Судья Малышева Е.А. Дело № 33-12019/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 октября 2013 года г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Федоренко И.В.,
судей Шиповской Т.А., Петрушенко Ф.П.,
при секретаре Чередниченко Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Волгограде гражданское дело по исковому заявлению П.Н., П.В. к территориальному общественному самоуправлению «Мечта», территориальному общественному самоуправлению «Надежда», администрации Тракторозаводского района г. Волгограда о признании решения конференции граждан и агентского договора недействительными,
по апелляционной жалобе П.Н., П.В.
на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 05 августа 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано,
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., выслушав представителя ТОС «Мечта» Ш., ТОС «Надежда» К., администрации Тракторозаводского района г. Волгограда М. и П.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
П.Н., П.В. обратились в суд с иском к ТОС «Мечта», ТОС «Надежда», администрации Тракторозаводского района г. Волгограда о признании решения конференции граждан от ДД.ММ.ГГГГ, протокола № <...> собрания комитета ТОС «Мечта» от 27.01.2011года, агентского договора № 1 от 01.02.2011года, заключенного между ТОС «Мечта» и ТОС «Надежда» незаконными.
С учетом уточненных требований указали, что 14 ноября 2010 года состоялась конференция жителей, на которой было учреждено ТОС «Мечта» и избран совет ТОС «Мечта». Однако регистрация ТОС «Мечта» в администрации Тракторозаводского района г. Волгограда состоялась только 20 мая 2011 года. Вместе с тем, до регистрации ТОС «Мечта» собрание комитета ТОС «Мечта» 27 января 2011 года приняло решение о заключении агентского договора с ТОС «Надежда» на оказание услуг на вывоз ТБО. В связи с чем агентский договор, заключенный 01.02.2011 года между ТОС «Мечта» и ТОС «Надежда» на вывоз ТБО, по мнению истцов, является незаконным, поскольку заключен до регистрации ТОС «Мечта» в администрации района. Кроме того, 01.10.2012г. между ТОС «Мечта» и ТОС «Надежда» был заключен аналогичный агентский договор на вывод ТБО. По мнению истцов, ТОС «Мечта» не вправе заключать какие-либо договоры, поскольку оно не является юридическим лицом. Кроме того, указанные два агентских договора были заключены ТОС «Мечта» без их ведома и согласия. Данными договорами нарушаются материальные права истцов. На основании указанных агентских договоров ТОС «Надежда» 01.02.2011г. заключило дополнительное соглашение к договору от 15.06.2010г. на оказание услуг по выводу ТБО от населения. Поскольку агентские договоры незаконны, поэтому, по мнению истцов, указанное дополнительное соглашение также является незаконным, в связи с чем истцы просят признать его не подлежащим применению.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе П.Н. П.В. оспаривают законность и обоснованность постановленного судом решения, просят его отменить.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в редакции от 07.05.2013, с изменениями от 27.06.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.
Согласно статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся, в том числе, общественные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
В соответствии с статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно «Положения о территориальном общественном самоуправлении в г. Волгограде», утвержденным Решением Волгоградской городской Думы от 21 февраля 2007 года № 41/1010, под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории Волгограда для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (статья 1). Устав территориального общественного самоуправления является основным учредительным документом территориального общественного самоуправления, обеспечивающим организационно-распорядительные функции по реализации собственных инициатив граждан, а также участие граждан в решении вопросов местного значения (ст. 11). Территориальное общественное самоуправление без образования юридического лица считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления в администрации соответствующего района Волгограда (ст.12 п.1.1). В течение 1 месяца со дня представления вышеуказанных документов администрация соответствующего района Волгограда принимает решение о регистрации устава территориального общественного самоуправления или об отказе в регистрации, о чем информирует городскую Думу в течение 5 дней со дня принятия решения (ст.12 п.1.3). Органы территориального общественного самоуправления могут, в том числе, осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления Волгограда с использованием средств бюджета Волгограда (ст.17).
Как установлено судом апелляционной инстанции и усматривается из материалов дела, 14 ноября 2010 года состоялась конференция граждан, проживающих на определенных улицах Тракторозаводского района г. Волгограда, на которой было принято решение по организации на части территории Тракторозаводского района г. Волгограда в границах определенных улиц, на которых располагается частный сектор, в том числе ул. Дежнева, ТОС «Мечта».
На этой же конференции был принят Устав ТОС «Мечта» и избран Совет ТОС «Мечта» в количестве 11 человек.
После проведения указанной конференции, Устав ТОС «Мечта» и иные документы были своевременно сданы в администрацию Тракторозаводского района г.Волгограда для регистрации ТОС.
Однако регистрация ТОС «Мечта» была произведена только в мае 2011 года.
Установив, что несвоевременная регистрация произошла по независящим от ТОС «Мечта» причинам, суд правильно указал, что данные обстоятельства не должны повлиять на ограничение прав ТОС на осуществление полномочий в интересах населения территории ТОС.
Из содержания Устава ТОС «Мечта» следует, что ТОС является некоммерческой организацией, объединяющей граждан по месту их жительства на территории Тракторозаводского района Волгограда, не являющегося поселением, для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (пункт 1.1.).
ТОС «Мечта» является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. ТОС может от своего имени совершать любые сделки, не противоречащие законодательству РФ и настоящему уставу, приобретать имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде. ТОС имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием (пункт 1.2).
Для достижения целей ТОС призвано решать следующие задачи: реализация программы содержания и развития территории населенного пункта, направленной на ее благоустройство и удовлетворение социально-бытовых потребностей ее жителей. Координировать работу, в том числе, над качеством уборки территории, вывозом мусора. Поддержание в порядке дворов, дорог, тротуаров, прилегающей территории к домовладениям (пункт 3.2).
ТОС на территории населенного пункта осуществляется в следующих формах, в том числе, работа органов ТОС территории населенного пункта (пункт 3.4.)
Для организации и непосредственной реализации направлений деятельности, принятых на себя ТОС, собрание (конференция) избирает исполнительный орган – совет территориального общественного самоуправления. В пределах полномочий, определенных настоящим уставом, совет вправе заключать договоры и соглашения с органами местного самоуправления, а также с другими организациями независимо от форм собственности (пункты 5.1, 5.2).
Председатель совета представляет интересы населения проживающего на данной территории, обеспечивает исполнение решений, принятых на конференциях жителей. Во исполнение возложенных на совет задач, председатель Совета действует без доверенности от имени ТОС, в том числе обеспечивает контроль над соблюдением правил благоустройства и санитарного содержания подведомственной территории ТОС (пункт 5.3.).
Согласно справки ИФНС г. Волгограда в едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения в отношении ТОС «Мечта».
27 января 2011 года на заседании собрания комитета (Совета) ТОС «Мечта» принято решение о заключении агентского договора с ТОС «Надежда» на услуги вывоза твердых бытовых отходов, оказываемые ООО «БИО», с территории ТОС «Мечта».
При указанных обстоятельствах, учитывая, что принятие необходимых мер к организации сбора и вывоза ТБО, ТОС осуществляло в интересах населения, проживающего на территории ТОС «Мечта», суд пришел к верному выводу о том, что указанное решение Совета ТОС «Мечта» от 27 января 2011г. принято в соответствие с законодательными актами, регулирующими деятельность территориального общественного самоуправления, в связи с чем оснований для признания решения Совета ТОС «Мечта» от 27 января 2011г. незаконным не имеется, а поэтому в иске в данной части обоснованно отказано.
При таких данных доводы апелляционной жалобы о том, что решение Совета ТОС «Мечта» от 27 января 2011г. является незаконным, поскольку Устав ТОС «Мечта» на день принятия этого решения еще не был зарегистрирован в администрации района, судебной коллегией отклоняются.
ТОС «Надежда» является юридическим лицом, зарегистрировано в государственном реестре юридических лиц и осуществляет свою деятельность на территории определенных улиц Тракторозаводского района г.Волгограда.
15 июня 2010г. между ТОС «Надежда» и ООО «БИО» заключен договор, в соответствии с условиями которого ООО «БИО» осуществляет за счет населения ежедневный вывоз твердых бытовых отходов (далее по тексту - ТБО) от населения частного жилищного фонда в административных границах ТОС «Надежда».
Действие указанного договора от 15.06.2010г. продлено на период с 01.01.2012г. по 31.12.2012г. на основании дополнительного соглашения между сторонами договора от 29.11.2011г.
01 февраля 2011 года между ТОС «Мечта» и ТОС «Надежда» заключен агентский договор № 1, по условиям которого ТОС «Надежда» приняло на себя обязательство заключить в интересах ТОС «Мечта» договор с организацией, оказывающей услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от населения частного жилищного фонда в административных границах ТОС «Мечта».
После чего ТОС «Надежда» 01 февраля 2011 года заключило с ООО «БИО» дополнительное соглашение к договору от 15.06.2010г. «на оказание услуг по вывозу ТБО от населения», по условиям которого ООО «БИО» приняло на себя обязательство по ежедневному вывозу ТБО от населения частного жилищного фонда в административных границах, в том числе ТОС «Мечта», за счет средств населения.
Аналогичный агентский договор между ТОС «Мечта» и ТОС «Надежда» на вывоз ТБО от населения с территории ТОС «Мечта» был заключен также 01 октября 2012г.
На основании указанного договора от 15.06.2010г. и дополнительных соглашений к нему ООО «МВЦ ЖКХ и ТЭК» производило начисление платы населению ТОС «Мечта» за вывоз ТБО с направлением жителям ТОС «Мечта» соответствующих извещений об оплате за вывод ТБО в период с 01.02.2011г. и по настоящее время.
Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с П.Н. и П.В. солидарно в пользу ТОС «Надежда» взыскана задолженность по оплате услуг по выводу ТБО за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <.......> рублей.
Обращаясь в суд с настоящим иском, П.Н. и П.В. указали, что оспаривание решения совета ТОС «Мечта» от 27.01.2011г., агентских договоров от 01.02.2011г. и от 01.10.2012г., заключенных между ТОС «Мечта» и ТОС «Надежда», а также оспаривание дополнительного соглашения от 01.02.2011г. к договору от 15.06.2010г. им необходимо для того, чтобы оспорить решение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с них задолженности по оплате за вывоз ТБО за указанный период.
Учитывая, что принятое решение комитета ТОС «Мечта» от 27 января 2011 года основано на законе, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными агентского договора от 01 февраля 2011 года и агентского договора от 01 октября 2012г., заключенных между ТОС «Мечта» и ТОС «Надежда»; для признания незаконным и не подлежащим применению дополнительного соглашения от 01.02.2011г. к договору от 15.06.2010г., заключенному между ТОС «Надежда» и ООО «БИО» на оказание услуг по вывозу ТБО от населения в территории ТОС «Мечта».
Доводы апелляционной жалобы о том, что ТОС «Мечта» не вправе заключать агентские договоры с ТОС «Надежда» на вывоз мусора и ТБО с территории ТОС «Мечта», поскольку ТОС «Мечта» не является юридическим лицом, в связи с чем не вправе совершать какие-либо сделки, судебная коллегия находит не основанными на законе, поскольку в соответствии с вышеуказанными законодательными актами и Уставом ТОС «Мечта» Совет ТОС вправе осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории ТОС, для чего вправе заключать договоры с другими организациями независимо от форм собственности, в том числе за счет средств граждан, проживающих на этой территории.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном отклонении ходатайства о вызове свидетелей, не является основанием для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку в силу части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации достаточность доказательств и взаимная связь доказательств в их совокупности для разрешения конкретного спора определяется судом.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 05 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Н., П.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: