красной Звезды институтом имени ФИО9 на имя ФИО10, водолазный стаж истца, подтвержденный в указанной личной книжке водолаза составляет: 2005 год – 59 часов 20 минут, 2006 год- 397 часов 00 минут, 2007 год – 308 часов 00 минут, 2008 год-342 часа 00 минут, 2009 год-357 часов 00 минут, 2010 год-353 часа 00 минут, 2011 год-343 часа 00 минут, 2012 год-282 часа 10 минут, 2013 год- 283 часа 20 минут, 2014 год- 185 часов 00 минут, а всего 4049 часов 37 минут.

Следовательно, суммарное количество часов пребывания истца под водой в спорный период с начала водолазной практики (более 10 лет) составляет 4049 часов 37 минут, что более 2 750 часов.

Согласно Разъяснениям Минтруда РФ от 11.05.1993 N 6 "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года, и дополнений к этим спискам, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР N 591 от 09 августа 1991 года", которые не отменены и не признаны утратившими силу, пенсии по Списку N 1 следует назначать водолазам и другим работникам, занятым работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц), либо время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более - как водолазам и другим работникам, занятым работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц).

Доводы ответчика о том, что сведения о пребывании под водой, указанные в Книжке водолаза №26 периоды работы с 02 октября 1991 года по 25 сентября 1993 года заверены печатью с символикой УССР, не подлежат включению в специальный стаж, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.

По мнению судебной коллегии, наличие в Книжке водолаза оттиска круглой печати организации с символикой ранее действующего государства, не может являться нарушением, поскольку такой запрет не установлен нормативными актами.

Изменение названия государств после распада СССР в 1991 году повлекло изменения всей государственной символики, однако законодательство не содержит нормы, которая бы устанавливала сроки изменения печатей предприятия в связи с распадом СССР.

Проставление в Книжке водолаза книжке печати старого образца, свидетельствует лишь о неисполнение работодателем обязанности по приведению печати организации в соответствие с требованиями закона, и не может в данном случае создавать для истца неблагоприятные последствия в виде исключения спорного периода из подсчета стажа.

Так же является несостоятельным довод ответчика об отсутствии сведений из уполномоченного органа Украины о перечислении страховых взносов в спорный период.

Частью 6 ст. 11 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.

Согласно статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

С тем чтобы обеспечить в рамках этого перехода стабильность правового положения граждан в максимальной степени, избежать пробелов, затрудняющих реализацию их прав, необходимы были законодательные гарантии, которые позволяли бы гражданам не только реализовать приобретенные пенсионные права при сохранении размеров ранее назначенных пенсий, но и продолжить формирование пенсионных прав в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Исходя из этого, федеральный законодатель предусмотрел как правила пенсионного обеспечения, подлежащие применению в течение переходного периода, так и особенности осуществления пенсионных прав соответствующих категорий граждан в рамках системы обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения после 1 января 2015 года.

Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым, устанавливает Федеральный закон N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Положения Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 208-ФЗ от 21 июля 2014 г., содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6- ФКЗ от 21 марта 2014 года, иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, согласно части 3 статьи 2 указанного закона, подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

Как следует из паспорта гражданина Российской Федерации серии 03 14 , ФИО1 с 24 апреля 2001 года зарегистрирован в <адрес> Республики <адрес>, следовательно, на него распространяется действие Федерального Закона Российской Федерации N 208-ФЗ.

Таким образом, спорные периоды работы ФИО1 подлежат включению в страховой стаж с учетом положений Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о признании незаконным решения об отказе включения спорных периодов работы в специальный стаж.

Доводы апелляционной жалобы в части определения порядка подсчета специального стажа истца (исходя из 275 часов в год, 25 часов в месяц) без учета разъяснений Минтруда Российской Федерации от 11 мая 1993 года N 6, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку льготный порядок определения стажа водолазов основан, в том числе, на учете фактического времени пребывания под водой с начала водолазной практики.

Оснований для неприменения к спорным правоотношением вышеуказанного разъяснения не имеется.

В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Аналогичное положение содержалось в пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с целью единообразного применения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предоставлено право издавать по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и при необходимости с другими федеральными органами исполнительной власти соответствующие разъяснения.

Аналогичная норма содержалась в пункте 2 постановления Совмина РСФСР от 02 октября 1991 года N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет", согласно которой Министерству труда РСФСР, Министерству здравоохранения и социального обеспечения РСФСР по согласованию с Пенсионным фондом РСФСР и с участием профсоюзов предоставлено право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение; списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет; правил исчисления выслуги и назначения пенсий.

Таким образом, Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 11 мая 1993 года N 6 изданы уполномоченным органом и в пределах предоставленной ему компетенции, согласованы с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации, соответственно, носят нормативный характер и подлежат применению наряду с иными нормативными актами в сфере пенсионного регулирования.

Указанные Разъяснения предусматривают в качестве альтернативного условия назначения пенсии водолазам наличие периода пребывания под водой за весь период водолазной практики в количестве 2750 часов и более и согласуются с ранее высказанной позицией Министерства социального обеспечения РСФСР, изложенной в Письме от 13 марта 1987 года N 1-33-И, о том, что не имеется оснований для отказа в назначении льготной пенсии водолазам, инструкторам по водолазному делу, водолазным специалистам, инструкторам-водолазам, старшинам водолазной станции, время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 3000 часов (на тот период времени занятость под водой была установлена 300 часов в год) и более, при условии достижения ими 50-летнего возраста и стажа работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на водолазных работах.

Льготный порядок определения стажа водолазов основан, в том числе, на учете фактического времени пребывания под водой, соответственно, исключение из подсчета специального стажа периодов, в течение которых водолаз не вырабатывал норму часов пребывания под водой (при том, что в указанные периоды на водолаза также оказывали влияние вредные и (или) опасные факторы, с наличием которых законодатель связывает право на досрочное пенсионное обеспечение водолазов), но с учетом которых суммарная продолжительность пребывания под водой с начала водолазной практики составляла не менее 2750 часов, необоснованно ущемляло бы права данной категории лиц на пенсионное обеспечение.

Исходя из указанных правовых норм и разъяснений, досрочная пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали по профессии водолазами или работниками, занятыми работой под водой, не менее 10 лет - 275 часов в год (25 часов в месяц), либо время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более, и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

Разъясненияазъяснения Минтруда Российской Федерации от 11 мая 1993 года N 6 изданы уполномоченным органом и в пределах предоставленной ему компетенции, согласованы с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации, соответственно, носят нормативный характер и подлежат применению наряду с иными нормативными актами в сфере пенсионного регулирования.

Указанные разъяснения предусматривают в качестве альтернативного условия назначения пенсии водолазам наличие периода пребывания под водой за весь период водолазной практики в количестве 2750 часов и более и согласуются с ранее высказанной позицией Министерства социального обеспечения РСФСР, изложенной в письме от 13 марта 1987 года N 1-33-И, о том, что не имеется оснований для отказа в назначении льготной пенсии водолазам, инструкторам по водолазному делу, водолазным специалистам, инструкторам-водолазам, старшинам водолазной станции, время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 3000 часов (на тот период времени занятость под водой была установлена 300 часов в год) и более, при условии достижения ими 50-летнего возраста и стажа работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на водолазных работах.

Исходя из указанных правовых норм и разъяснений, трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали по профессии водолазами или работниками, занятыми работой под водой, не менее 10 лет - 275 часов в год (25 часов в месяц), либо время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более, и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

В соответствии с частью первой статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Суммарное количество часов пребывания истца под водой с начала водолазной практики на 31.12.2019 года составляет более 2750 часов, страховой стаж истца превышает 20 лет, стаж работы в должности водолаза составляет более 10 лет, 09 сентября 2015 года истцу исполнилось 50 лет, в связи с этим суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения ФИО1 с заявлением в пенсионный орган - 01 октября 2020 года.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Керченского городского суда Республики Крым от 19 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, без удовлетворения.

Председательствующий И.И. Мотина

Судьи Т.С. Готовкина

ФИО2