ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12046/2017 от 14.06.2017 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-12046/2017

Судья: Матусяк Т.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Малининой Н.Г.

судей

Кордюковой Г.Л., Петровой Ю.Ю.

при секретаре

Борисовой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 июня 2017 года апелляционную жалобу Лаптева Николая Васильевича на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2017 года по делу №2-997/2017 по иску Лаптева Николая Васильевича к Комиссии по установления стажа государственной службы при Губернаторе Ленинградской области, Губернатору Ленинградской области о признании незаконным решения, признании права на доплату к пенсии.

Заслушав доклад судьи Малининой Н.Г., объяснения представителя истца Лаптева Н.В. – Кониной А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Комиссии по установлению стажа государственной службы и доплаты к пенсиям при Губернаторе Ленинградской области – Кочоровой Е.В., возражавшей против отмены обжалуемого решения суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Лаптев Н.В. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Губернатору Ленинградской области о признании незаконным решения Комиссии по установлению стажа государственной службы и доплате к пенсиям при Губернаторе Ленинградской области от 02 сентября 2016 года об отказе в установлении ежемесячной доплаты к пенсии, обязании Комитета по социальной защите населения Ленинградской области выплатить ежемесячную надбавку к пенсии за период с 23 июля 2016 года по 23 ноября 2016 года включительно в размере <...> рублей <...> копеек и оплачивать истцу ежемесячную доплату к пенсии в размере 75 % от среднемесячного содержания лица, замещавшего государственную должность Ленинградской области на постоянной основе с учетом индексации.

В обоснование заявленных требований Лаптев Н.В. указал, что в период с 14 декабря 1997 года по 21 марта 2007 года являлся депутатом Законодательного собрания Ленинградской области, заместителем председателя постоянной комиссии по экономике, собственности и инвестициям Законодательного собрания Ленинградской области. Стаж замещения должности депутата Законодательного собрания Ленинградской области истца составил 09 лет 03 месяца 08 дней.

С 15 июля 2016 года Лаптеву Н.В. установлена страховая пенсия по старости бессрочно, что подтверждается справкой УПФР в Киришском районе Ленинградской области № <...> от 20 июля 2016 года.

22 июля 2016 года истец обратился в Комиссию по установлению стажа государственной службы и доплате к пенсиям при Губернаторе Ленинградской области, с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии.

Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по установлению стажа государственной службы и доплате к пенсиям при Губернаторе Ленинградской области от 02 сентября 2016 года № <...>, истцу отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в связи с тем, что он не замещал государственных должностей Ленинградской области на профессиональной основе и достиг пенсионного возврата после прекращения полномочий по государственной должности Ленинградской области.

Истец считает, что данный отказ является незаконным, выводы Комиссии являются ошибочными и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2017 года в удовлетворении исковых требований Лаптева Н.В. отказано.

В апелляционной жалобе Лаптев Н.В. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное при нарушении норм материального права.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Лаптев Н.В., представитель Комитета по социальной защите населения Ленинградской области не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.

В соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", регулирующего правовой статус государственных гражданских служащих, единство системы государственной службы Российской Федерации, взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий; установлений ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов; учета стажа государственной службы Российской Федерации различных видов; учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы; соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации (статьи 6 и 7).

Пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 19 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений названного указа исключительно за счет собственных средств.

По смыслу Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" гарантии лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

В случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 настоящего закона (пункт 4 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Аналогичные условия предоставления дополнительных гарантий приведены в пункте 12 статьи 19 этого же Федерального закона.

Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Пенсии за выслугу лет (ежемесячные доплаты к пенсиям) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, по своей правовой природе являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением данной категории граждан, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно с финансированием за счет средств их бюджетов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 12-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 2 апреля 2009 года N 473-О-О и от 1 октября 2009 года N 1060-О-О).

По сути, правовое регулирование направлено на достижение оптимального сочетания унификации и дифференциации в правовом регулировании отношений социального обеспечения лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, и лиц, замещающих должности государственной службы субъекта Российской Федерации.

Установление данных гарантий как лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, так и лицам замещающим должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, в полной мере соответствует организации и функционирования государственной власти субъекта Российской Федерации, характеру профессиональной деятельности указанной категории лиц, предъявляемым квалификационным требованиям, вводимым ограничениям, связанным с осуществлением их служебных полномочий, и призвано обеспечить им социальную защиту, в том числе после прекращения полномочий.

Как уже было отмечено выше, установление федеральным законодателем особого правового статуса государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации не лишает права вводить дополнительные гарантии законом субъекта Российской Федерации для такой категории граждан. Определяя перечень дополнительных гарантий для гражданских служащих, федеральный законодатель оставил этот перечень открытым, допуская тем самым возможность расширения региональным законодателем перечня дополнительных гарантий для государственного служащего.

Так, согласно п. 1 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 25.11.2002 года № 52-оз «О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Ленинградской области категории "А", государственные должности Ленинградской области и высшие должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР на территории Ленинградской области», ежемесячная доплата к пенсии устанавливается лицам, замещавшим государственные должности Ленинградской области и государственные должности Ленинградской области категории "А" (далее - государственные должности Ленинградской области) не менее одного года и освобожденным от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с отрешением от должности или вступившим в законную силу обвинительным приговором суда.

Постановлением Губернатора Ленинградской области от 13.12.2010 года № 310-пг, образована комиссия по установлению стажа государственной службы и доплате к пенсиям при Губернаторе Ленинградской области, в компетенцию которой также входит рассмотрение вопроса о назначении, изменении, приостановлении и прекращении выплаты ежемесячной доплаты к пенсии (далее - доплата к пенсии) лицам, замещавшим государственные должности Ленинградской области категории "А", государственные должности Ленинградской области и высшие должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР на территории Ленинградской области.

Согласно п. 3.3. Положения о Комиссии, утвержденного вышеуказанным Постановлением, при рассмотрении вопросов назначения (установления), изменения, приостановления и прекращения выплаты пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии, ежемесячного пособия Комиссия имеет право определять в соответствии с действующим законодательством право либо отсутствие права заявителя на назначение (установление) пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии, ежемесячного пособия; рассматривать заявления о назначении (установлении), изменении, приостановлении и прекращении выплаты пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии, ежемесячного пособия; определять размер пенсии за выслугу лет в процентах от среднемесячного заработка и размер доплаты к пенсии в процентах от среднемесячного (месячного) денежного содержания, а также дату начала ее выплаты; рекомендовать Губернатору Ленинградской области назначить (установить), изменить, приостановить или прекратить соответствующим заявителям выплату пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии, ежемесячного пособия.

Согласно пункту 4 статьи 2.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены, в частности, в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Судом первой инстанции установлено, что в период с 14 декабря 1997 по 21 марта 2007 года Лаптев Н.В. являлся депутатом Законодательного собрания Ленинградской области, заместителем председателя постоянной комиссии по экономике, собственности и инвестициям Законодательного собрания Ленинградской области в том числе:

- с 14 декабря 1997 года по 15 декабря 2001 года - 04 года 00 месяцев 03 дня - депутатом, заместителем председателя постоянной комиссии по экономике, собственности и инвестициям Законодательного собрания Ленинградской области, второго созыва на непостоянной основе;

-с 16 декабря 2001 года по 21 марта 2007 года - 05 лет 03 месяца 05 дней - депутатом, заместителем председателя постоянной комиссии по экономике, собственности и инвестициям Законодательного собрания Ленинградской области, третьего созыва на непостоянной основе.

С 15 июля 2016 года истцу установлена страховая пенсия по старости бессрочно, что подтверждается справкой УПФР в Киришском районе Ленинградской области № <...> от 20 июля 2016 года.

22 июля 2016 года истец обратился в Комиссию по установлению стажа государственной службы и доплате к пенсиям при губернаторе Ленинградской области, с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии. Данное заявление зарегистрировано за № <...>.

Согласно выписке из протокола заседания Комиссии от 02 сентября 2016 года № 5/2016, истцу было отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в связи с тем, что истец не замещал государственных должностей Ленинградской области на профессиональной основе и достиг пенсионного возврата после прекращения полномочий по государственной должности Ленинградской области.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции пришел к выводу, что с учетом системного толкования норм указанных правовых актов, а также с учетом компенсационного характера данной социальной гарантии, доплата к пенсии может быть установлена только лицу, замещавшему государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигшему пенсионного возраста в период осуществления им полномочий по указанной должности или потерявших трудоспособность в данный период. Лица, достигшие пенсионного возраста до того, как они стали замещать государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе, при прекращении своих полномочий права на указанную доплату к пенсии не приобретают.

Судебная коллегия считает, что указанные выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу п. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" социальные и иные гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц за виновные действия с их стороны.

В ходе судебного разбирательства истец не оспаривал тот факт, что пенсия ему была назначена 15 июля 2016 года (то есть после окончания периода осуществления полномочий по государственной должности), а также, что данные полномочия осуществлялись им не на постоянной профессиональной основе.

Вышеуказанными положениями закона определен конкретный перечень обстоятельств, дающих право на установлении ежемесячной доплаты к пенсии. Данный перечень является исчерпывающим, и расширенному толкованию не подлежит.

Доводы жалобы о том, что нормы п. 4 ст. 2.1 Федерального закона № 184-ФЗ распространяются на отношения, возникшие после введения его в действие и не может применяться к спорным правоотношениям, являются несостоятельными.

В соответствии с п. 5 ст. 4 Областного закона Ленинградской области от 25.11.2002 года № 52-оз «О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Ленинградской области категории "А", государственные должности Ленинградской области и высшие должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР на территории Ленинградской области» ежемесячная доплата к пенсии устанавливается и выплачивается на основании распоряжения Губернатора Ленинградской области для лиц, замещавших государственные должности Ленинградской области, со дня подачи заявления, но не ранее дня назначения пенсии, указанной в статье 2 настоящего областного закона, и дня освобождения от замещаемой должности (увольнения) в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно).

Истец обратился в Комиссию по установлению стажа государственной службы и доплате к пенсиям при Губернаторе Ленинградской области с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии 22 июля 2016 года в период действия нормы п. 4 ст. 2.1 Федерального закона № 184-ФЗ, следовательно к данным правоотношениям применимы нормы Федерального закона № 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 446-ФЗ).

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которых дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного решения.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лаптева Николая Васильевича – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: